Система регулирования частоты вращения группы электродвигателей постоянного тока Советский патент 1979 года по МПК H02P5/50 H02P7/68 

Описание патента на изобретение SU666622A1

Датчик гока возбуждения и преобразо ватель скорости вращения осуществляют преобразование измеряемого параметра (ток возбуждения, скорость двигателя) в сигнал, поступающий на соответствующие элементы сравнения.

Эта система регулирования обладает следующими недостатками: при регулировании скорости-в щироком диапазоне частот и при сохранении неизменной величины хока в контуре главного гока на малы скоростях увеличивается относительная доля акт1гоных. потерь в подводящих кабелях якорной цепи. Это приводит к неэкономичносгй использования системы регулирования при широком диапазоне изменепия скорости, ухудшению условия коммутации на Mafibix скорост-ггх и уменьшению ресурса двягагеля.

Целью настоящего изобретения являет ся улучшение энергетических покааагелей и надежносгк системы регулирования.

Поставленная цель достигается тем, что в известную систему регулированиячастоты вращения группы электродвигаг-е- лей постоянного тока введен блок оптимизации энергетических параметров, BKJUO- чающий в себя функииональный преобразо в&тепъ, функциональные преобразователи- ограничители, коммутирующий элемент, индикатор количества 1 нераторов и амплитудный селектор, Бходьг которого сое- дикены с задающими устройствами контуров регулнровакия возбуждения двигателей а выход со входом функционально1Ч преобразователя, один выход которого вклю- Ч8Н на один из входов регуляторов стабилизированного тока контура главного тока а второй на один из входов функциональных преобраэовагелей-югранкчителей, другие входы которьгх через коммутирую™ Щйй элемент включены на выход яндакатора KOfiipjecTBa генераторов, а вхо.аы последнего соединены с выключателями контура главного тока, третьи входы упо1 янутых преобразователей-ограннчитвлей соединены с соотвеа-ствующими датчиками напряжения, а выходы с устройствами сравкекия контуров регулирования возбуждения двигателей.

Введение в сисгему регулирования часгогь вращения группы злекгродвигателей блока оптимизации улучшает энергетн- ческие покаэатели и надежность указанной системы.

На чертежа представлена пранципналь ная схема сясгемьг регулирования частоты врашения группы электродвигагелей.

Представленная система регулирования состоит из контура главного тока 1, контуров 2, 3 регулирования возбуждения каждого из электродвигателей и блока оптимизации энергетических параметров 4 (обведены штриховой линией).

Контур главного тока 1 включает в себя генераторы 5, 6 соединенные через выключатели 7, 8 с выпрямителями 9, Ю, выход которых соединен с электродвигателями 11, 12. Возбуждение генераторов осуществляется при помощи систем самовозбуждения 13, 14 и регуляторовстабилизированного тока 15, 16, выходы которых соединены с выходом датчика тока 17.

Контур 2 регулирования возбуждения электродвигателя 11 состоит из включенных в прямой последовательности задающего устройства 18, устройства сравнения 19, регулятора мощности 20, устройства сравнения 21, регулятора- скорости 22, устройства сравнения 23, регулятора тока Возбуждения 24, возбудителя двигателя 25; цепи обратной связи по току возбуждения, включающей в себя датчик тока возбуждения 26, выход которого подключен ко входу устройства сравнения 23; цепи обратной свяаи по скорости, включающей в себя тахогенератор 27, преобразователь скорости 28, выход которого подключен ко входу устройства сравнения 21; датчика напряжения 29, подключенного своим входом к. зажимам главной цепи элекгродвигагеля 11, а выходом - на функциональный преобразователь-ограничигель 30 блока оптимизации энергетических параметров 4.

