, ,; -. , ..I Изобретение о-шосится к устройствам для контроля тормозов, используемых на транспортных средствах, при проверке тех нического состояния тормозов колес авто мобиля. Известно устройство для измерения временш 1х параметров тормозов автомобиля, включающее измерительный канал, состоящий из датчика тормозной силы, сое диненного через блок формирования сигнала управления с измерительным прибором, и блок формирования импульса начала от счета, причем блок формирования сигнала управления содержит Дифференцирующую цепочку. Формирователь импульса и триг- гер, к одному из входов которого подключена через формирователь импульса указанная цепочка, а к другому - блок формирования импульса начала отсчета, который может быть выполнен в виде второго измерительного канала, выполненного аналогично первому f 1. Существенным недостатком этого устройства при измерении временных параметр ров тормозов колес автомобиля является наличие двух циклов торможения, которые удлиняют процесс измерения, снижают производительность устройства, увеличивают расход электроэнергии на привод электродвигателя тормозного стенда. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для измерекия временных параметров тормозов автомобиля, содержащее дтгфференциаторы, триггерьг, элементы И, входы каждогх) из кото1й тх соедйнеам с выходами одного и дру- гозго триггеров, а выходы - со входами третьего триггера и входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с одним из измерителышх приборов . Это устройство позволяет измерить время и неодновременность срабатывания тормозов в течении одного цикла торможевия автомобиля. Однако оно не обеспечивает возможность измерения времени торможения. Цель изобретения - расширение функ- пионалы ых возможностей устройстаа. Указенная цель достигается тем, что устройство снабжено тахогенераторами, . каяедмй из которых соединен со вЗсодом одBbjrxi из дифференциаторов, и компараторами,, один вход каждохх) из которых соединен с источником опорного напряжения, другой - с выходом одного из дифференци.аторов, а выходы - соответственно со вхо дами второго в третьего измерителышх приборов и едЮ1Ичными входами первого и iBTOporo триггеров, нулевые входы кото- ftnTf. С , эдинены с шиной сброса. Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором изображена функднона ттьная схема устройства. Устройство содержит тахогенератор 1, включающийся синхронно с правым колесом автомобиля и соединенный со входом дифференциатора, выполненного на кбнденcai-rope 2 и резисторе 3. Выход дифференциатэра соединяется с инвертирующим входом 4 компаратора, выполненного на операционном усилителе 5, на неинвертирующий вход 6 которого подаетья опорное напряжение от источника 7. Выход 8 компаратора соединен с измерительным прибором 9 и со входом триггера 10, другой вход которого подключен к шине 11 установки устройства в исходное состояние (к шине сброса), Тахогенератор 12, вращающийся синхронно с левым колесом автомобшгя, соединен со входом другого дифференциатора, выполненного на конденсаторе 13 и резис торе 14. Выход этого дифференциатора соединяется с инвертирующим входом 15 компаратора, выполненного ни операционном усилителе 16, на неинвертирующий вход 17 которого подается опорное напряжение от источника 7. Выход 18 компаратора соединен с йзмернтельвым прибором 19 и со входом триггера 20, другой вход которого подключен к шине 11 установки устройства в исходаЬе состояние. Один выход триггера 1О соединен со входом элемента И 21, а один выход триггера 20 соединен со входом элемента И 22, другой со юеодом элемента И 21. Выход элемента И 21 соединен со входами элемента ИЛИ 23 и триггера 24, служащего для запоминание очередноста ср аплвания тормозов. Другие входы эле мента ИЛИ 23 и триггера 24 соединены с выходом элемента И 22. Выход элемен та ИЛИ 23 соединен с измерительном пр
691326
4 бором 25. Элементы И 21, 22, ИЛИ 23 выполняют логическую функцию суммы по модулю два, т.е. на выходе элементьг ИЛИ 23 будет сигнал, только тогда, когда триггеры 10 к 20 находятсяв противоположных состояниях. Работает устройство следующим образом. Во В1)емя разгона автомобиля конденсатор 2 заряжается от выходного напряжения тахогенератора 1 через резистор 3. При этом падение напряжения на резисторе 3, 1й1юсом приложенное к инвертирующему входу 4 операционного усилителя 5, не Изменяет состояния компаратора. На выходе 8 компаратора отрицательное напряжение, так как на неинвертирующий вход 6 подано отрицательное опорное напряжение от источника 7. При торможении автомобиля напряжение тахогенератора резко уменьшается и ;конденсатор 2 разряжается через рбмотку тахогенератора 1 и резистор 3. При |этом падение напряжения на резисторе 3 отрицательное и прикладывается минусом Кб входу 4 оп ационного усилителя 5. В момент П1эевышения отрицательного напряжения на входе 4, уровяя отрицательного напряжения на входе 6, задаваемого источником 7 опорного напряжения, напряжение на выходе 8 компаратора меняет полярность и становится положительным и устанавливает в единичное состояние триггер 1О. При снижении замедления автомобиля, I когда падение напряжения на резисторе 3 j становится равном опорному от йсточни ка 7, выходное напряжение компаратора становится снова отрицательным. Следо- ; вательно, с выхода 8 компаратора на из; мерительный прибор 9 поступает положительный прямоугольный импульс, длительность которого пропорциональна времени торможения правого колеса автомобиля. При торможении левого колеса аналогичным образом формируется на выходе 18 другого компаратора положительный прямоугольный импульс, который подается на измерительный прибор 19 и передним устанавливает в единичное состряниё триггер 20. Если раньше сработай тормоз правого колеса, то на выходе элемента И 21 формируется прямоугольный импульс, длительность которого равна времени опережения срабатывания тормоза правого колеса относительно левого. Этот импульс через элемент ИЛИ 23 поступает на измеритель. ный прибор 25 и устанавливает триггер 24 в состояние, указывающее, что пер вым сработал тормоз правого колеей. Если раньше сработал тормоз левого коле сд, то на выходе элемейта И 22 формируется прямоугольный импульс, дпитель- ность которого равна времени бпережени5а срабашванИя тормоза левого колеса от носительно правого. Этот импульс через элемент ИЛИ 23 поступает на измерител ный прибор 25 и устанавливает триггер 24 в состояние, указывающее, что первым сработал тормоз левого колеса. Использование изобретения позволяет измерять время торможения колес авто- мобиля, которое является важйымдваг-ностическим параметром тормозной системы. Измерение этого параметра позволит повь1сить безопасность автомобиля. Формула изобретения Устройство для измерения временных параметров тормозов автомобиля, -содержа- щее дифферендиаторы, триггеры, элементы И, входы каждого из которых соединены с выходами одного и другого триггеров, а выходы - со входами третьего триггера и выходами элемента ИЛИ, выход которого соединен с.одним из измерительных приборов, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, оно снабжено тахогенераторами, каждый из которых соединен со входом одного из дифференциаторов, и компа раторами, один вход каждогхэ из которых соединен с источником опорного напряжения, другой - с выходом одаого из дифференциаторов, а выходы - соответственно со входами второго и третьего измерительных приборов и единичными входами первого и второго триггеров, нулевые которых соединены с шиной сброса. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР N9 462752, кл. В 60 Т 17/22, 21.06.72. 2.Авторское свидетельство СССР о заявке № 2415878/11, кл. В 60 Т 17/22, 15.10.76.
Авторы
Даты
1979-10-15—Публикация
1977-08-11—Подача