Изобретение относится к нефтехимии, точнее к области применения присадок .к топливам. В настоящее время для судовых дизельных двигателей используются деше- йые средневязкие и высоковязкие топлп-г ва, отличающиеся значительным содержанием серы (2-3%) и смолисто-асфальтовых веществ. Смолисто-асфальтовые вещества, присутствующие в топливе в виде сгустков, составляют значительное количество отходов при отстаивании в танках, цистернах, а также при сепарации и фильтрации топлива. Переход указанных продуктов в отходы увеличивает потери горючей части топлива, повышает удельный расход топлива на силовую установку и вынуж-пя ет держать эти отходы во время всего рейса на супах в специальных емкостязс. В результате применения таких топлив происходят нарушения в работе прецизион ных пар топливной аппаратуры, вызьтаемые образовпнием сгустков асфальто-смо листых веществу коррозия деталей топли& ной аппаратуры под влиянием коррозионно-агрессивных соединений высокосернис- того топлива; значительное нагарообразование в цилиндрах дизеля, на распылителях форсунок, поршнях и клапанах; неполное сгорание топлива в цилиндрах дизеля, что также привод 5т к повышенному нагарообразованию и к повышению расхода топлива. Известна многофункциональная присадка к топливам для дизелей, улучшающая их противоизносные и противонагарные свойства и представляющая собой смесь орто-дихлорбензола, диалкилдитиофосфата и нафтената бария , Однако эффективность этой присадки юдостаточна. Более близкой по составу и достигаемому результату к предлагаемой являв1 ся присадка, имеющая в своем сос:т,-ше,%: Многозольный алкилсалицилат кальция Диалкилдитиофосфаг цинка1О Нафтенаг меди10 Алкилсалицилат магния8 Стеарат алюминияЮ Многозольный сульфонат кальция10 Топливо (в качестве растворителя)До 100 Недостаток этой присадки - относительно невысокие эксплуатадионные свой ства. Цель данного изобретения - повышение эксплуатационных свойств присадки, в частности уменьшение количества золь ных отложений на металлических поверхностях, предохранение металлических поверхностей деталей топливной аппаратуры от коррозии, уменьшение нагарообра- зования, улучшение сгорания топлива, дис пергирование в нем асфапьто-смолистых сгущений, а также стабилизация гомогенизированного мелкодисперсного топлива Цель достигается тем, что присадка, содержащая диалкилдитиофосфат цинка, а килсалицилат или нафтенат магния, мног зольный сульфонат кальция и, дизельное топливо, дополнительно содержит алкенил сукцинимид, полиалкиленгликоль молекулярного веса 1ОО-1ООО и алкилфенол, где алкил С -С при следующем соотно шении компонентов, %: Присадка ДФ-11 (диалкилдитиофосфат цинка)2-5 Присадка АСМ (алкилсалицилат магния) или нафтенат магний 1О-15 Присадка ПМС (многозольный сульфонат каль- 1ция) . 8-6 Присадка Cg (алкенилсукцинимид) 3-7 Полилалкиленгликоль с молекулярным весом от 100 до ЮОО7-10 Алкилфенолы,где алкил Cg-C,,15-20 Дизельное топливоДо ЮО . Алкклфенолы служат растворителем д полиалкиленгликолей, которые вводят в присадку в виде алкилфенольного раство Предлагаемую присадку вводят в сре невязкое или высоковязкое топливо в ко личестве 0,3-0,5 вес.%. Пример 1. В средневязкое топ пиво вводится 0,3 вес.% присадки состав а,% Диалкилдитиофосфат цинка1О Нафтекат медиЮ Алкилсалицилат- магния8 Многозольный сульфат кальция10 Стеарат алюминия1 ТопливоДо- 1ОО. Эта присадка, за исключением многозольного алкилсалицилата кальция (40%) соответствует известной присадке {2. Приразборке двигателя, проработавшего 100 ч на топливе с этой присадкой, количество сухих зольных отложений равно 89 г против 117 г при работе на топливе с известной присадкой, т.е. уменьшается на 24%. При этом, однако, диспергирующие свойства топлива ухудшаются, так как из его состава изъят многозольный алкилсалицилат кальция, являющийся диспергирующим агентом. Пример 2. В средневязкое топливо вводится 0,3 вес.