Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес Советский патент 1984 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1087557A1

о сх

СП СП

v| 1 Изобретение относится к термичес кой обработке металлов, в частности к термической обработке железнодорожных колес. Цельнокатаное колесо работает в. сложных условиях, которые определяются высокими напряжениями в контакте колесо-рельс, нагрузками при знакопеременном нагружении диска, воздействием ударов о стьжи и т,д. Поэтому для надежной работоспособности колеса в эксплуатации необходимо получить в нем наиболее благоприятную систему остаточных напряжений, а цементит в структуре материала обода и диска должен иметь пластинчатое строение, что обеспечит высокую конструктивную прочность, Известен способ термической обработки моноблочньк железнодорожных колес из стсши, содержащей 0,54 0,62% С и 0,4-0,8% Мп, которьй включает нагрев до 830-850°С, охлаждение 180 с обода водой при давлении 2-5 атм () и обдув воздухом (1-3 атм) диска и ступицы (125 /мин отпуск при 450-500 0 в течение 1-3 ч С1 . Недостатком этого способа является несоответствующая требованиям конструктивная прочность колес. Это обусловлено тем, что охлаждение раз личных по массе элементов колеса (обода, диска, ступицы) начинают одновременно, что не обеспечивает должной эксплуатационной надежности колес из-за высокого уровня и неблагоприятной системы остаточных напряжений. Одновременное охлажде,ние обода и диска с указанными скоростями приводит к образованию в, ободе сжимающих напряжений недостаточно высокого уровня или даже растягивающих напряжений. Кроме этого, охлаждение обода и диска со ступицей с разной скоростью создает значительный градиент напряжений в местах перехода диска в обод и ступицу. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ тегр мической обработки цельнокатаных железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенитиэации, независимое охлаждение обода и диска и отпуск. При этом охлажде7ние диска осуществляют одновременно с охлаждением мест перехода в обод и ступицу, начинают его по достижении в ободе среднемассовой температуры 480-520 С и производят со скоростью выше критической Г2. Однако это приводит к получению структ фы диска, состоящей из феррита и глобулярного цементита и, следовательно, низким значениям долговечности и вязкости разрушения ввиду большой скорости распространения трещины при нагружении, что также оказывает отрицательное воздействие на конструктивную прочность. Для обеспечения конструктивной прочности (надежности) изделий, необходимо получить более высокие значения отношения характерно для стали со структурой сорбита закалки и свидетельствует о ее большей способности к перераспределению напряжений и меньшей чу зствительности к концентрации напряжений по сравнению со структурой сорбита отпуска, Целью изобретения является повышение конструктивной прочности путем получения дисперсных структур с пластинчатым строением карбидной фазы и снижения остаточных напряжений. Поставленная цель достигается тем, что согласно способу термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес, включающему нагрев до температуры аустенизации, независимое о слаждение обода и диска и отпуск, охлаждение обода ведут до среднемассовой температуры 400-450°С, осуществляют выдержку в течение 1530 ч, после чего охлаждение диска проводят одновременно со ступицей воздухом со скоростью ниже критической. Термическая обработка колес по предлагаемому способу приводит при превращении к получению мелкодисперсных пластин Fe, С и, как следствие, к повышению коэффициента надежности Сэд/ё- и вязкости разрушения. Более низкая среднемассовая температура в предлагаемом способе (400-450®С) по сравнению с извест- . ым (480-520 С) позволяет получать ысокопрочные колеса для грузового ранспорта путем низкотемпературного х отпуска.

Сущность способа заключается в следующем.

Колесо нагревают до температуры аустенизации, помещают в охлаждающее устройство, в котором осуществ.ляют упрочнение его обода водой из спрейерных устройств. При этом температура обода снижается в поверхностных слоях до 200-350°С (среднемассовая температура 400-450 С), а температура диска и ступицы составляет соответственно 660-700 и 710-770 с. После вьщержки колеса в течение 15-30 с подвергают охлаждению воздухом диск и ступицу со СКОростью 1,0-2,5/с до завершения превращения. Затем колесо помещают в печь с температурой 480530 С, где производится отпуск в течение 2,5-3,0 ч. Выдержка колеса по достижению в ободе среднемассово температуры 400-450 0 в течение 1530 с обеспечивает при последующем охлаждении диска и ступицы ниже Ар благоприятную систему остаточных напряжений. В этот период температура по сечению обода от 200-350 0 на поверхности и 670-700 0 у перехода в диск выравнивается до температуры 430-490°С. Некоторое повышение температуры по сравнению со сренемассовой температурой после закалки обода происходит за счет тепла диска и ступицы.

