Изобретение относится .к судостроению, в частности к устройствам управления реверсом дизель-газотурбинной установки.
известно устройство управления реверсом Дизель-турбинной установки, содержащее последовательно электрически соединенные командоаппарат, разрешающее реле и связанный выходом с соединительной муфтой блок управления -подачей топлива в Дизель с реверс-редукторной передачей, а также датчик оборотов гребного винта, связанный с валопроводом и с входом блс5ка сравнения, сигнализатор положения соединительной муфты, подключенный выходом к второму входу разрешающего реле, блок управления подачей топлива в газотурбин-ныйдвигатель, соединенный входом с командоаппаратом, и цепь управления клапанами переднего и. заднего хода реверсивной турбины 1.
Недостатком известного устройства является то, что оно не об.еспЪК чивдет надежного управления реверсом. .
Цель изобретения - повышение надежности и упрощениепроцесса управления реверсом.
Для этого цепь управления .клапанами переднего.и заднего хода реверсивной турбины сострит из подключенного выходом к командоаппарату блока управления, к выходам которого подключены соответственно реле переднего и заднего хода, связанные соответственно выйодами с манипуляторами переднего и заднего хода,
10 и сервомотора, входы которого соединены соответственно с манипуляторами переднегр и заднего хода, а выходы связаны с приводами клапанов переднего и заднего хода, причем
15 устройство снабжено сигнализаторами переднего и заднего хода реверсреду сторной передачи дизеля с выходными контактами и связанными соответственно с клапанами переднего и задне20го хода сигнализаторами положения клапанов переднего и заднего хода реверсивной турбины с выходными контактами, выходные контакты сигнализаторов переднего хода соединены
25 последовательно между собой, как и выходные контакты сигнализаторов заднего хода,, а концы этих последовательных цепочек соединены между собой и подключены один к третьему
30 входу разрешающего реле, другой к выходу блока сравнения, при этом реле переднегй и заднего хода связа ны соответственно с манипуляторами перелнего и эаднего хода через соответствуюиие контакты сигнализаторов положения соединительной муфты. На чертеже представлена структур ная схема предложенногб устройства. Устройство состоит.из командоаппарата 1, соединенного через разрешающее реле 2 с блоком 3 управлен 1Я подачей топлива в дизель 4, соеди- нительной муфты 5, подключающей дйзель с реверс-редукторной передачей (РРП) к валопроводу 6. К муфте 5 подключен сигнализатор 7 ее положения, связанный выходом с входом раз решающего реле 2. К валопроводу б подключен датчик 8 оборотов гребног винта, выход которого подключен к блоку 9 сравнения, сигнализаторы 10 и 11 переднего и заднего хода реверс-редукторной передачи дизеля имеют соответственно выходные контакты 12 и 13, причем контакт 13 co динен с выходом блока 9, Газотурбинный двигатель 14 связан с реверсивной турбиной, которая вместе с дизелем через редуктор 15 и соединительнуго муфту 16 соединена с греб ным винтом 17, Блок 18 подачи топлива в газотурбинный двигатель сйязан с командоаппаратом. Сервомотор 19клапанов переднего хода 20 и зад него хода 21 реверсибной турбины 22 соединен с манипуляторами дереднего хода 23 и заднего, хода 24, которые соответственно подключены к реле переднего хода 25 и реле заднего хода 26, упомянутые реле соединены с блоком 27 управления, который связан с командоаппаратом 1.. Сигнализатор 28 положения клапан 20переднего хода реверсивной турби ны имеет выходной контакт 29, подключенный к выходному контакту 12 Сигнализатор 30 положения клапана 2 заднего хода реверсивной тур.бины имеет выходной контакт 31, подключенный вместе с контактом 12 к вход разрешающего реле 2, причем контакт 29 подключен к выходу блока 9 сравнения, контакт 13 соединен с контактом 31, а реле переднего 25 и заднего 26 хода связаны с соответствующими манипуляторами 23 и 24 через соответствуйщие контакты 32 сигнализатора 7 положения соединительной муфты 5. Устройство работает следующим Образом. Командный сигнал на реверсе (например, с переднего хода на задний) поступает от командоаппарата 1 чере .разрешающее реле 2 на блок 3 управления подачей топлива в дизель, на блок 18 управления подачей топлива в газотурбинный двигатель .(ГТД) и через блок 27 управления на реле 26 заднего хода. Командный сигнал на включение реле заднего хода 26 блЬкируется в блоке 27 управления сигналом из блока 18 управления подачей топлива в ГТД. Блоки 3 и 18 автоматически уменьшают подачу топлива: в дизель до величины, соответствующей холостому ходу, и в ГТД до величины, допускающей реверс турбины 22 без перегрузки ее по крутящему моменту. Сигнал о соответствующем положении топливодозирующего органа из блока 18 управления подаг чей топлива в ГТД поступает в блок 27 управления ГТД, при этом снимается блокировка на включение реле 26 заднего хода. Реле 26 включается, но цепь от реле 26 заднего хода к манипулятору 24 заднего хода разомкнута выходными контактами 32 сигнализатора 7 положения муфты 5. В результ&те блокируется реверс ГТД, если дизельподключен к валопроводу. -При достижении дизелем холостого хода отключается соединительная муфта 5, разобщая дизель с РРП от валопровода б, после чего РРП ди.