Многофункциональная присадка к топливам для дизелей Советский патент 1980 года по МПК C10L1/18 C10L1/24 C10L1/26 

Описание патента на изобретение SU722938A1

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к области применения присадок .к топливам. В настоящее время для судовых дизельных двигателей используются деше- йые средневязкие и высоковязкие топлп-г ва, отличающиеся значительным содержанием серы (2-3%) и смолисто-асфальтовых веществ. Смолисто-асфальтовые вещества, присутствующие в топливе в виде сгустков, составляют значительное количество отходов при отстаивании в танках, цистернах, а также при сепарации и фильтрации топлива. Переход указанных продуктов в отходы увеличивает потери горючей части топлива, повышает удельный расход топлива на силовую установку и вынуж-пя ет держать эти отходы во время всего рейса на супах в специальных емкостязс. В результате применения таких топлив происходят нарушения в работе прецизион ных пар топливной аппаратуры, вызьтаемые образовпнием сгустков асфальто-смо листых веществу коррозия деталей топли& ной аппаратуры под влиянием коррозионно-агрессивных соединений высокосернис- того топлива; значительное нагарообразование в цилиндрах дизеля, на распылителях форсунок, поршнях и клапанах; неполное сгорание топлива в цилиндрах дизеля, что также привод 5т к повышенному нагарообразованию и к повышению расхода топлива. Известна многофункциональная присадка к топливам для дизелей, улучшающая их противоизносные и противонагарные свойства и представляющая собой смесь орто-дихлорбензола, диалкилдитиофосфата и нафтената бария , Однако эффективность этой присадки юдостаточна. Более близкой по составу и достигаемому результату к предлагаемой являв1 ся присадка, имеющая в своем сос:т,-ше,%: Многозольный алкилсалицилат кальция Диалкилдитиофосфаг цинка1О Нафтенаг меди10 Алкилсалицилат магния8 Стеарат алюминияЮ Многозольный сульфонат кальция10 Топливо (в качестве растворителя)До 100 Недостаток этой присадки - относительно невысокие эксплуатадионные свой ства. Цель данного изобретения - повышение эксплуатационных свойств присадки, в частности уменьшение количества золь ных отложений на металлических поверхностях, предохранение металлических поверхностей деталей топливной аппаратуры от коррозии, уменьшение нагарообра- зования, улучшение сгорания топлива, дис пергирование в нем асфапьто-смолистых сгущений, а также стабилизация гомогенизированного мелкодисперсного топлива Цель достигается тем, что присадка, содержащая диалкилдитиофосфат цинка, а килсалицилат или нафтенат магния, мног зольный сульфонат кальция и, дизельное топливо, дополнительно содержит алкенил сукцинимид, полиалкиленгликоль молекулярного веса 1ОО-1ООО и алкилфенол, где алкил С -С при следующем соотно шении компонентов, %: Присадка ДФ-11 (диалкилдитиофосфат цинка)2-5 Присадка АСМ (алкилсалицилат магния) или нафтенат магний 1О-15 Присадка ПМС (многозольный сульфонат каль- 1ция) . 8-6 Присадка Cg (алкенилсукцинимид) 3-7 Полилалкиленгликоль с молекулярным весом от 100 до ЮОО7-10 Алкилфенолы,где алкил Cg-C,,15-20 Дизельное топливоДо ЮО . Алкклфенолы служат растворителем д полиалкиленгликолей, которые вводят в присадку в виде алкилфенольного раство Предлагаемую присадку вводят в сре невязкое или высоковязкое топливо в ко личестве 0,3-0,5 вес.%. Пример 1. В средневязкое топ пиво вводится 0,3 вес.% присадки состав а,% Диалкилдитиофосфат цинка1О Нафтекат медиЮ Алкилсалицилат- магния8 Многозольный сульфат кальция10 Стеарат алюминия1 ТопливоДо- 1ОО. Эта присадка, за исключением многозольного алкилсалицилата кальция (40%) соответствует известной присадке {2. Приразборке двигателя, проработавшего 100 ч на топливе с этой присадкой, количество сухих зольных отложений равно 89 г против 117 г при работе на топливе с известной присадкой, т.е. уменьшается на 24%. При этом, однако, диспергирующие свойства топлива ухудшаются, так как из его состава изъят многозольный алкилсалицилат кальция, являющийся диспергирующим агентом. Пример 2. В средневязкое топливо вводится 0,3 вес.