Способ восстановления изношенных стальных деталей Советский патент 1981 года по МПК C21D1/78 C21D7/04 

Описание патента на изобретение SU686467A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судоремонте для восстановления изношенных деталей судовых дизелей. Известен способ восстановления цилиндрических втулок судовых дизелей, включающий операции наращивания слоя хромового покрытия электролитическим путем и последующей механической обработки рабочих поверхностей под конструктивный размер шлифованием 1 . Существующий способ восстановления деталей характеризуется высокой трудоемкостью и стоимостью вследст вие низкой производительности процесса и необходимости специального технологического оборудования и оснастки Детали, восстановленные путем хромирования не обладают необходимой долговечностью, поскольку хромовое покры тие имеет склонность к разрушению и отслоению в условиях термических и I знакопеременных нагрузок, в коррозион ных средах. Это объясняется недостаточной прочностью сцепления (в 1,5 2 раза ниже прочности сцепления элекг родуговой и импульсной наплавки), хрупкостью хромового покрытия, неравномерностью осадка, об словленной различной концентрацией электролита по объему. Подвергать восстановлению электролитическим хромированием можно лкшь детали, износ которых составляет не более 0,3-0,4 мм на сторону, поскольку осадки большей толщины характеризуются худшим сцеплением с материалом детали, значительно удлиняют и удорожаю процесс. Материал детали, обработанный данным способом, снижает свои пластические свойства и усталостную прочность вследствие насышения водородом в процессе хромирования в гальванической ванне. Известен способ восстановленных изношенных деталей наплавкой 2 . Однако этот способ не обеспечивает требуемого качества поверхности л износостой кости деталей. Наиболее близким к предлагаемому является способ восстановления изношен ных деталей, включающий нанесение покрытия например гальванического, с последующей пластической деформацией, например, обкаткой Сз . Данный способ позволяет повысить чистоту nosepxHOCTHii а также прочность металла и покрытия. Однако пластическая деформация обкаткой не позволяет изменять структурн характеристики металла, в связи с чем не обеспечивае.тся требуемое качество изделий,. Цель изобретения - повышение качества обработаннной поверхности. Для достижения поставленной цели предлагается способ восстановления изношенных деталей, включающий нанесени покрытия с последующей пластической деформацией, в котором пластическую деформацию осуществляют стальным дис ком, вращающимся со скоростью 30- 70 м/с при удельном давлении на по верхность 3-5 кг/см -, ai затем проводят искусственное старение при 19021О ,С в течение 10-12 ч, при этом нанесени е покрытия осуществляют наплавкой, В скоростных пределах вращения дис ка от 30 ДО 70 м/с в локальной зоне контакта возникают температурные поля с высокими градиентами температуры и небольшой продолжительностью действия, благоприятные для образования карбидной структуры. Удельные дав ления диска на обрабатываемую поверхность порядка.3-5 кг/см приводят к сжатию кристаллической решетки, ее дроблению, образованию большого количества дислокаций Б решетке, обуславли вающих прочностные качества поверхнос ти. При скоростях обработки ниже ЗО м параметры температурных полей не соз дают условий, благопритных для образо вания карбидных структур а поверхност ньк слоях. Кроме того толщина образующихся слоев недостаточна. При скоростях обработки, превьпнаю щих 70 м/с,, вследствие высоких темпе ратур, получаемых при трении, на пове ности образуется окалина, резко возрас ет толщина карбидного слоя, а усталос ная и коррозионно-усталостная прочнос снижаются. Удельные давления, превьшшющке 35 кг/см , приводят к образованию наклепа в поверхностных слоях и остаточных напряжений, В процессе работы деталей в терм о- напряженных режимах происходит снятие остаточных напряжений, разупрочнение поверхностей, и они резко теряют свои положительные свойства Удельные давления ниже 3-5 кг/см не образуют дислокации в кристаллической решетке поверхностных слоев. Дисковая обработка при вышеуказанных режимах позволяет получить на обрабатываейой поверхности карбидные структуры (так называемые белые слои), придающие ей ряд поло.яштельных свойств: повышенную износостойкость, усталостную и коррозионно-усталост 1ую прочность и Твердость. При этом класс чистоты обработанной поверхности детали получается достаточно высоким (порядка 10 кл.), и не требует дальнейшей об- работки. Искусственное старение проводят при температуре 19О-210С в течение 11-12 ч для снятия остаточных напряжений, возникающих в поверхностных слоях, при упрочняющей обработке, поскольку условия работы деталей в зоне повышенных температур приводят к разупрочнению поверхностей последних. Кроме того, искусственное старение необходимо для точных деталей, работающих в условиях повышенных температур, так как при старении распадается остаточный аустенит, снимаются внутренние напряжения, что предотвращает коробление и растрескиЁвние це- тали, П р и м е р. На экспериментальной установке проводилась обработка канавок порщня судового дизеля. Материал головок поршней - сталь 2ОХМЛ (ЗОХМЛ), Направленные эпектродуговым способом, с помощью специальных электродов Э42 кёнавки растачивались под конструктивный размер с припуском на упрочняющую обработку. После расточки канавки обрабатывались стальным диском путем его врезания поочередно в торцевые поверхности канавок, после чего проводилось искусственное старение. Стальной диск вьшолнен из материала У8, микротвердостью 360 кг/мм% чистота рабочей поверхности по 7 кл, Скорость вращения диска 57 м/с при удель ном давлении на поверхность 4 кг/см скорость поперечной подачи 34 м/мин глубина обработки 0,15 мм.Передняя кромка диска скошена под конус из те нологических соображений, угол захода составляет 20. Детали также упрочнялись диском на скоростньк режимах в 33 и 69 м/ при этом удельное давление оставалось прежним, а поперечная подача и глубина обработки соответственно составляли 14 м/с и 0,05 мм и 54 м/с и О,25 мм. Эксперимент показал, что на данных режимах обработки качество об работанной поверхности оставалось неизменным. Данный способ позволяет получить в поверхностном слое изделия карбидную структуру с микротвердостью до 1600 кг/мм при М1жротвердости исходной структуры 220-26О кг/мм с чистотой поверхности V 9 - V 11. Износостойкость поверхности полученной по предложенному способу в 68 раз выше износостойкости шлифованных наплавленных и ненаплавленных поверхностей. Формула изобретения 1. Способ восстановления изношенЦБК стальных деталей, включакмций нанесение покрытия с последукндей пластической деформацией, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обработеи, пластическую деформаадю осуществляют стальюлм диском, вращающимся со скоростью 33-69 м/с при удельном давлении на поверхность 3-5 кг/см , после чего проводят искусственное старение при 19О-210 с в течение 10-12 ч. 2.Способ по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что нанесение покрытия осуществляют наплавкой. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Запольский Н. В. Износ и восстановление деталей судовых двигателей внутреннего сгорания. М.,ТранспортГ 1965.. 2. Патент США № 35494Ю, кл.; 117-50, 1970. 3.Авторское свидетельство СССР №203715, кл.С 21D 7/О4, 1966.

