Гайковерт Советский патент 1979 года по МПК B25B21/00 B25B23/147 

Описание патента на изобретение SU682359A1

а

Изобретение относится к механизированному инструменту, а именно к гайковертам с регулируемым крутящим моментом, применяемым для разборки или сборки резьбовых соединений рессор или колес транспортных средств, преимущественно автомобилей, при их техническом обслуживании и ремонте.

Известен гайковерт с регулируемым крутящим моментом для механизации разборки и сборки резьбовых соединений, содержащий двигатель, редуктор, приводную щестерню, приводной вал и узел контроля крутящего момента на приводном валу, выполненный в виде дополнительной кинематической связи, состоящей из щестернн, находящийся в зацеплении с нриводной щестерней и шестерней редуктора, поворотного рычага, установленного иа валу приводной щестерни, а между нриводным валом и редуктором установлена связанная с концевым выключателем двигателя электромагнитная муфта сцепления .

Недостатком гайковерта является сложность перенастройки для работы с правыми и левыми резьбами с различными размерами резьбовых соединений.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является гайковерт, содержа1ций иоследовательно соединенные

асинхронный электродвигатель с цепями питания и управления, редуктор, кулачковую муфту и щниндель со сменным рабочим органом, а также узел контроля крутящего

момента с ограничением нагрузки по току 2.

Недостатком такого гайковерта является то, что величина крутящего момеита регулируется с помощью реле максимального

тока, включенного в цепь питаиия электродвигателя, что при больщцх колебаниях сетевого напряжения, характерного для больщей части автотранспортных нредириятий, приводит к неточпостн работы гайковерта,

а также то, что диапазон регулировки невелик.

Цель изобретения - новышеннс точности работы и расширение диапазона ограничения крутящего момента гайковерта.

Указанная цель достигается тем, что гайковерт снабжен трансформаторами сетевого напряжения и тока, ограничитель крутящего момента выполнен в виде траизисторного реле с управляющим контактом, цепями управления и питания, последняя из ivOторых соедииена через полупроводниковый выпрямительный мост с вторичной обмоткой трансформатора напряжения, цепь управления реле связана через полупроводннковый выпрямительный мост и резистор с

вторичной обмоткой трансформатора тока, а управляющий контакт включен в цепь управления электродвигателем. При этом резистор вьшолнен в виде переменного делителя напряжения.

На фиг. 1 изображен гайковерт, общий вид; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема гайковерта.

Гайковерт содержит асинхронный электродвигатель 1, соеднненный эластичной муфтой 2 с входным валом червячного редуктора 3. На выходном валу резистора установлена кулачковая муфта 4, кинематически связанная со сменным рабочим органом 5 щпинделя 6. Элементы и электроблок 7 установлены на тележке 8, содержащей верхнюю раму 9 и нижнюю раму 10 с рукоятками, соединенными через сдвоенный винтовой подъемник 11 с общим управлением от маховика 12.

Электроблок 7 содержит трансфор.матор 13 напряжения, трансформатор 14 тока, электромагнитные контакторы 15 и 16 с нормально открытыми контактами 17-19 и 20-22 и с нормально открытыми блок-контактами 23 и 24, нормально закрытыми блок-контактами 25 и 26 и намагничивающими катущками 27 и 28; кнопки 29 и 30 управления с нормально открытыми контактами 31, 32 и 33, 34, кнопку 35 управления, полупроводниковые выпрямительные мосты 36 и 37, переменный резисторный делитель 38 напряжения и транзисторное реле 39, состоящее из транзистора 40 промежуточного электромагнитного или магнитно-электрического реле 41 постоянного тока с нормально закрытым контактом 42 и намагничивающей катущкой 43; обратно включенный полупроводниковый диод 44 и переменное сопротивление 45 в цепи управления транзистора.

На фиг. 1 показаны также колеса 46 стремянки 47 рессор 48, гайки 49 стремянок и колес, осмотровая канава 50, уровень пола 51 помещения. Цепь ннтапия нагрузки транзисторного реле, содержащая эмиттер и коллектор транзистора 40 и намагничивающую катушку 43 реле 41, щунтированную обратно включенным диодом 44, соединена через выпрямительный мост 37 с вторичной обмоткой трансформатора 13 напряжения. Цепь управления транзисторного реле, содержащая эмиттер и базу транзистора 40 и переменное (установочное) сопротивление 45, связана через выпрямительный мост 36, нагруженный переменным резисторным делителем 38 напряжения, с вторичной обмоткой трансформатора 14 тока.

Управляющий контакт 42 транзисторного реле включен в цепь намагничивающих катушек 27 и 28 контакторов 15 и 16. Контактор 15 служит для включения электродвигателя на завертывание гайки с правой или отвертывание гайки с левой резьбой. Контактор 16 служит для включения электродвигателя па отвертывание гайки с правой или завертывание гайки с левой резьбой.

Переменный резисторный делитель напряжения служит задатчиком-ограничителем величины крутящего момента затяжки резьбового соединения. Чем больше снимаемое с делителя напряжение для цепи управления, тем при меньшем крутящем моменте срабатывает транзисторное реле и выключает контактор в цепи питания электродвигателя.

Работа гайковерта по завертыванию гайки с правой резьбой, например, стремянки рессоры, осуществляется следующим образом.