% присадки состава,%: . Диалкилцитиофосфат цинка10 Нафтенат медиЮ Алкилсалицилат магния- 8 Многозольный сульфонат кальция10 Стеарат алюминия1 Алкенилсукцинимид5 ТопливоДо ЮО. Зта присадка по своему составу соответствует присадке 2, Лишенной многозольного алкилсалицилата кальция и дополненной введением алкенилсукцинимида, являющегося беззольной полимерной диспергирующей присадкой. Топливо с присадкой, содержащей алкенилсукцинимид, по своим диспергирующим свойствам значительно превосходит топйиво с присадкой того же состава, но без алкенилсукцинимида. Испытания топлива с присадкой по примеру 2 на дизеле показьшают, что эта присадка улучшает сгорание топлива не более, чем присадка 2. Пример 3. К -средневязкому топливу добавляют 0,3% опытного образца присадки следующего состава, %: ДФ-113,5,0 АСМ15,0 ПМС5,0 Сукцйнимид Cg5,0 Полиалкиленгликоли с молекулярным весом 5ОО7,5 Алкилфенол 15,О Топливо ДС 51,0. В этом образце, с целью уменьшения зольности присадки, зольные компоненты присадки 2, улучшающие сг-орание топлива, - нафтенат меди и стеэрат алюмини я - заменяются беззольным компонентом - полиалкиленгликолем. В качестве растворителя полиалкиленгликолей, способ ствующего их растворению в топливе, используется алкилфенол, полученный алкилированием фенола полимердистиллатом. Результаты исследования диспергирующих и защитных свойств опытного образца присадки и его способности улучшать сго рание топлива показывают, что эта приса ка имеет явные преимущества как по сра нению с присадкой 2, так и по сравнению с присадкой по примеру 2, Из табл. 2, характеризующей диспергирующие и защитные свойства топлива, видно, что средневязкое топливо, содержащее 0,3% опытной присадки, при испьь тании на установке УНТ-1 имеет меньше ос-адка, чем топливо с присадкой |2j. Кроме того, эти осадки отличаются друг от друга качественно: в топливе с 0,3% опытной присадки размер их частиц в 1О-15 раз меньше, чем в топливе без присадки и примерно в 5 раз меньше j чем в топливе с 0,3% присадки 2j. Защитные свойства и присутствии воды топлива с опытным образцом присадки примерно в 7 раз лучше защитных свойств топлива с присадкой 2. Из табл. 3 видно, что все показатели рабочего процесса, характеризующие интенсивность сгорания топлива с опытной присадкой на дизеле более высокие, чем для топлива без присадок или с присадкой Г21.. Количество сухих зольных отложений на донышке поршня двигателя проработав,щего на топливе с О,3% опытной присадки, составляет 83 г, т.е. снижается на Й8,5% по сравнению с количеством отло- жений при работе на топливе с 0,3% присадки 2, Пример 4, К средневязкому топ ливу добавляется О,3% опытного образца присадки следующего состава, %; ДФ-113,0 ,0 ПМС3,0 GS2,0 Полиалкиленгликоли. с молекулярным весом 5ОО7,0 Алкилфенол15,0 Топливо61,0. При исследовании образца топлива, содержащего указанный опытный образец присадки, установлено, что по своим диспергирующим и защитным свойством, а также по способности улучшать сгорание топлива, опытный образец присадки превосходит образец присадки 2 (см. табл. 4 и 5). Количество сухих зольных отложений по донышке порщня двигателя 24 1О,5/ /13, проработавшего 1ОО ч на топливе с 0,3% опытной присадки составляет 83 г, т.е. снижается на 28,3% по сравнению с количеством отложений при работе на топливе с 0,3% известной присадки. Пример 5. К средневязкому топливу добавляется О,3% опытного образца присадки следующего состава, %: ДФ-115,0 АСМ15,О ПМС. 6,О Полиалкиленгликоль М.В 70010 Алкилфенол20,0 Топливо39,0. При исследовании образца топлива, содержащего указанный опытный образец присадки, установлено, что по своим диспергирующим и защитным свойствам, а также по способности улучшать сгорание топлива, опытный образец превосходит образец присадки . Количество сухих зольных отложений на доныщке поршня-двигателя, проработавшего 100 ч на топливе с 0,3% опытной присадки 8О,7 г, т.е. снижается на 31% по сравнению с количеством отложений при работе на топливе с О,3% присадки 1. Пример 6. К средневязкому топливу добавляется 0,О5% опытного образца присадки следующего состава, %: ДФ-113,5 АСМ15,О ПМС.5,Q ,0 Полиалкиленгликоль М.В. 1ООО7,5 Алкилфенол15,0 Топливо51,0 Характеристика диспергирующих и заитных свойств топлива с этой присадкой, а также характеристика способности опытой присадки интенсифицировать сгорание оплива приводятся в табл. 8 и 9. Данные, характеризующие топливо без присадки и топливо с известной присадкой приводятся для сравнения.