% присадки состава,%: . Диалкилцитиофосфат цинка10 Нафтенат медиЮ Алкилсалицилат магния- 8 Многозольный сульфонат кальция10 Стеарат алюминия1 Алкенилсукцинимид5 ТопливоДо ЮО. Зта присадка по своему составу соответствует присадке 2, Лишенной многозольного алкилсалицилата кальция и дополненной введением алкенилсукцинимида, являющегося беззольной полимерной диспергирующей присадкой. Топливо с присадкой, содержащей алкенилсукцинимид, по своим диспергирующим свойствам значительно превосходит топйиво с присадкой того же состава, но без алкенилсукцинимида. Испытания топлива с присадкой по примеру 2 на дизеле показьшают, что эта присадка улучшает сгорание топлива не более, чем присадка 2. Пример 3. К -средневязкому топливу добавляют 0,3% опытного образца присадки следующего состава, %: ДФ-113,5,0 АСМ15,0 ПМС5,0 Сукцйнимид Cg5,0 Полиалкиленгликоли с молекулярным весом 5ОО7,5 Алкилфенол 15,О Топливо ДС 51,0. В этом образце, с целью уменьшения зольности присадки, зольные компоненты присадки 2, улучшающие сг-орание топлива, - нафтенат меди и стеэрат алюмини я - заменяются беззольным компонентом - полиалкиленгликолем. В качестве растворителя полиалкиленгликолей, способ ствующего их растворению в топливе, используется алкилфенол, полученный алкилированием фенола полимердистиллатом. Результаты исследования диспергирующих и защитных свойств опытного образца присадки и его способности улучшать сго рание топлива показывают, что эта приса ка имеет явные преимущества как по сра нению с присадкой 2, так и по сравнению с присадкой по примеру 2, Из табл. 2, характеризующей диспергирующие и защитные свойства топлива, видно, что средневязкое топливо, содержащее 0,3% опытной присадки, при испьь тании на установке УНТ-1 имеет меньше ос-адка, чем топливо с присадкой |2j. Кроме того, эти осадки отличаются друг от друга качественно: в топливе с 0,3% опытной присадки размер их частиц в 1О-15 раз меньше, чем в топливе без присадки и примерно в 5 раз меньше j чем в топливе с 0,3% присадки 2j. Защитные свойства и присутствии воды топлива с опытным образцом присадки примерно в 7 раз лучше защитных свойств топлива с присадкой 2. Из табл. 3 видно, что все показатели рабочего процесса, характеризующие интенсивность сгорания топлива с опытной присадкой на дизеле более высокие, чем для топлива без присадок или с присадкой Г21.. Количество сухих зольных отложений на донышке поршня двигателя проработав,щего на топливе с О,3% опытной присадки, составляет 83 г, т.е. снижается на Й8,5% по сравнению с количеством отло- жений при работе на топливе с 0,3% присадки 2, Пример 4, К средневязкому топ ливу добавляется О,3% опытного образца присадки следующего состава, %; ДФ-113,0 ,0 ПМС3,0 GS2,0 Полиалкиленгликоли. с молекулярным весом 5ОО7,0 Алкилфенол15,0 Топливо61,0. При исследовании образца топлива, содержащего указанный опытный образец присадки, установлено, что по своим диспергирующим и защитным свойством, а также по способности улучшать сгорание топлива, опытный образец присадки превосходит образец присадки 2 (см. табл. 4 и 5). Количество сухих зольных отложений по донышке порщня двигателя 24 1О,5/ /13, проработавшего 1ОО ч на топливе с 0,3% опытной присадки составляет 83 г, т.е. снижается на 28,3% по сравнению с количеством отложений при работе на топливе с 0,3% известной присадки. Пример 5. К средневязкому топливу добавляется О,3% опытного образца присадки следующего состава, %: ДФ-115,0 АСМ15,О ПМС. 6,О Полиалкиленгликоль М.В 70010 Алкилфенол20,0 Топливо39,0. При исследовании образца топлива, содержащего указанный опытный образец присадки, установлено, что по своим диспергирующим и защитным свойствам, а также по способности улучшать сгорание топлива, опытный образец превосходит образец присадки . Количество сухих зольных отложений на доныщке поршня-двигателя, проработавшего 100 ч на топливе с 0,3% опытной присадки 8О,7 г, т.е. снижается на 31% по сравнению с количеством отложений при работе на топливе с О,3% присадки 1. Пример 6. К средневязкому топливу добавляется 0,О5% опытного образца присадки следующего состава, %: ДФ-113,5 АСМ15,О ПМС.5,Q ,0 Полиалкиленгликоль М.В. 1ООО7,5 Алкилфенол15,0 Топливо51,0 Характеристика диспергирующих и заитных свойств топлива с этой присадкой, а также характеристика способности опытой присадки интенсифицировать сгорание оплива приводятся в табл. 8 и 9. Данные, характеризующие топливо без присадки и топливо с известной присадкой приводятся для сравнения.