Изменяя положение щпинделя 6 со сменным рабочим органом в пространстве, надевают сменный рабочий орган 5 на гайку 49, наживленную на стремянку 47, фиксируют от поворота колеса тележки. Устанавливают величину предельного крутящего момента на шкале делителя 38. Нажимают кнопку 29 управления. При этом замыкание ее контакта 31 в цени намагничивающей катущки 27 вызывает включение контактора 15, т. е. замыкание его контактов 17- 19 в силовой цепи питания электродвигателя 1, а блок-контакт 23 шунтирует контакт 31 кнопки 29 управления. В свою очередь контакт 32 кнопки 29 управления шунтирует вторичную обмотку трансформатора 14 тока для исключения ложного срабатывания транзисторного реле от пускового тока электродвигателя.

После разгона ротора электродвигателя 1 его крутящий момент начинает расти по мере увеличения сопротивления затяжки гайки резьбового соединения. Соответственно растет и ток через транзистор 40 и намагничивающую катушку 43 транзисторного реле 39.

Как только крутящий момент электродвигателя достигает заданного предельного значения, срабатывают транзисторное реле 39 и его управляющий контакт 42 размыкается в цепи намагничивающей катушки 27, что вызывает выключения контактора 15, контакты 17-19 которого размыкаются в силовой цепи электродвигателя, вызывая его остановку.

Работа гайковерта по завертыванию гайки с левой резьбой, например колеса, осуществляется аналогично, но электродвигатель включают контактором 16 при нажатии кнопки 30 управления.

Работа гайковерта по отвертыванию гаек осуществляется с блокировкой транзисторного реле 39 путем увеличения сверх необходимого предельного крутящего момента по шкале делителя 38.

Если при отвертывании «закипевшей гайки большого диаметра требуется импульсное приложение нагрузки, то до надевания щпинделя со сменным рабочим органом на гайку кратковременным включеннем электродвигателя в обратном направлении обеспечивают такое исходное ноложение кулачковой муфты, чтобы после надевания сменного рабочего органа на гайку разгон ротора электродвигателя происходил вхолостую.

После окончания отвертывания гайки выключение электродвигателя осуществляется путем кратковременного нажатия кнопки 35 управления в общей цепи намагничивающих катушек контакторов 15 и 16. Высокая точность работы гайковерта по завертыванию гаек обеспечивает высокое качество затяжки резьбовых соединений рессор и колес автомобилей. Это, в свою очередь, обеспечивает долговечность указанных резьбовых соединений и безопасность работы транспортных средств.

Широкий диапазон ограничения крутящего момента гайковертов позволяет сократить их номенклатуру, что целесообразно для их изготовления и эксплуатации.

Формула изобретения

Гайковерт, содержащий последовательно соединенные асинхронный электродвигатель с цепями питания и управления, редуктор.

кулачковую муфту и щпиндель со сменным рабочим органом, а также узел контроля крутящего момента с ограничителем нагрузки двигателя по току, отличающийся

тем, что, с целью повыщения точности работы и расширения диапазона ограничения крутящего момента гайковерта, он снабжен трансформаторами сетевого напряжения и тока, ограничитель крутящего момента выполнен в виде транзисторного реле с управляющим контактом, цепями управления и питания, последняя из которых соединена через полупроводниковый выпрямительный мост с вторичной обмоткой трансформатора

напряжения, цень управления реле соединена через нолупроводниковый выпрямительный мост и резистор с вторичной обмоткой трансформатора тока, а управляющий контакт реле включен в цепь управления электродвигателем.

2. Гайковерт по п. 1, отличающийся тем, что резистор выполнен в виде переменного делителя напряжения.

Источники информации,

Принятые во внимание прп экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 305046, кл. В 25В 21/00, 1971.

2.Авторское свидетельство СССР JVo 264242, кл. В 25В 21/00, 1967.

Похожие патенты SU682359A1

название год авторы номер документа
Гайковерт 1980
  • Кудин Олег Борисович
  • Кудин Борис Дмитриевич
SU925619A2
Гайковерт 1981
  • Кудин Олег Борисович
  • Кудин Борис Дмитриевич
SU1036514A1
Устройство для сборки и разборки резьбовых соединений 1980
  • Кудин Олег Борисович
  • Кудин Борис Дмитриевич
  • Шаповалов Иван Григорьевич
SU1024255A1
Устройство для сборки и разборки резьбовых соединений 1984
  • Кудин Олег Борисович
  • Кудин Борис Дмитриевич
  • Шаповалов Иван Григорьевич
SU1174244A1
Гайковерт 1980
  • Кудин Олег Борисович
SU967792A2
Инерционный гайковерт 1980
  • Кудин Олег Борисович
SU969506A1
Передвижной гайковерт 1980
  • Кудин Олег Борисович
SU982887A1
Передвижной гайковерт 1981
  • Кудин Олег Борисович
SU1004089A1
Устройство для защитного отключения электроустановки с зануляющей магистралью, подключенной к защитной магистрали распредпункта 1980
  • Кудин Олег Борисович
  • Кудин Борис Дмитриевич
SU982135A1
КАНАВНЫЙ ГАЙКОВЕРТ ДЛЯ ОТВЕРТЫВАНИЯ ГАЕК СТРЕМЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ 1972
SU435966A1

Иллюстрации к изобретению SU 682 359 A1

Реферат патента 1979 года Гайковерт

Формула изобретения SU 682 359 A1

SU 682 359 A1

Авторы

Кудин Олег Борисович

Кудин Борис Дмитриевич

Даты

1979-08-30Публикация

1976-09-23Подача