7722938В
.Из приведенных данных следует, чтоплуатацнонные свойства в большей сгеввецение в средневязкое топливо 0,05%пени, чем введение такого же количестпрейлагаемой присадки улучшает его экс- ва известной присадки.
Показатели рабочего процесса дизеля при работе на средневязком топливе с присадками
Таблица 1
Обороты двигателя в мин Максимальное давление сго1390
1390
1405
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многофункциональная присадка к дизельным топливам | 1976 |
|
SU667579A1 |
Многофункциональная присадка к дизельным топливам | 1980 |
|
SU973595A1 |
Смазочное масло для двухтактных карбюраторных двигателей | 1978 |
|
SU749882A1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МОТОРНОЕ МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2000 |
|
RU2223303C2 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1998 |
|
RU2120960C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1997 |
|
RU2117033C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ | 1993 |
|
RU2035494C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 2000 |
|
RU2198205C2 |
Смазочное масло для роторно-поршневых двигателей | 1976 |
|
SU654669A1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ, СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И КОМПОЗИЦИЯ ПРИСАДОК | 2003 |
|
RU2237705C1 |
Характеристика диспергирующих и защитных свойств средневязкого топлива с присадками
нию при испытании на установке УНГ-1:
объем осадка, %
вес нерастворимых ,, в изооктане, %
максимальный размер частиц осадка, ммк
основной размер частиц, мм - Защитные свойства в присутствии воды (17 г/л NaCC) на приборе Пинкевича, потери в весе, г/м
Показатели рабочего процесса дизеля при работе на средневяэком топливе с присадками
Обороты двигателя в мин14О5 13901390
Максимальное давление сгорания, кг/см261,761,864
Таблица 4
85 55
60 10
.2.СГ
Таблица
11
722938
Критерий управляемости по жесткости сгорания
Критерий управляемости по задержк& восш1аменения
, .«Таблица 6
Характеристика диспергирующих и защитныхсвойств средневяэкого ;топлива с присадками
Ошонность к осадкообразованию при испытании на установке У НТ-1:
объем осадка, %
вес нераствориммх в
иаооктане, %
максимальный размер
частиц осадка, ммк
основной размер частиц,
ммк
Защитные свойства в присут-
стеик воды (17 г/л NaCft)
на приборе Пинкевича, в весе,
U,,. Таблица
Показатели рабочетх процесса дизеля при работе на средневязком топливе с присадками
Обороты двигателя в мин1405139О1390
Максимальное давление сгорания, кг/см 61,761,765,2
У1ЮП начала подачи топлива 20,820,8.19,6
12
Продолжение табл. 5
1,731,56
1,45
0,495 0,5670,612
82
50
.
45
5
7
Характеристика диспергирующих и защитных свойств
ванию при испытании на ус° тановке УНТ-1:
Показатели рабочего процесса дизеля 24 1О,5/13 при работе на средневязком топливе с присадками
Обороты двигателя в мин
Максимальное давление сгорания, кг/см 2
Продолжение табл. 7
Таблица 9
1395
1395
1405
63,2
61,7
61,7
ливам для дизелей, содержащая диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат или нафтенат магния, многозольный сульфонат кальция и дизельное топливо, отличающаяся тем, что, с целью
повышения эксплуатационных свойств присадки, она дополнительно содержит алкенилсукцинимид, полиалкиленгликоль молекулярного 10О-1000 и алкилфенол, где алкил Cg , при следую1дем соотношении компонентов, вес.%:
, Диалкилдйтиофосфат цинка 2,О-5,О Апкилсалицилат или нафтенат магния10,0-15,0
Продолжение табп. Р
Полиалкиленгликоль молекулярного веса 1ОО1ООО
Алкилфенол где алкил Дизельное топливо
Источники информации, принятые , во внимание при экспертизе
кл. с 1О L 1/18, 1977 (прототип).
Авторы
Даты
1980-03-25—Публикация
1977-10-10—Подача