Контур 3 регулирования возбуждения электродвигателя 12 иденгнчен по своему назначению контуру 2 и состоит из:, включенных в прямой последсязательносги задающего устройства 31, устройства сравнения 32, регулятора мошносги 33, устройства -сравнения 34, регулятора скорости 35, устройства сравнения 36, регулятора гока воэбуждення 37, возбудителя двигателя 38; цепи обратной связи по току возбуждения, включающей в себя датчик гока возбуждения 39, выход когорого подключен ко входу устройства сравнения 36; цепи обратной связи по скорости, включающей в себя тахогенерагор 40, преобразсшатель скорости 41, выход которого подключен на вход устройства сравнения 34; датчика напряж1эния 42, подключенного своим входом к зажимам главной цепи электродвигателя 12, а выходом - на фун циональный преобразовагель-юграничитель 43 блока оптимизации энергет1Г1еских параметров 4. В блок оптимизации энергетических па раметров 4 входит ам1глитудный селектор 44, на вход которого включены выходы задающих устройств 18 и 31 соответственно контуров 2 и 3 регулирования возбуждений электродвигателей, а выход соединен со влодом функционального пре образователя 45. Выход функционального преобразователя 45 подключен к о.аному из входов функциональных преобразователей-ограничителей 30 и 43, на другие входы которых включен, коммутирующий элемент 46, на вход которого подключен индикатор количесг ва генераторов 47. Схема выполнена по принципу нелзменного тока. Это означает поддержание в контуре главного тока 1 неизменной вел чины тока. Для этого возбуждение раторов 5 и 6 осуществляется через системы самсеозбуждения 13 и 14 от регуляторов стабилизированного тока 15 и 16, сигнал на вход которых поступает с датчика тока 17. В функции регуляторов стабилизированного тока 15 и 16 входаг изменение возбуждения генераторов 5 и 6 таким образом, чтобы независимо от нагрузки включенных в контур 1 электро двигателей 11 и 12 величина тока в контуре 1 сохранялась неизменной. При этом регулирование скорости электродвигателей 11 и 12 осуществляется изменением то ка возбуждения. Система регулирования частоты вращения построена таким образом, что управление каждым электродвигателем осуществляется независимо от своего задающего устройства. Так прп регулировании частоты вращения электродвигателя 11 сигнал с задающего устройства 18 поступает на вход устройства сравнения 19, на второй вход которого поступает сигнал с функционального преобразователя-ограничителя ЗО, представляющего собой устройство отсечки, сигнал на выходе которого появ ляется только при превыщенйи напряж.ени- ем на электродвигателе заданного знач&ния. Заданное значенке напряжения формируется по сигналу коммутирующего элемента 46 в зависимости от количества генераторов в контуре. Регулятор мощ ности 20 является пропорциональным звеном и при неизменном токе в якорной цепи, ограничивая напряжение на якоре элек тродвигателя 11, обеспечивает ограи11че нив МОЩНОСТИ, то есть задание такого значения скорости, которое бы обеспечивало допустимую мощность ка валу электродви-; гателя. В устройстве сравнения 21 сигнал сравнивается по задаваемой скорости врашения к действительной скорости, получаемой с тахргекератора 27 через преобразователь скорости 28. Необходимость в преобразователе скорости 28 определяется тем, что в качестве тахогенератора чаше всего используется генератор переменного тока, но при этом система регулирований работает по сигналам ного тока. В сравв; тающе.$ устройстве 23 сравниваются заданное и действигелькое значения тока возбуждения с датчика гока возбуждения 26. Выходной сигнал регулято ра тока возбуждения 24 поступает на вход преобразователя электродвигателя 25 и изменяет величшсу тока возбуждения электродвигателя 11. В рассматриваемой системе регулирсдаанйя используется прин цнп подчиненного регулирования. Точно Tastace работает н сисгема регулирования электродвигателя 12, Для ряда элекгрсяхркводов постоянного тока характерен широкий диапазон изменения нагрузки на валу электродвигателя. В случае применения систем неизменного тока во всем диапазоне изменения нагру- зек, при нагрузках вследствие увеличения доли потерь в общем энергетическом балансе ухудшаются энергетические показатели электропривода. Исходя из этого, для улучшения энергетического баланса производится изменение величины уставки тока в главном контуре 1 в зависимости от требуемой скорости вращения. Снижение величины стабилизированного тока в якорной цепи электродвигателя должно осуществляться в зависимости or требуемой скорости вращения (а значит и мощности на валу) наиболее загруженного электродвигателя. Поэтому сигнал на снижение устааки по хоку формируется функциональным преобразсшателем 45, подключенным к выходу амплитудного сеектора 44, входы которого подключены задающим устройствам (18 и 31) всех электродвигателей контура. На выход амплитудного селектора 44 проходит максимальный сигнал задания. Функциональный реобразователь 45 формирует сигнал ка изменение уставки регулятора стабилизирбваннрго тока, поэтому один из его выходов соединяется с регулирующими входами регуллгоров стабилизированного тока 15 и 16. Функциональный преобразсеатель 45 в зависимости от вида нагрузочной характеристики электродвигателя может формировать любой закон изменения выходногх сигнала на изменение уставки. Для обеспечения ограничения по мощ ности во всех режимах выход функциональнрго преобразсвателя 45 подключается к входам функциональных преобразователейограничителей 30 и 43 и осуществляет соответствующее устанавливаемой величине тока в контуре ограничение напряжения. Технико-экономическая эффективность от изобретения складьгоается из; улучщения -энергетических показателей системы при работе электродвигателей на пониженных оборотах за счет уменьшения потерь в сопротивлениях подводящих кабелей и якорной цепи двигателя; увеличения долговечности электродвигателя за счет улучшения условий коммутации на пониженных оборотах, вследствие снижения тока в якорной цепи и соответствующего увел{гче НИН потока возбуждения. Пре{1мущества изобретения наиболее полно раскрываются на многовальном судне с энергетической устансжкой стабили- зированного тока, когда в контуре постоянного тока включаются однотипные по назначению электродвигатели. Такие схемы целесообразно использо вать на судах для обеспечения хода судна при любом количестве генераторов в контуре. Ф О р мула изобретения Система регулирования частоты вращения группы электродвигателей постоянног тока, главные цепи которых соединены по схеме неизменного тока, содержащая контур главного тока, состоящий из генрраторов переменногчэ тока с системами возбуждения, регуляторов стабилизированного тока, вьшрямителейг двигателей, к контуры регулирования возбуждения электродаигателей, в состав каждого из которых входят регуляторы тока возбуждения, скорости, мощности, устройства сравнения, задающее устройство, датчики, отличающаяся тем, что, с целью улучшения энергетических показателей и надежности, в нее вреден €лок оптимизации энергетических параметров, включающий в себя функциональный преобразователь, функциональные преобразователи-ограничители, коммутирующий элемент, индикатор количества генераторов и амплитудный селектор, входы которого соединены с задающими устройствами контуров регулирования возбуждения двигателей, а выход со входом функциональйого преобразователя, один выход которого включен на один из входов регуляторов стабилизированного тоц контура главного тока, а второй - на одни из входов функциональных преобразователей-ограничителей, другие входы функциональных преобразователей-ограничителей через коммутирующий элемент включены на выход индикатора количества генератора, а нходы последнего соединены с выключателями контура главного тока| третьи входы упомянутых преобразсдаателей-ограничителей соединены с соответствующими датчиками напряжения, а выходы-с устройствами сравнения контуров регулирования возбуждения двигателей. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Хайкин А. Б. Современные и перспективные электроходы и суда. Л., Судостроение, 197.1, с. .102-13О. 2.Журнал Ноп50 - Gchiffahri Sc/i /fbon-Haf€n,N9 22, 1966, с. 1907. 3.Журнал 5chiff 8 На ben, Heft, fe 3, 1975i с. 2O3-2O4.