Действующий в настоящее время стандарт 10791-81 предъяляет к цельноконтактным железнодорожным колесам высокие требования и предусматрвает прочность 6g 93-113 кг/мм при содержании углерода 0,53-0,67%. Среднемассовая температура обода 400 С соответствует стали с содержанием 0,53% углерода, а - содежанию углерода 0,67%. Выдержка в течение 15-30 с обеспечивает снижение разности температур по сечению обода, стабилизацию его размеров и исключает условия для образования напряжений растяжения значительной величины. Выдержка 15 с соответствует стали с 0,67% углерода, а выдержка 30 с необходима для стали с содержанием углерода 0,53%.

П р и м е р. Проводилась термическая обработка цельнокатаных колес, изготовленных из стали с содержанием углрода 0,64%, по предлагаемому и известному способу. Данные приведены в таблице.

Время нагрева колес до 820-840°С 1,5 ч. Колеса отпущены при 500 С в течение 2,5 ч.

Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает надежность цельнокатаных колес в эксплуатации и снижение остаточных напряжений у перехода обода в диск колеса.

Ожидаемый годовой экономический эффект при объеме производства 100 тыс. штук колес в год составляет 89 тыс. руб.

Похожие патенты SU1087557A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки цельнокатаных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Сидоренко Юрий Михайлович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Озимин Виктор Михайлович
  • Весна Александр Иванович
  • Галкин Валерий Константинович
  • Мазуркевич Валентин Семенович
SU1339148A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1990
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Лисняк Александр Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Толстопят Владислав Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шкапров Виктор Павлович
  • Завадский Александр Ефимович
SU1735395A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1983
  • Узлов Иван Герасимович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Миронов Павел Федорович
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Козловский Альфред Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Стальнокрицкий Виктор Николаевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Сунгуров Азис Сунгурович
SU1235942A1
Способ изготовления железнодорожных колес 1988
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Озимина Валентина Васильевна
SU1555382A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
Способ термической обработки железно-дОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Босис Злата Марковна
  • Весна Александр Иванович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
SU836156A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Узлов Иван Герасимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
SU1425229A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1987
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Миронов Павел Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Чуприна Любовь Владимировна
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Лысогор Игорь Александрович
SU1497242A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.(Ru)
  • Антипов Б.Ф.(Ru)
  • Королев С.А.(Ru)
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Ефимов И.В.(Ru)
  • Яндимиров А.А.(Ru)
  • Солдатова Т.Е.(Ru)
  • Чаруйский Э.А.(Ru)
  • Кондрушин А.И.(Ru)
RU2138565C1

Реферат патента 1984 года Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес

СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС, включающий на -рев до температуры аустенизации, независимое охлаждение обода и диска и отпуск, отличающийся тем, что, с целью повьппения конструктивной прочности путем получения дисперсных структур с пластинчатым строением карбидной фазы и снижения остаточных напряжений, охлаждение обода ведут до среднемассовой температуры 400-450с, осуществляют вьщержку в течение 15-30 с, после чего охлаждение диска проводят одновреQ менно со ступицей воздухом со скоростью ниже критической. (Л

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1087557A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ уплотнения стыков частей металлических форм для литья 1938
  • Левин М.М.
  • Юдин С.Б.
SU61339A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Авторское свидетельство СССР № 755862, кл
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 087 557 A1

Авторы

Узлов Иван Герасимович

Козловский Альфред Иванович

Мирошниченко Николай Григорьевич

Староселецкий Михаил Ильич

Школа Владлен Иванович

Босис Злата Марковна

Кузьмичев Михаил Васильевич

Перков Борис Алексеевич

Дюбченко Василий Григорьевич

Шевченко Павел Сидорович

Озимина Валентина Васильевна

Рыков Валерий Александрович

Даты

1984-04-23Публикация

1982-09-21Подача