Изобретение относится к области нефтехимии, точнее к области синтеза и при.менения присадок к топпивам.
В настоящее время для судовых энергетических установок используются дешевые средневязкие и высоковязкйе топпива, отличающиеся значительным содержанием серы (2-3%) и смолисто-асфальтовых веществ.
Смолисто-асфальтовые вещества, присутствующие в топливе в виде сгустков, составляют значительное количество отходов при отстаивании в танках, цистернах, а также при сепарации к фильтрации топлива. Переход указанных продуктов в отходы увеличивает потери горючей части топлива, повышает удельный расход топлива на силовую установку и вынуждает держать эти отходы во время всего рейса на судах в специальных емкостях.
В резулыгате применения таких топпив имеют место:
- нарушения в работе прецизионных пар топливной аппаратуры, вызываемые
образованием сгустков асфальтО ;молис- тых Веществ;
- коррозия деталей топливной аппаратуры под влиянием коррозионно грессив ных соединений.высокосернистого топлива;
-значительное нагарообразование в цилиндрах дизеля, на распылителях форсунок. Поршнях и клапанах;
-неполное сгорание топлива в цилиндрах дизеля, что в свою очередь приводит к повьшенному дымообразованию,
. нагарообраэованию и к повышению расхода топлива.
Известно, что для улучшения качества указанных топлив в их состав вводят специальные присадки. В частности, известна противодымная присадка к дизельным топлквам, содержащая перещелоченный карбонатом кальция супъфонат кальция l.. Недостатком этой присадки является .однофункциональность действия.
Более близкой к изобретению является многофункциональная присадка к дизельным топливам, улучшающая противоизносные и антикагарные свойства топлива, представляющая собой нафтенат или алкилсалицилат шелочнозёмелшого металла, например магния 2.
Недостатком известной присадки является то, что она улучшает только два свойства топлива - противоизносные и антинагарные.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных свойств дизельных топлив, а именно: диспергирующих, антинагарных и антикоррозионных, а также увеличение полноты сгорания топлива.
Поставленная цель достигаетс°я тем, что присадка, содержащая нафтенат или алкилсалицилат магния,дополнительно содержит диалкилдитиофосфат цинка, нафтенат меди, стеарат алюминия, высокощелочной сульфонат щелочноземельного металла, дизельное топливо при следующем соотношении Компонентов, вес.%: Многозольный алкилсалицилат кальция (MACK)35-45
Яиалкилдитиофосфат цинка (ДФ-11)8-12
Нафтенат меди8-12
Нафтенат или алкилсалицилат магния6-10 Стеарат алюминия 0,5-1,5 Многозольный
супьфонат кальция . 8-12 Топливо дизельное До 100 Вве1дение в топливо алкилсалицилата щелочноземельного металла с нафтенатом магния улучшает противоизносные и антинагарные свойства, а также уменьшает или предотвращает ванадиевую коррозию; введение в указанное топливо сверхосновного сульфоната шелочноземелвого металла улучшает противоизносные и антинагарные свойства.
Введение 0,02-1,0% предлагаемой присадки в Высокосернистое средневязкое топливо ДТ или в высоковязкое топ- ливо ДМ снижает его коррозионную агрессивность и уменьшает нагарообразо- вание. Присадка диспергирует смолистоасфальтовые вещества, препятствует образованию их сгустков и увеличивает тем самым полноту сгорания топлива.
Пример. Для испытаний берут два образца топлива ДМ, содержащего 2,0% серы и 0,3% опытной присадки. Об рааец 1 содержит нафтеиат магния, обра
зец 2 - алкилсалицилат магния. Коррозионные свойства (площадь коррозии) определяют в течение 30 сут при 2О С Диспергирующие свойства (количество отложений на фильтре) определяют на лабораторном фильтрационном стенде с ситами 40-3 мкм. Толщину нагара на днище поршня определяют на лабораторном двигателе 2ч 10,5/13 в течение 40 ч. Эффективность сгорания топлива определяют по критерию управляемости рабочего цикла при номинальной нагрузке двигателя 2 ч 10,5/13 в течение 40 ч. Данные результатов испытаний приведены в табл.1.
Таблица
Данные некоторых эксплуатационных свойств топлива ДМ, приведены-в табл.1, наглядно, свидетельствуют о том, что предложенная многофункциональная присадка является высокоэффективной. Ее применение в качестве присадки к топливу, для судовых энергетических установок позволяет получить значительный экономический эффект за счет более полного сгорания топлива (уменьшается его фактический расход); уменьшения отходов при его очистке в сепараторах и фильтрах; увеличения срока службы деталей топливной аппаратуры.
Состав предложенной комплексной . присадки является оптимал-ьным. Цапример, замена в присадке нафтената или алкилсалицилата магния на магниевые соли карбоновьк кислот иного строения (на синтетические жирные кислоты различных фракций или же на кислоты таллового масла) приводит к резкому ухудшению диспергирующих свойств, которыми данная комплексная присадка обладала (табл.2), т.е. введение в данную комплексную присадку магниевых солей предложенного строения приводит к неожиданному положителыюму эффекту.
