Уже известны передачи между скрещивающимися валами, на одном из которых насажено зубчатое колесо, а на другом диск, на торцевой стороне которого нарезана сп 1ральная резьба. Недостатком этих передач является то, что количество зубьев, находящихся в зацеплении, мало и вследствие этого молгенты, которые могут быть переданы такого рода передачей, очень незначительны.
В предлагаемой передаче для устранения указанны.х недостатков торцевая сторона диска выполнена встнутой к резьба нарезана па этой вогнутой поверхности, сечение которой по диаметру диска копцентрично делительной окружности колеса.
На фиг. 1 изображена нредлагаемая передача частично в разрезе при виде со стороны торца вала колеса; па фиг. 2 - передача при виде со стороны торца вала диска.
Передача предназначена для передачи вращения между скрещивающимися валами. Основнымн элементами передачи являются диск / и колесо 2. С торцевой стороны диска на вогнутой кольцевой поверхности нанесена резьба (фиг. ). Она может быть нарезана резцом с профильным углом, вращающимся вокруг точки Оо при одиовремепном вращении дпска вокруг осп Oi - Oi. Прп этом отионгение чисел оборотов резца и диска соответствует передаточному числу пары. Режущие кромки зубьев резца расположены в осевой плоскости диска, в связи с чем профили зубьев дпска в этом сечении имеют форму режупи1х кромок. В частности, при прямолг.нейно1 | форме режущих кромок зубья диска в осевом сеченнп тоже получатся прямолинейными. Резьба из диске может быть выполнена как однозаходно, так и многозаходноГ.
Нарезка колеса может производпться инструментом, подобным диску. Для получения режущих кромок пужно па диске с нарезанноГ( уже резьбой выполнить канавкн и произвести затыловку получизи1ихся при этом зубьев. Эти канавки должны проходить не радиальпо, что дало бы тупой угол резания для одной из граней, а нормально к витку, проходящему под некоторым углом /. к окружности, как на фиг. 2. Этот угол меняется в зависимости от радиуса, но канавку для простоты можно сделать прямой с отклонением от радиуса на среднюю величину угла.
№ 67316
На фиг. 2 колесо расположено так, что средняя его плоскость является и осевой плоскостью диска. Благодаря этому колесо будет испытывать некоторое осевое усилие, поскольку зубья на колесе расположены несколько косо. При однозаходной резьбе на диске это усилие незначительно, поскольку угол X весьма невелик. При многозаходной резьбе на диске угол Я увеличивается, и можно для уменьшения осевого усилия на колесе сместить последнее вдоль оси так, чтобы средняя его плоскость была примерно перпендикулярна к направлению резьбы на диске.
При однозаходной нарезке на диске передача благодаря малому углу Я будет в обратном направлении самотормозящей, в связи с чем ее удобяо применять в грузоподъемных машинах, лифтах и т. п. При многозаходной резьбе передача может работать в обратном направлении, с колеса на диск.
Из изложенного выше видно, что зубья колеса и диска по кривизне своей весьма мало расходятся. Благодаря этому масляный клин между зубьями получается очень пологим, в связи с чем в нем могут возникнуть большие удельные давления, порядка тысяч атмосфер. Это дает возможность передавать большие нагрузки без приведения в непосредственное соприкосновение поверхностей зубьев диска и колеса. Передача с подобным видом трения должна иметь большие преимуш,ества в отношении долговечности, возможности замены для венца колеса оловянистой бронзы другим металлом, как, например, железисто-алюминиевой бронзой, чугуном и даже сталью.
Перпендикулярно к диску действует усилие, даюшее неблагоприятную нагрузку на подшипники вала диска. Но это усилие, зависящее от угла, невелико и может быть уменьшено за счет уменьшения этого угла. Это усилие может быть уравновешено, если поставить с другой стороны вала диска еще одно колесо, сцепляющееся с резьбой на диск. При этом получится передача на два вала, что может подойти для двухшпиндельных токарных, сверлильных или др. станков. При этом варианте повысится осевое давление на вал диска. Это усилие может быть полностью аннулировано, если на другой стороне диска сделать также резьбу и сцепить с ней еше два колеса. В этом случае получится передача на четыре шпинделя.
Предмет изобретения
Передача между скрещивающимися валами, на одном из которых насажено зубчатое колесо, а на другом диск, на торцевой стороне которого нарезана спиральная резьба, отличающаяся тем, что резьба диска нарезана на вогнутой поверхности, сечение которой по диаметру концентрично делительной окружности колеса.
Фиг
Фи5 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ бокового затылования, прорезания спиральных канавок и заточки глобоидных червячных фрез на зубофрезерном станке | 1949 |
|
SU82674A1 |
Глобоидная червячная передача | 1958 |
|
SU139530A1 |
Обкаточная головка с режущими пластинами для обработки зубьев червячных и спироидных колес | 2021 |
|
RU2787187C1 |
Способ нарезания конических колес с криволинейными зубьями | 1986 |
|
SU1555070A1 |
ЧЕРВЯЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ | 1998 |
|
RU2169061C2 |
СПОСОБ ЗАТЫЛОВАНИЯ БОКОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЗУБЬЕВ ГЛОБОИДНЫХ ФРЕЗ | 1971 |
|
SU308855A1 |
Способ профилирования пары инструментов,предназначенных для обработки глобоидной передачи | 1984 |
|
SU1321534A1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕС ПЕРЕДАЧИ | 2012 |
|
RU2510472C1 |
Дробилка | 1991 |
|
SU1794473A1 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1992 |
|
RU2041034C1 |
Авторы
Даты
1946-01-01—Публикация
1945-06-26—Подача