Способ обработки цельнокатаных колес Советский патент 1980 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU720034A1

Изобретение относится к металлургии в частности к обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Цельнокатаное железнодорожное колесо работает в сложных условиях, которые определяются высокими напряжениями в контакте колесо-рельс, ударными нагрузками, возникающими при прохождении колесом стьпсов рельсов, при входе в контр рельс, в стрелочных переводах, а также в условиях различных температур (от 4-40 до -60 С). В этих условиях надежная работоспособность колеса определяет ся комплексом механических свойств, уровнем ударной вязкости и сопротивлением хрупкому разрушению, особенно при отрицательных температурах. Известен способ обработки цельнокатаных железнодорожных колес после прокатки, включакший противофлокенную обработку, термическое упрочнение обода и отпуск всего изделия ij . Противофлокенную обработку колес осуществляют путем их вьщержзш при 600-65О С в течение 3-х ч в печах. Закалка (термическое упрочненке) обода колеса осзтдествляется с текшературы аустенитпзации при вращении колеса (в горизонтальной или вертикальной плоскости) воздействием на его обод охлаждающей жидкости из спрейерных устройств. В зависимости от химического состава стали и типоразмеров процесс термического упрочнен1ш обода колеса длится 80220 с. По завершению ртрочноо я обода осуществляют отпуск всего колеса. Недостаток способа - в том, что он не обеспечивает получения в диске колеса структурного состоятся для получения высоких характерист1ж пластичности и низкой температуры хрупкого разрушения материала диска колеса. При изготовлешти. колес температура конца горячей пластической деформашш (прокатки) различных элементов составляет 98О-1050С. Длительное пребывание колеса при этих температурах перед противофлоке1 ной обработкой обеспечивает полное протекание процессов ре- кристаплизащш деформированного аустеиита, обусловлившощее образованию в стали, крупного (О-2 баллов). Н(згрев д 820-880 С под термическое упрючнени приводит к измельчеьшю зерна аустенита в элементах колеса за счет перезфмстал лизашш. При закалке обода колеса диск колес охлаждается иа воздухе (охлаждающая жидкость подается только на обод),, Структура диска колеса в результате такого охлаждения представляет со(ой . грубодисперсны и пластинчатый перлит и избыточный феррит, расположенный по границам перлитных зерен (колеса изготавливаются из стали с содержанием угл рода О,52-О,63%), Такая структ;ура обусловливает срав1штельно низкие знач ния характеристик пластичности, ударно вязкости и высокую температуру хрупкого разрушения материала диска,, Известен также способ обработки цел нокатаных колес, в котором они после прокатки и противофлокенной обработ1С}р закалке (термическому упрочнению подвергаются не только обод, но и диск) {.2 Дифференцированное упрочнение отдельных элементов колеса повышбют свойства колеса как конструкции в цело Недостаток известного способа заключается в том, 4143 он не позвсляет снизить температуру хрупкого разр тиения материала диска при одновремешюм повышении пластичности. Цель изобретения - повышение пластичности и снижение температуры хруп кого разрушения материала диска„ Поставленная цель достигается тем, что после закалки обода проводят пластическую деформацию диска с обжатием 5-15% в межкритическом интервапе тем ператур. После закалки обода колесе Te:vme|Daтура его диска составляет 725-780 С. Деформация при этих температурах прнводит к частичной сферощцюацни пластин цементита в перлите и изменению как формы избыточного феррита, так и егО субструктуры. Вместо избыточного феррита в виде замкнутой сетки по граница перлитных зерен имеет место стрзопурн свободный феррит, разЬетвленный, п(феходящий в феррит перлита. Увепнчяваетс объемная доля избыточного феррита за счет образования обособленных фе зр:втных областей на бозе феррит перлита. В результате образуется более однородная структура, состо5ааая из частично сфероидкзированного перлита и избыточного феррита с больиюй степенью разветвлешюсти. В результате повышаются пластические характеристики диска колеса, его ударная вязкость и снижается температура хрупкого разрушения за счет образования в структуре стали, частично сфе юидизированного перлита и избыточного феррита иной формы. Причем эти фазы более равггамерно распределены. Сушность способа заключается в следующем. Нагретую заготовку осаживают на прессах, осуществляют разгонку, формуют ступ1щу, часть диска и обод, прокатывают обод и часть диска. После этого калибруют обод и выгибают диск колеса на выгибном прессе. Затем ведут противофлокенную и, если необходимо, механическую обработку, закалку с повторного нагрева. После закалки обода колеса осуществляется деформация диска с обжатием 5-15% при 725-780°С. После частичного остывания колеса его подвергают отпуску. Температурный интервал дефор- i .мации обусловлен необходимостью получения частично сфероидизированных структур распавшегося аустенита. Величина деформации определяется как содержанием углерода в стали (колеса изготавливают из стали с содержанием углерода 0,52-0,63%), так и реально осуществимыми деформациями диска колеса при 725-780 0. Для колес с содержанием углерода 0,63% температура диска после упрочнения обода составляет 78О®С (время охлаждения обода при закалке мишпиальное) и де4юрмация - 15%. Для колес с содержанием углерода 0,52% температура диска . после термического упрочнения обода 725°С (время охлаждения обода при закалке максимальное) и деформация - 5%. Прим ер. Колеса изготавливают из стали содержанием углерода 0,58% и марганца 0,76%. После окончания прокаткл колеса охлаждали на воздухе до 620 С. Колеса подвергаются противофлокенной обработке изотермической выдержки в течение 3-х ч при 62О640 С и остывают на воздухе до , затем обрабатываются на колесообрабатывающих стшпсах для получения требуемых геометрических размеров. Далее