Таблиц а 2
Диспергирующие свойства топлива ДМ, содержащегх 0,3% комплексной присадки, с различными магниевыми компонентами
Магниевый компонент
Количество отложений на фильтрах, г
Нафтенат магния
Алкилсалицилат магния
Магниевые соли кислот таллового масла
Магниевые соли синтетических жирных кислот:
Более того, отсутствие нафтената (или алкилсалицилата) магния в. предложенной комплексной присадке приводит к тому, что эта. смесь (несмотря на наличие в ней известной присадки, улучшающей сгорание топлив, нафтената меди) сгорание топлива не улучшает.
Пример 2. Результатыиспьгганий топлива на двигателях Зульцер 6 Д-56 и 5ВАН-22.. ,
Испытывают образцы топлива ДМ/ содержащие 2% серы к 0,3% присадки, составы которых приведены в табл.3.
Т а б л и ц а 3
Продолжение табл. 3
Стеарат
1 алюминия До 100
Топливо
Образец 4,
0
Алкилсали-
40 цилат Каледин
Супьфонат ;:10
5,1 0,53 кальция
5
Нафтенат
8 10 магния
ДиалкилдитиоЧ.
1
Топливо ДЛ
До 100
5
Образец 6 (оптимальный)
Алкилсалицилат
кальция
40
35
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многофункциональная присадка к дизельным топливам | 1980 |
|
SU973595A1 |
Многофункциональная присадка к топливам для дизелей | 1977 |
|
SU722938A1 |
Смазочное масло для роторно-поршневых двигателей | 1976 |
|
SU654669A1 |
Смазочное масло для двухтактных карбюраторных двигателей | 1978 |
|
SU749882A1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 2000 |
|
RU2198205C2 |
ПРИСАДКА К МАЗУТУ | 2011 |
|
RU2466180C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1997 |
|
RU2127751C1 |
МАСЛО ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЕРНИСТОМ ТОПЛИВЕ | 1992 |
|
RU2010839C1 |
Многофункциональная присадка к смазочным маслам | 1974 |
|
SU486037A1 |
Моторное масло для форсированных двигателей | 1976 |
|
SU744026A1 |
. 40
5,30,-51
10 10
10
Как следует из данных, приведенных в табп.З, введение этой композиции в топливо снижает износы, уменьщает образовакненагаров в цилиндрах, но не обеспечивает диспергирования смолисто-асфальтовых веществ и не улучщает сгораниятоплива,
0
. В то же врек1я отсутствие нафтената Ыеак в предложенной комплексной присадке таклсе не улучшает сгорания (табл.3).
Введение стеарата алюминия в присадку приводит к улушешю вкйплуата5ционных свойств предложенной композиции, в частности, к улучшению ее антикоррозиЬидых свойств в присутствии морской ВОДЬГ.
-- .;
./
П p и M e p 3. Лабораторным исследованиям коррозионных свойств подвергались в присутствии морской воды, образцы топлива ДМ, содержащего 2% серы и 0,3% присадки к топливу по рецептурам образцов 5 и 6, приведенных в табл. 4.
Таблица4 Алкилсалйцилат кальция4040 Пйалкилдитио- фосфат цинка1010 Нафтенат меди1010 в результате проведённых испытаний было установлено, что антикоррозионны свойствами в присутствии морской воды обладало только топливо с образцов при садки № 6. Таким образом, предложенный соста комплексной присадки является оптимальным. Указанная композиция присадок обладает по сравнению с ранее известными более сильным эффектом диспергирования смолисто-асфальтовых веществ, уВ1Эличивает полноту сгорания
667579
топлива и снижает коррозионную агрессивность топлив.
Внедрение такой композиции присадок позволит сэкономить 0,7% расходуемого топлива, увеличить сроки работы деталей топливной аппаратуры и цилиндро-поршневрй группы.
обретения
Формула из Многофункциональная присадка к дизельным топливам, содержащая нафтенат или алкилсалйцилат магния, о т л ичаюшаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств при- садки, она дополнительно содержит мно- гозольный алкилсалйцилат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, нафтенат меди, стеарат алюминия, многоэольный сульфо- нат кальция и дизельное топливо при следующем соотношении .компонентов, вес.%:, Многозольный апкилсалицилат кальция35-45 Диалкилдитиофосфат цинка8-12 Нафтенат меди8-12 Нафтенат или алкилсалйцилат . магния ,6-1О Многозольный сульфонат кальция 8-12 Стеарат алюминия 0,5-1,5Дизельноетопливо До 100 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Азербайджанское нефтяное хозяйство, 1972, № 3, 37-38.v2.Патент Великобритании № 1124611, кл. С 5G, 1968. .
Авторы
Даты
1979-06-15—Публикация
1976-11-10—Подача