(54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЫХОДОМ НА ПОДВОДНЫЕ КРЫЛЬЯ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. npodepSaoiaiaTeneW и ftefflKniibHeiiHMM к &Ъ выходу через замыкающий контакт дополнительного испопн ггельного реле блоком 13менения направления тяги вспомргатель двигателя. На чертеже представлена функциой1альная схема устройства, реализующего способ управления выходом на подводные крылья судна.. Устройство содержит датчик 1 скорости хода судна, подключенный через эли«1ент 2 сравнения, связанный другим входом с задатчиком скорости (не по- . казан), к исполнительному реле 3, замыкающий контакт 31 которого включен в цепь питания привода 4 вспомогательного двигателя 5; датчик 6 диффё рёнта, связанный выходом с одним из входов функционального преобразователя 7, другой вход которого подключен к датчику. Устройство содержит также Датчик 8 числа оборотов г лавного двигателя, подключенный к одному из входов дополнительного элемента 9 сравнения, другой вход которого связан с задатчиком оборотов главного двигателя (не показан), а Bbifxbfl - с дополнительным исполнительным реле 10, через замыкающий контакт 10.1 которого к выходу преобрайоватепя 7 подключен блок 11 изменения направП6НЙЙ тяги вспомогательного двигателя 5 Способ, согласно изобретению,реализуется следующим образом. Измеряют число оббротов главного двигателя, сравнивают его с числом оборотов уставки (например, холостого хода и на выходе элемента 9срйвнення получают сигнал при превышении числа оборо тов с задатчика 8 оборотов главнохч) дви гателя надуставкой, бдновременно с под ключений закрылков производят изменение направления тяги вспомогательного двигателя - сигнал с элемента 9 сравне ния поступает на обмотку реле 10, которое з&мыкает электрическую цепь с выхо да функционального преобразователя 7 на вход блока 11 изменения нап равления вспомогательного двигателя S. функ циональный преобразователь 7 в зависимости от сигналов с датчика 6 диффе- у рента и задатчика 1 скорости вьфабатыва(§т сигнал упраЁлёния, величина го соответствует измейению направления fSrsfSenOMOraTenbHoro двигателя 5Г При этом угол дифферента СПК уменьшаете TaKJDvf обрбГзом, чтоТвд1ю дЖамйчёЬкое кач ество ст ановй с я М аксим альным на данной скорости, а также поддерживается ига максимальной величине при увеличении скорости. Отключают вспомогательный двигатель 5 после достижения судном заданной скорости, т. е. при превышетш текущего значения скорости от датчика 1 над заданным значе1шем скорости на выходе элемента 2 сравнения появляется сигнал, поступающий на обмотку реле 3, которое контактом 3 замыкает электрическую цепь сигнала Остановки вспомогательного двигателя и двигатель 5 отключается. К этому моменту времени СПК имеет скорость, достаточную для дальнейшего эффектйВйОгО управления по дифференту с помощьк) только закрылков. Уставку по скорости выбирают в зависимости от конструктивных признаков конкретного СПК и привода 4 вспомогательного двигателя 5. Например, для СПК с водометным вспомогательным двигателем значекие уставки по скорости определяется расположением водозаборников водомета - при выходе судна на крылья с увеличением скорости водозаборника они не должны выходить из воды. Для вспомогательного двигателя приводом которого является, например дизель, уставка по скорости определяется расположением отверстий систи(1ы водяного охлаждения дизеля. Использование описываемого способа управления выходом судна на подводные крылья и устройства для его осуществления обеспечивает по сравнению с известными способами и устройствами сокращение времени выхода судна на крылья и уменьшение мощности главного двигателя, необходимой для преодоления горба сопротивления на 15-20%, чтр позволит уменьшить вес, габариты и энергоемкость главного двигателя, повышая тем самым коммерческую эффективность СПК и улучшая тактико-технические данные СПК специального назначения. Формула изобретения 1. Способ управления выходом на подводные крылья судна, снабженного главным и вспомогательным двигателями, согласно которому измеряют скорость хода судна и при срвпадении ее с заданной отклк)чают вспомогательный двигатель, измеряют дифферент судна и формиpyk)T в зависимости от его значения сигнал управления закрылками, отличающийся тем, что, с иглгью
уменьшения мощности главного двигателя и сокршае1шя времени выхода судна на крылья, измеряют число оборотов главного двигателя и при превышении им заданной уставки формируют сигнал на изменение тяги вспомогательного двигателя.
2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее датчик скорости хода судна, подключенный через элемент сравнения, связанный с датчиком скорости к исполнительному реле, замыкающий контакт которого включен в цепь сигнала остановки вспомогательного двигателя, и датчик дифферента, отличающееся тем, что оно снабжено
задатчиком оборотов главного дш1гателя и подключенным к его. выходу дополнительным элементом сравнения, связанным с задатчиком оборотов главного двигателя, дополнительным исполнительным реле на его вьрюде, связаннь1м с выходами датчиков скорости и дифферента функциональным преобразователем и подключенным к его выходу через замьпсакмций контакт дополнительного исполнительного реле блоком изменения направления Т51ги вспомогательного двигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ Мз 192378, кл. 65 а 39/06, 197О (прототип)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система автоматического управления судном на подводных крыльях | 1978 |
|
SU697368A1 |
Автоматический стабилизатор для судов на подводных крыльях | 1976 |
|
SU633762A2 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ | 1991 |
|
RU2043943C1 |
Устройство для стабилизации движения судна на подводных крыльях | 1971 |
|
SU447320A1 |
Система автоматического централизованного контроля и управления техническими средствами судна | 1975 |
|
SU561689A1 |
Система управления главным двигателем судна | 1972 |
|
SU471246A1 |
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ | 2010 |
|
RU2434778C1 |
Система стабилизации полупогруженного плавучего средства | 1981 |
|
SU958220A1 |
Система управления судовым главнымдВигАТЕлЕМ и ВиНТОМ РЕгулиРуЕМОгОшАгА | 1979 |
|
SU844479A2 |
Стабилизатор бортовой и килевой качки глиссера с носовым крылом и закрылками | 1973 |
|
SU495229A1 |
От (Cl o5opomoS efloSMOSff ff/uaarmtAf
Авторы
Даты
1979-12-15—Публикация
1978-01-30—Подача