зеля; переключается для работы на задний ход. При этом срабатывают сигнализаторы 10 и 11 РРП дизеля. ВЕЛХОДНОЙ контакт 12. сигнализатора 10 переднего хода размыкается, выходной контакт 13 сигнализатора 11 заднего хода замыкается. При отключении муфты 5 изменяется сигнал на выходе сигнализатора 7 положения. Это приводит к ТОМУ что в реле 2 происходит блокирование командного сигнала так, что последующее включение муфты 5 становится возможным только после изменения сигнала от сигнализатора 7. Одновременно замыкаются выходные контакты 32 сигнализатора 7 и подключают манипуляторы 23 и 24 сервомотора 19 к выходнымреле переднего 25 и заднего 26 хода соответственно. От включенного реле 26 заднего хода через контакты 32 включается манипулятор 24 заднего хода. Сервомотор 19 срабатывает и устанавливает клапаны 20 и 21 в положение заднего хода:клапан 20 переднего хода закрывается,клапана21 заднего хода открывается. При этом выходной контакт 29 сигнализатора 28 размыкается, выходной контакт 31 сигнализатора 30 замыкается. Турбина 22 начинает работать на задний ход и тормозит валопровод. В результате уменьшается частота вращения валопровода 6 и сигнал на выходе датчика 8. Величина сигнала датчика 8 измеряется блоyjSM 9. После того, как этот сигнал становится меньше постоянного опорного напряжения уставки, задаваемой в блоке 9, происходит изменение сигнала н выходе блока 9. Сигнал из блока 9 через выходные контакты 31 и 13, соединенные последователь но, подается на реле 2. В результат снимается блокировка на прохождевне командного сигнала через реле 2 к блоку 3 на включение муфты 5. Муфта 5 включается и соединяет дизе с РРП, включенный для работы на. задний ход, с валопроводом б, Дизель и ГТД работают совместно на за НИИ ход. После включения муфты 5 1зменяется сигнал от сигнализатора 7, выходные контакты 32 сигнализато fa 7 размыкаются манипуляторы 23 иГ4 отключаютсяот реле переднего 25 и заднего 26 хода. При наборе мощности ГТД по сигналу из блока 18 через блок 27 управления отключается реле 26 заднего хода. Прохождение сигнала из блока 9 на реле при реверсе блокируется выходными контактами 13 и 31 сигнализаторов п ложения 11 и 30, если РРП дизеляи клапаны 20 и 21 реверсивной турбины 22 не установлены в положение, соответствующее заднему ходу. Аналогично выполняется реверс с .заднего хода на передний. В результате использования устройства упрощается управление реверсом и повышается надежность управления, так как исключается совместная работа дизеля и ГТД на гребной винт с противоположным направлением их крутящих моментов , уменьшается время реверса и тормозной путь судна с дизель-газотурбинной установкой. Формула изобретения Устройство управления реверсом дизель-газотурбинной установки , содержащее последовательно электричес ки соединенные командоаппарат, разрешающее реле и связанный выходом с соединительной муфтой блок управления подачей топлива в дизель с реверс-редукторной передачей, а так-же датчик оборотов гребного винта, связанный с валопроводом и с входом блока сравнения, сигнализатор положения соединительной муфты, подключенный выходом к второму входу разрешающего реле, блок управления подачей топлива в газотурбинный двигатель, соединенный входом с командоаппаратом и цепь управления клапанами переднего и заднего хода реверсивной турбины, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства и упрощения процесса управления реверсом, цепь управления клапанами переднего и заднего хода реверсивной турбины состоит из подключенного выходом к командоаппарату блока управления к выходам которого подключены реле переднего и заднего хода, связанные выходами, с ма:нипуляторами переднего и заднего хода, и сервомотора, входы которого соединены с манипуля-торами переднего и заднего хода, tf: а выходы связаны с приводами клапанов переднего и заднего хода,причем устройство снабжено сигнализаторами переднего и заднего хода реверс-редукторной передачи дизеля с выходными контактами и связанными с клапанами переднего и заднего хода сигнализаторами положения клапанов переднего и заднего хода реверсивной турбины с выходными контактами, выходные контакты сигнализаторов переднего хода соединены последовательно между собой, как и выходные контакты- сигнализаторов заднего хода, а концы этих последовательных цепочек соединены между собой и подключены один к третьему входу разрешающего реле, другой -к выходу блока сравнения, при этом реле переднего и заднего хода связаны с манипуляторами переднего и заднего хода через соответствующие контакты сигнализаторов положения соединительной муфта. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 527339, кл. В 63 Н 23/10,14.01.75 (прототип). .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления реверсом многодвигательной газотурбинной судовой установки с реверсивным редуктором | 1991 |
|
SU1830015A3 |
Устройство для управления реверсом многовальной судовой дизельной установки | 1975 |
|
SU527339A1 |
Устройство для управления реверсом многовальной судовой дизельной установки | 1978 |
|
SU715387A2 |
Устройство для автоматического пуска теплосиловой установки | 1978 |
|
SU718613A1 |
ЗОеСОЮЗНАЯ ; ;iA;iHTHO-h;]-;;«"E:i!Afi' | 1973 |
|
SU382837A1 |
Судовая газореверсивная газопаро-ТуРбиННАя уСТАНОВКА | 1979 |
|
SU816873A1 |
СУДОВАЯ СИЛОВАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2013 |
|
RU2527414C1 |
Система дистанционного управленияСудОВОй СилОВОй уСТАНОВКОй | 1979 |
|
SU822146A1 |
Система управления и защиты судовой газотурбинной установки | 1991 |
|
SU1823852A3 |
Судовая измерительная энергетическая установка | 1989 |
|
SU1705188A1 |
Авторы
Даты
1982-04-07—Публикация
1980-08-25—Подача