следует иагроп колоса до В4О С и закалка обода D течение 110 с. После чего ведут деформацию диска колеса при 745 С с обжатием 8%. Деформагшю ведут в штамте с приложением по верхнему пуансону : ударной нагрузки грузом массой 1 т с высоты 5 м. После деформации диска колеса отпускаются по действующей технологшг при 5ОО С в течение 2,5 ч. У колес, изготовленных с дсформаняой днска после т моупрочнения обода, получены более высокие пласт1гческие характеристики, ударная вязкость и более шгзкая температура хрупкого разрушения в сравнении с колесами текущего производства (см. таблицу).

Похожие патенты SU720034A1

название год авторы номер документа
Способ изготовления цельнокатаныхжЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Бабушкин Анатолий Павлович
SU829697A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Тарасова В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Пашолок И.Л.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
RU2123405C1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1977
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Перков Борис Алексеевич
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Бабич Владимир Константинович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Ларин Тимофей Васильевич
SU724583A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.(Ru)
  • Антипов Б.Ф.(Ru)
  • Королев С.А.(Ru)
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Ефимов И.В.(Ru)
  • Яндимиров А.А.(Ru)
  • Солдатова Т.Е.(Ru)
  • Чаруйский Э.А.(Ru)
  • Кондрушин А.И.(Ru)
RU2138565C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Узлов Иван Герасимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
SU1425229A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.(Ru)
  • Антипов Б.Ф.(Ru)
  • Королев С.А.(Ru)
  • Узлов Иван Герасимович
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Яндимиров А.А.(Ru)
  • Волков А.М.(Ru)
  • Чаруйский Э.А.(Ru)
  • Седышев И.А.(Ru)
RU2137850C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
Способ тепловой правки стального проката 1985
  • Бабич Владимир Константинович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Васильковский Виталий Панкратьевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Койрес Владимир Иванович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Школа Владлен Иванович
  • Карасев Михаил Андреевич
  • Черданцев Виктор Васильевич
  • Игумнов Арнольд Ефимович
  • Быков Петр Павлович
  • Хейфец Валентин Ильич
  • Игнатьев Юрий Павлович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Токмаков Анатолий Митрофанович
  • Мишагин Александр Варфоломеевич
SU1318318A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1982
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школа Владлен Иванович
  • Босис Злата Марковна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шевченко Павел Сидорович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Рыков Валерий Александрович
SU1087557A1

Реферат патента 1980 года Способ обработки цельнокатаных колес

Формула изобретения SU 720 034 A1

Таким образом, предлагаемый способ 20 Обработки колес за счет получения более однородных частично сфероидизированных структур в диске колеса обеспечивает повышение пластических характеристик, ударной вязкости и значительное снижение 25 температуры хрупкого разрушения мат иала диска. Формула изобретения

Способ обработки цельнокатаных колес, включаюший противофлокенную обработку, во закалку обода и отпуск колеса, отличающийся тем, что, с целью -по- . вышения пластичности и снижения температуры хрупкого разруше а1Я материала диска, после закалки обода производят пластическую деформацию диска с обжатием 5-15% в межкр1гтическом интервале температур.

Источники информации, принятые во BHWf iamiQ при эксперт 13е

1.Технологическая и ютрукция колесопрокатного цеха Нткнеднепровского трубного завода HN. К. № ТИК11-74.2.Старюдубов К. Ф. и др. Терми- . ческое упрочнение , Металлургия 197О, с. 135-141.

SU 720 034 A1

Авторы

Узлов Иван Герасимович

Паршин Владимир Андреевич

Ганаго Олег Александрович

Антипов Борис Федорович

Валетов Михаил Серафимович

Блажнов Геннадий Александрович

Бабич Владимир Константинович

Перков Олег Николаевич

Третьяков Владимир Николаевич

Кузьмичев Михаил Васильевич

Данченко Нинель Ивановна

Пирогов Виталий Александрович

Староселецкий Михаилл Ильич

Узлов Владимир Иванович

Даты

1980-03-05Публикация

1977-09-27Подача