Похожие патенты SU686467A1

название год авторы номер документа
Способ восстановления изношенных прецизионных деталей 1990
  • Артемов Гавриил Константинович
  • Гарина Тамара Николаевна
SU1771858A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЧУГУНОВ 2000
  • Бурумкулов Ф.Х.
  • Сенин П.В.
  • Величко С.А.
  • Лезин П.П.
  • Котин А.В.
RU2173731C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ 2001
  • Зуев А.А.
  • Цыплаков В.Г.
  • Федорищев А.А.
RU2235009C2
Способ восстановления плунжерных пар топливных насосов двигателей внутреннего сгорания 1988
  • Травин Феликс Константинович
  • Рогачевский Аркадий Вячеславович
  • Буевич Виктор Иосифович
SU1662795A1
Способ восстановления поршней 1990
  • Киперник Ефим Григорьевич
  • Дегтярь Владимир Иванович
  • Слободянюк Иван Михайлович
  • Лужанский Илья Борисович
  • Гизер Борис Васильевич
  • Карпов Олег Петрович
SU1770110A1
СПОСОБ ГАЛЬВАНОМЕХАНИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТОКОПРОВОДЯЩИХ ДЕТАЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Копылов Юрий Романович
  • Копылов Дмитрий Юрьевич
RU2296821C1
Способ восстановления изношенных деталей цилиндрической формы 1980
  • Артемов Гавриил Константинович
  • Малышев Владимир Михайлович
  • Музалевский Николай Васильевич
  • Сафонов Александр Григорьевич
SU905000A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ С НАПЛАВЛЕННЫМ ПОКРЫТИЕМ И ДЕТАЛЬ, ИЗГОТОВЛЕННАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТОГО СПОСОБА 2003
  • Бабаев А.А.
  • Езупов Д.В.
RU2255845C1
Способ обработки стальных изделий 1982
  • Остроумов Владимир Павлович
  • Крылов Вячеслав Иванович
  • Быстров Владимир Николаевич
  • Францев Владимир Николаевич
  • Каплин Михаил Иванович
SU1118717A1
ЭЛЕКТРОЛИТ ХРОМИРОВАНИЯ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХРОМОВОГО ПОКРЫТИЯ НА СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЯХ 2002
  • Каблов Е.Н.
  • Полукаров Ю.М.
  • Едигарян А.А.
  • Жирнов А.Д.
  • Ильин В.А.
  • Налетов Б.П.
  • Тюриков Е.В.
RU2231581C1

Реферат патента 1981 года Способ восстановления изношенных стальных деталей

Формула изобретения SU 686 467 A1

SU 686 467 A1

Авторы

Молодцов Н.С.

Левченко А.А.

Каневский А.А.

Даты

1981-11-23Публикация

1977-12-01Подача