7722938В

.Из приведенных данных следует, чтоплуатацнонные свойства в большей сгеввецение в средневязкое топливо 0,05%пени, чем введение такого же количестпрейлагаемой присадки улучшает его экс- ва известной присадки.

Показатели рабочего процесса дизеля при работе на средневязком топливе с присадками

Таблица 1

Обороты двигателя в мин Максимальное давление сго1390

1390

1405

Похожие патенты SU722938A1

название год авторы номер документа
Многофункциональная присадка к дизельным топливам 1976
  • Рогачевская Татьяна Александровна
  • Малышева Татьяна Георгиевна
  • Гонор Александр Аркадьевич
  • Большаков Валентин Филиппович
  • Гинзбург Лев Георгиевич
  • Дерюгина Лидия Александровна
  • Александров Виктор Борисович
SU667579A1
Многофункциональная присадка к дизельным топливам 1980
  • Малышева Татьяна Георгиевна
  • Гонор Александр Аркадьевич
  • Большаков Валентин Филиппович
  • Гинзбург Лев Григорьевич
  • Дерюгина Лидия Александровна
  • Александров Виктор Борисович
  • Башилова Нина Алексеевна
SU973595A1
Смазочное масло для двухтактных карбюраторных двигателей 1978
  • Исаенко Юрий Корнеевич
  • Борщевский Семен Борисович
  • Мерзликин Феликс Николаевич
  • Благовидов Игорь Федорович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Фуфаев Александр Александрович
  • Шабанова Евгения Васильевна
  • Островская Майя Егоровна
  • Мурашов Иван Федорович
  • Немцев Роман Иванович
SU749882A1
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МОТОРНОЕ МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ 2000
RU2223303C2
МОТОРНОЕ МАСЛО 1998
  • Борисов О.В.
  • Карпов И.А.
  • Климов В.А.
  • Морозова И.А.
  • Резников В.Д.
  • Школьников В.М.
RU2120960C1
МОТОРНОЕ МАСЛО 1997
  • Евстафьев В.П.
  • Кондратьев В.М.
  • Левин А.Я.
  • Лисенков Ю.Г.
  • Мещерин Е.М.
  • Монин С.В.
  • Морозова И.А.
  • Резников В.Д.
  • Школьников В.М.
RU2117033C1
ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ 1993
  • Катренко Т.И.
  • Трофимова Г.Л.
  • Шафранский Е.Л.
  • Шевелев Ю.В.
  • Шор Г.И.
  • Дорфман В.П.
  • Лихтеров С.Д.
  • Минскер Я.Д.
  • Катков И.Н.
  • Дорошенко А.Н.
  • Суздальцев Н.И.
  • Плясунов А.П.
  • Ряузова И.О.
  • Иванова О.В.
RU2035494C1
МОТОРНОЕ МАСЛО 2000
  • Антонов Владимир Николаевич
  • Багатченко Галина Семеновна
  • Ищук Юрий Лукич
  • Стахурский Александр Дмитриевич
  • Македонский Олег Александрович
  • Загубыгорилка Валерий Леонидович
  • Гаврюшенко Раиса Ивановна
  • Рязанцев Николай Карпович
  • Щербаненко Григорий Васильевич
  • Оверко Татьяна Александровна
RU2198205C2
Смазочное масло для роторно-поршневых двигателей 1976
  • Исаенко Юрий Корнеевич
  • Школьников Виктор Маркович
  • Благовидов Игорь Федорович
  • Питель Галина Леонидовна
  • Воронцов Борис Валентинович
SU654669A1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ, СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И КОМПОЗИЦИЯ ПРИСАДОК 2003
RU2237705C1