Похожие патенты SU666622A1

название год авторы номер документа
Электропривод с автономным источником питания 1984
  • Козярук Анатолий Евтихиевич
SU1236594A1
Многодвигательный электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Кудрявцев Игорь Павлович
SU1818676A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2003
  • Малафеев С.И.
RU2254665C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Тарарыкин Сергей Вячеславович
  • Копылова Лариса Геннадьевна
  • Терехов Анатолий Иванович
RU2414048C1
УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОГО ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ЭКСКАВАТОРА 1990
  • Кочетков В.П.
RU2030521C1
Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока 1976
  • Поляков Александр Николаевич
SU643849A1
Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки 1988
  • Островлянчик Виктор Юрьевич
  • Килин Владимир Алексеевич
  • Кузнецов Виктор Иванович
  • Цинкер Эрнест Борисович
SU1654208A1
Электропривод 1981
  • Нисеньбаум Марк Александрович
  • Козярук Анатолий Евтихеевич
SU985911A1
Устройство для регулирования натяжения длинномерного материала 1987
  • Осипов Вадим Георгиевич
SU1505875A1
Вентильный электропривод 1972
  • Альтшуллер Маркс Иосифович
  • Донской Николай Васильевич
SU601794A1

Иллюстрации к изобретению SU 666 622 A1

Реферат патента 1979 года Система регулирования частоты вращения группы электродвигателей постоянного тока

Формула изобретения SU 666 622 A1

SU 666 622 A1

Авторы

Нисеньбаум Марк Александрович

Айзенштадт Евгений Борисович

Глушанок Игорь Владимирович

Козярук Анатолий Евтихиевич

Ульман Генриетта Львовна

Даты

1979-06-05Публикация

1977-03-01Подача