Способ термической обработки литых деталей Советский патент 1979 года по МПК C21D1/56 

Описание патента на изобретение SU659635A1

I

Изобретение относится к области упрочнения стальных изделий с целью повышения их усталостной прочности и может найти применение в машиностроении при изготовлении стальных отливок, в частности отливок тележе грузовых вагонов, преимущественно боковых рам и надрессорных балок.

Известен способ термической обработки деталей, по которому проводят дифференцированное охлахадение различных сечений путем подачи различных охлаждающих сред ij .

Однако данный способ позволяет лишь выровнять скорости охлаждения металла в разных сечениях и снизить уровень внутренних напряжений.

Известен также способ упрочнения отливок надрессорных балок и боковы рам железнодорожных вагонов путем нагрева их до температуры 900-930 С выдержки при этой температуре не менее 1,5 ч и последующего охлаждения на воздухе 2j .

Недостатком указанного способа является разная скорость охлаждения отдельных участков в зависимости от их металлоемкости и конфигурации. Это приводит к образованию термических, как правило, растягивающих.

напряжений в зонах с замедленной скоростью охлаждения, которые, складываясь с рабочими напряжениями, уменьшают долговечность и эксплуатационную надежность деталей.

Цель предлагаемого способа - повышение долговечности и эксплуатационной надежности стальных литых деталей подвижного железнодорожного

состава путем перераспределения внутренних напряжений, направленного на создание или увеличение напряжений, противоположных по знаку рабочим напряжениям по зонам наиболее частых повреждений или наибольших напряжений.

Перераспределение напряжений достигается тем, что в процессе общего охлаждения детали, отдельные ее

зоны подвергают ускоренному охлаждению. При этом.скорость охлаждения металла зон повышенной повреждаемости или наибольших напряжений должна быть на 5- 25®С в минуту больше скорости охлаждения смежных зон до

температуры смежных зон 650-550°С. Разница в скорости охлаждения создает в зонах ускоренного охлгокдения остаточные напряжения сжатия, которые

будучи по знаку обратны напряжениям растяжения обуславливают повышение предела усталости и, соответственно долговечности деталей. Пример. Боковые рамы, изготовленные из стали 20 ФЛ/ загру жают в проходную термическую печь с темпом подачи 16 мин, нагревают до температуры 915±15°С и выдерживают при этой температуре. Время нахождения детали в печи составляет 3 ч 13 мин. После выхода боковой рамы и печи ПРОИЗВОДЯТ охлаждение на возду хе всей детали с одновременным ускоренным охлаждением сжатым воздухом наиболее повреждаемых зон внутренних углов буксовых и рессорных проемов. Скорость охлаждения этих зон составляет 25°С в минуту, смежных зон - 6°С в минуту. Ускорен ное охлаждение заканчивают при температуре смежных зон 600°С. В результате измерения во внутреннем углу буксового проема устано лены остаточные напряжения сжатия, примерно равные 480 кгс/см, что вызывает повышение долговечности боковой рамы. П р и м е р 2. Надрессорные балки, изготовленные из стали 20Л, загружают с темпом подачи 1б мин в проходную термическую печь и нагр вают до температуры с посл дующей выдержкой. Время нахождения балок в печи составляет 3 ч 12 мин. После выхода надрессорной балки из печи производят охлаждение всей детали на воздухе при одновременном ускоренном охлаждении сжатым воздухом нижнего пояса. Скорость его охлаждения составляет в минуту, скорость охлаждения смежных зон 6с в минуту. Ускоренное охлаждение заканчивают при температуре смежных зон . . В результате измерения s нижнем поясе зафиксированы напряжения порядка 200 кго/см Таким образом, применение предла таемого способа термической обработ ки позволило значительно уменьшить величины растягивающихнапряжений (с 625 до 200 кгс/см). Применение предлагаемого способа в промышленном производстве позволя ет повысить предел усталости и, coo вётственн.о, дo пгoввчнocть деталей. Так например, испытания боковых рам показали следующие результаты. Боковые рамы, изготовленные по обычной технологии, имеют предел 42 тс при коэффициусталости Р енте асимметрии 0,3 и базе испытания Ю циклов. Боковые рамы, изготовленные по предлагаемому способу, имеют при том же коэффициенте асимметрии и базе испытаний предел усталости порядка 60 тс. Таким образом, предел усталости боковых рам, обработанных по предлагаемому способу, повысился на 18 т или примерно на 40%. Такое повышение предела усталости обуславливает увеличение долговечности более чем в 2 раза. Предлагаемый способ позволяет повысить эксплуатационные нагрузки на деталь без увеличения ее веса и конструктивных переработок. Формула изобретения 1.Способ термической обработки литых деталей, преимущественно тележек железнодорожного подвижного состава, включающий нагрев до 990-930°С, выдержку при этой температуре и лоследующее охлаждение на воздухе, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и долговечности в эксплуатации, зоны наиболее высоких рабочих напряжения охлаждают со скоростью на в минуту большей, чем скорость охлаждения смежных зон, до температуры смежных зон 650-550 с. 2.Способ по П.1, о т л ич а ющ и и с я тем, что, охлаждение зон наиболее высоких рабочих напряжений ведут сжатым воздухом или водовоздушной смесью. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР 337416, кл С 21D1/56, 1972 2.Технологическая инструкция на термическую обработку стального литья в термических печах с охладительной камерой ИТ 37-74 Кременчугского завода литья и штамповок, 1974,