Реферат патента 1980 года Многофункциональная присадка к топливам для дизелей

Формула изобретения SU 722 938 A1

Характеристика диспергирующих и защитных свойств средневязкого топлива с присадками

нию при испытании на установке УНГ-1:

объем осадка, %

вес нерастворимых ,, в изооктане, %

максимальный размер частиц осадка, ммк

основной размер частиц, мм - Защитные свойства в присутствии воды (17 г/л NaCC) на приборе Пинкевича, потери в весе, г/м

Показатели рабочего процесса дизеля при работе на средневяэком топливе с присадками

Обороты двигателя в мин14О5 13901390

Максимальное давление сгорания, кг/см261,761,864

Таблица 4

85 55

60 10

.2.СГ

7.3

Таблица

11

722938

Критерий управляемости по жесткости сгорания

Критерий управляемости по задержк& восш1аменения

, .«Таблица 6

Характеристика диспергирующих и защитныхсвойств средневяэкого ;топлива с присадками

Ошонность к осадкообразованию при испытании на установке У НТ-1:

объем осадка, %

вес нераствориммх в

иаооктане, %

максимальный размер

частиц осадка, ммк

основной размер частиц,

ммк

Защитные свойства в присут-

стеик воды (17 г/л NaCft)

на приборе Пинкевича, в весе,

U,,. Таблица

Показатели рабочетх процесса дизеля при работе на средневязком топливе с присадками

Обороты двигателя в мин1405139О1390

Максимальное давление сгорания, кг/см 61,761,765,2

У1ЮП начала подачи топлива 20,820,8.19,6

12

Продолжение табл. 5

1,731,56

1,45

0,495 0,5670,612

82

50

.

45

5

1.0

7

Характеристика диспергирующих и защитных свойств

ванию при испытании на ус° тановке УНТ-1:

Показатели рабочего процесса дизеля 24 1О,5/13 при работе на средневязком топливе с присадками

Обороты двигателя в мин

Максимальное давление сгорания, кг/см 2

Продолжение табл. 7

Таблица 9

1395

1395

1405

63,2

61,7

61,7

ливам для дизелей, содержащая диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат или нафтенат магния, многозольный сульфонат кальция и дизельное топливо, отличающаяся тем, что, с целью

повышения эксплуатационных свойств присадки, она дополнительно содержит алкенилсукцинимид, полиалкиленгликоль молекулярного 10О-1000 и алкилфенол, где алкил Cg , при следую1дем соотношении компонентов, вес.%:

, Диалкилдйтиофосфат цинка 2,О-5,О Апкилсалицилат или нафтенат магния10,0-15,0

Продолжение табп. Р

Полиалкиленгликоль молекулярного веса 1ОО1ООО

Алкилфенол где алкил Дизельное топливо

Источники информации, принятые , во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 155359, кл. С Ю L 1/14, 1962.2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2419182/23-04,

кл. с 1О L 1/18, 1977 (прототип).

SU 722 938 A1

Авторы

Рогачевская Татьяна Александровна

Малышева Татьяна Георгиевна

Гонор Александр Аркадьевич

Большаков Валентин Филиппович

Дерюгина Лидия Александровна

Александров Виктор Борисович

Серегин Евгений Петрович

Гарун Ярослав Евстафьевич

Даты

1980-03-25Публикация

1977-10-10Подача