сторону большей частоты вращения определяют изменение количества смазки в сторону его уменьшения. Толщина масляной пленки в зоне контакта подшипников качения непосред ственно связана с вязкостными свойствами, которые зависят от температуры и других воздействующих факторов, а также от времени наработки (для пластичных смазок). Периодическую замену пластичной смазки в подшипниках качения желательно производить через такое время, пока количество продуктов износа смазки еще не настолько велико, чтобы препятствовать их удалению из рабочей зоны подшипников при прокачке свежей смазки. При старении пластичной смазки в подшипнике изменяются ее свойства, в том числе вязкостные. Измерить изменение вязкости смазки, находящейся в контактной .зоне, например, с помощью вискозиметра, сложно ввиду ее малого количества и трудностей взятия пробы. Способ позволяет без разборки подшипника оценить изменение вязкостных свойств пластичной смазки за время наработки, используя взаимосвязь между вязкостными свойстваг ш смазки и толщиной смазочной пленки между телами трения. Способ, использующий измерение падения напряжения при пробое смазочной пленки, приводит к разрушению смазки измерение емкости или электрического сопротивления смазочных пленок в контакте дает слишком большие погрешности в определении толщины пленки. Дост точно точно можно лишь зафиксировать наличие масляной пленки с толщиной, близкой к высоте микронеровностей, по резкому уменьшению электросопротивления между металлическими телами трения вследствие контактирования вер шин микронеровностей. В момент касания вершин микронеройностей мгновенное значение сопротивления уменьшается в 10 и более раз С уменьшением толщины смазочной пленки увеличивается частота и время контактирования микронеровностей, и про цент времени контактирования при известной микрогеометрии поверхностей характеризует толщину пленки в контакте. Изменение относительно начальньох данных частоты вращения подшипника (при снижении ее от номинальной до нуля при рабочей температуре и нагру ке, при которой наступает контакт ми кромеровностей), характеризует изменение вязкостных свойств сМазки, На чертеже пред-ставлены кривые за висимости процента времени отсутстви металлического контакта в шарикоподшкпЕГике от частоты вращения внутренего кольца при различном времени аработки смазки. Способ использовался для определеия изменения вязкостных свойств пласичной смазки ВНИИНП-242 в электровигателе вертикального исполнения с пордмпниками типа 3IOE с частотой вращения 3000 об/мин и температурой подшипников до бОс, Спустя 100 ч наработки уменьшали частоту вращения двигателя, измеряли и строили кривую зависимости процента времени отсутствия металлическогоконтакта в подшипниках от частоты вращения. Аналогичные операции были проделаны спустя 6000 и 10000 ч наработки. .На чертеже представлены результаты испытаний. ; По смещению кривых при наработке 6000 и 10000 ч в сторону меньших частот вращения по сравнению с начальными данными при наработке 100 ч можно сделать вывод об увеличении вязкости смазки в зоне контакта из-за испарения жидкой фазы. Кривые были получены путем обработки осциллограмм напряжения между кольцами подшипников при измерении электрического сопротивления смазки. Во время испытаний при 3000 об/мин контакт микронеровностей в подшипниках отсутствовал, следо.вательно. Не нарушалась микрогеометрия поверхностей. . . Периодически уменьшая частоту вращения подшипникбв, работающих в гидродинамическом режиме, и измеряя частоту вращения, при которой наступает металличес.кий контакт микронеровностей (нарушение целостности масляной пленки в контакте), можно оценить процесс изменения вязкостных свойств смазки в подшипниках Качения с увеличением времени наработки и своевременно про-, извести замену смазки, что увеличивает долговечность подшипников электрической машины или другого механизма. Вероятность безотказной работы высокоскоростных электрических машин при наработке до 25000 ч составляет по результатам испытаний 0,83, Улучшением смазочного режима может быть достигнуто увеличение вероятности безотказной работы до 0,93., Формула изобретения Способ контроля изменения вязкостных свойств пластичной смазки в под- шипниках качения по изменению толщины смазочной пленки, отличающий с я тем, что, с целью повышения точности определения изменения вязкостных свойств пластичной смазки в подшипниках качения при гидродинамическом режиме,, изменяют через заданные промежутки времени частоту вращения подшипников от номинальной величины до нуля при номинальной величине нагрузки и температуры, одновременно измеряя величину времени отсутствия металлического контакта, и по зависимости величины времени отсутствия металлического контакта от частоты вращения подшипников и ее смещению в сторону меньшей частоты вращения определяют изменение вязкостных свойств пластичной смазкк в сторону их увеличения, а при смещении в
сторону большей частоты вращения определяют изменение количества смазки в сторону его уменьшения.
Источники информации, 5 принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 239573, кл. F 16 С 17/24, 1967,
2.Патент Японии 48-2256,
сер. 6 (2) - 4 61 1973 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения свойств смазочных масел при испытаниях материалов зубчатых передач на контактную прочность | 1991 |
|
SU1820299A1 |
СПОСОБ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ | 2011 |
|
RU2495393C2 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ | 2009 |
|
RU2457239C2 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ СВОЙСТВ ПОДШИПНИКА | 2011 |
|
RU2659453C2 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2672266C1 |
Металлоплакирующая смазочная композиция | 1985 |
|
SU1253990A1 |
СОСТАВ ДЛЯ МОДИФИЦИРОВАНИЯ МЕТАЛЛОВ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2000 |
|
RU2169208C1 |
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ | 1997 |
|
RU2122570C1 |
Способ определения работоспособности смазочного масла | 1980 |
|
SU941899A1 |
Металлоплакирующий смазочный материал для узлов трения | 1981 |
|
SU1011678A1 |
Авторы
Даты
1979-10-25—Публикация
1977-12-23—Подача