Похожие патенты SU659635A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ НИЗКОУГЛЕРОДИСТЫХ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ 2017
  • Фролов Алексей Александрович
  • Вальков Леонид Афанасьевич
RU2639082C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 2004
  • Попов С.И.
RU2263716C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2004
  • Попов С.И.
  • Кралин В.С.
  • Осинцев А.В.
RU2260060C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 2004
  • Попов С.И.
RU2258085C1
Способ термической обработки крупногабаритных литых деталей тележек грузовых вагонов 2016
  • Никулин Сергей Анатольевич
  • Рожнов Андрей Борисович
  • Белов Владислав Алексеевич
  • Фролов Алексей Александрович
RU2631781C1
РАМА БОКОВАЯ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА ШТАМПОСВАРНОЙ КОНСТРУКЦИИ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2014
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Фомин Андрей Иванович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
RU2566798C2
Способ изготовления стальных несущих деталей 1989
  • Попов Сергей Ильич
  • Пейрик Ханан Исаакович
  • Михалев Михаил Семенович
  • Йорш Евсей Танович
  • Коваленко Юрий Александрович
  • Нефедов Борис Викторович
  • Шагалов Владимир Леонидович
  • Подоляко Николай Васильевич
  • Козенко Валерий Яковлевич
  • Силаев Валерий Георгиевич
SU1693089A1
Способ упрочнения деталей 1982
  • Попов Сергей Ильич
  • Михалев Михаил Семенович
  • Дерябин Лев Иванович
  • Сотников Вениамин Константинович
  • Берштейн Лазарь Исаакович
  • Малыгин Юрий Николаевич
  • Осадчук Григорий Иванович
  • Терешкин Леонид Владимирович
  • Коваль Владимир Виленович
  • Матвиенко Анатолий Филиппович
  • Шагалов Владимир Леонидович
SU1157087A1
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2002
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Приходько Владимир Иванович
  • Бондарь Николай Александрович
  • Лозовик Ирина Михайловна
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Роговенко Ольга Александровна
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Кирпа Георгий Николаевич
RU2246416C2
СПОСОБ РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЫХ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2015
  • Чертовских Евгений Олегович
  • Околович Геннадий Андреевич
  • Габец Александр Валерьевич
RU2606665C1

Реферат патента 1979 года Способ термической обработки литых деталей

Формула изобретения SU 659 635 A1

SU 659 635 A1

Авторы

Михайлов Сергей Иванович

Михалев Михаил Семенович

Иорш Евсей Танович

Радзиховский Адольф Александрович

Битюцкий Анатолий Сергеевич

Бахмутский Борис Гаврилович

Малыгин Юрий Николаевич

Берштейн Лазарь Исаакович

Двухглавов Вячеслав Александрович

Пейрик Ханан Исаакович

Косарев Леонид Никитович

Медведик Леонид Рувимович

Чирков Сергей Иванович

Даты

1979-04-30Публикация

1976-09-27Подача