1
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам управления режимами работы газотурбинной установки.
Известно устройство управления режимами работы газотурбинной установки, содержащее задатчик, связанный с блоками управления клапанами переднего и заднего хода и датчиками положения клапанов переднего и заднего хода, блок следящего управления сектором газа газотурбинного двигателя, основные и дополнительные элементы И и ИЛИ .
Однако, такое устройство отличается сложностью в управлении, что делает его ненадежным.
Цель изобретения - улучшение управления режимами и повышение надежности газотурбинного двигателя.
Для этого предлагаемое устройство снаб-жено элементами НЕ, блоками выработки сигналов переднего и заднего хода и блоками разрешения реверса, причем вход блока выработки сигналов переднего и заднего хода соединен с выходом задатчика, а выходы блока выработки сигналов переднего и заднего хода соединены с первыми входами элементов ИЛИ, вторые входы которых соединены через блок разрешения реверса с выходом блока следяп1,его управления сектором газа, при этом выходы элементов
ИЛИ соединены с первыми входами элементов И, вторые входы которых связаны с датчиками положения клапанов переднего и заднего хода, а выходы элементов И соединены с блоками управления клапанами переднего и заднего хода и с первыми входами дополнительных элементов И, вторые входы которых соединены со вторым выходом блока выработки сигналов переднего и заднего хода, при этом выходы дополнительных элементов И соединены со входами дополнительного элемента ИЛИ, выход которого соединен с блоком следяш;его управления сектором газа.
На чертеже показана блок-схема предлагаемого устройства.
Оно содерл ит задатчик 1, соединенный со входом блока 2 выработки сигналов переднего и заднего хода, выходы которого соединены с первыми входами логических элементов ИЛИ 3 и 4, выходы которых соединены соответственно через логические элементы И 5 и 6 со входами блоков 7 и 8 управления клапанами переднего и заднего хода, а также с первымн входами дополнительных логических элементов И 9 и 10. Выходы блоков 7 и 8 управления клапанами переднего и заднего хода соединены с клапанами 11 и 12 переднего и заднего хода, имеюш,ими датчики 13 и 14, выходы ко,.„.., „«,,,,., , , f 7 v«-,lff .. торых связаны со входами логических элементов НЕ 15 и 16, выходы которых соединены со вторыми входами элементов И 5 и 6. Выходы элементов И 9 и 10 соединены со входами доиолнительного логического элемента ИЛИ 17, который через блок 18 следящего управления сектором газа связан с сектором 19 газа и с газотурбинным двигателем20. Выход блока 18 связан через блок 21 разрешения реверса со вторым выходом блока 2 выработки сигнала переднего и заднего хода. Устройство работает следующим образом. При перемещении задатчика 1 в положение переднего хода сигнал от датчика, пропорциональный углу поворота, поступает на блок 2 выработки сигнала переднего и заднего хода, с выхода которого сигнал поступает на вход элемента 3 и на элемент И 9. С выхода элемента ИЛИ 3 сигнал поступает на элемент И 5, на второй вход которого поступает сигнал с элемента Hh 15. С элемента И 5 сигнал идет на блок 7 управления и на элемеит И 9. Включается клапан И переднего хода, сигнал, управления через элемент ИЛИ 17 поступает в блок 18 следящего управления, а сигнал от датчика 13 положения клапана переднего хода через элемент НЕ 16 запирает элемеит И 6. Положение сектора 19 газа коитролируется блоком 21 выработки сигнала разрещения реверса. Аналогично схема работает при повороте задатчика в положение заднего хода. При быстром перемещеиии задатчика из положения переднего хода в положение заднего хода сигнал с блока 2 на элемент 3 не поступает, однако клапан переднего хода не отключается, так как с блока 21 поступает сигнал, который удерживает открытым клаиан 11 до тех пор, пока сектор газа не проходит точку, разрещенную для реверса. Сигнал переднего хода с блока 2 поступает на элемент И 9 и элемент ИЛИ 4 и далее на элемент И 6, подготавливая схему, включеиия клаиаиа заднего хода и схему управления сектора газа. Сигнал управления сектором газа поступает на блок 18 через элемент И 9. При проходе сектором газа точки, разрешающей реверс двигателя, на выходе элемента 21 сигнал отсутствует, клапан 11 переднего хода отключается, на выходе элемента И 6 появляется сигнал, который включает клапан 12 заднего хода и элемент И 10, под1ключая сигнал управления к блоку 18 следящего управления сектором газа. Двигатель реверсируется, отключается блок 8, Е1 лючается элемент И 9. Сектор газа устаиавливается в положение, соответствующее задатчику., ..... ..:...: Испрльзова.ние изобретения позволит существенно упростить управление режимами раб.рть судовой газотурбиниой установки за счет уменьшения количества органов управлення и повысить надежность и безопасность управления. Формула изобретения Устройство управления режимами работы газотурбинной установки, содержащее задатчик, связанный с блоками управления клапанами иереднего и заднего хода и датчиками положения клапанов переднего и заднего хода, блок следящего .управления сектором газа газотурбинного двигателя, основные и дополнительные логические элементы И и ИЛИ, отличающееся тем, что, с целью улучшения управления режимами и повышеиия надежности газотурбинного двигателя, оно снабжено элементами НЕ, блоками выработки сигналов переднего и заднего хода и блоками разрешеиия реверса, иричем вход блока выработки сигналов переднего и заднего хода соединен с выходом задатчика, а выходы блока выработки сигналов переднего и заднего хода соединены с иервыми входами элементов ИЛИ, вторые входы которых соединены через блок разрещеиия реверса с выходом блока следящего управления сектором газа, при этом выходы элементов ИЛИ соединены с иервыми входами элементов И, вторые входы которых связаны с датчиками положеиия клапанов иереднего и заднего хода, а выходы элементов И соединены с блоками управления клаианами переднего и заднего хода и с первыми входами дополнительных элементов И, вторые входы которых соединены со вторым выходом блока выработки сигналов переднего и заднего хода, при этом выходы дополнительных элементов И соединены со входами дополнительного элемента ИЛИ, выход которого соединен с блоком следящего управления сектором газа. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 468532, F 02С 9/02, 1973,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления реверсом многодвигательной газотурбинной судовой установки с реверсивным редуктором | 1991 |
|
SU1830015A3 |
Система дистанционного автоматизированного управления судовой газореверсивной газотурбинной установкой | 1980 |
|
SU899386A2 |
СИСТЕМА ПРОГРАММНО-ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ ГЛАВНЫМ ТУРБОЗУБЧАТЫМ АГРЕГАТОМ | 1973 |
|
SU386382A1 |
Устройство аварийного торможения судна | 2022 |
|
RU2782325C1 |
Судовая газореверсивная газопаро-ТуРбиННАя уСТАНОВКА | 1979 |
|
SU816873A1 |
Автоматическая и дистанционная система для управления судовым двигателем внутреннего сгорания | 1982 |
|
SU1078116A1 |
Система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании | 1989 |
|
SU1676926A1 |
Система автоматического управления скоростью вращения ротора турбины | 1980 |
|
SU866247A2 |
Система дистанционного и автоматического управления двигателем внутреннего сгорания | 1982 |
|
SU1059237A1 |
Устройство управления реверсом дизельгазотурбинной установки | 1980 |
|
SU918183A1 |
Авторы
Даты
1980-02-29—Публикация
1978-02-15—Подача