Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес Советский патент 1980 года по МПК C21D9/34 C21D7/14 

Описание патента на изобретение SU724583A1

всю механическую обработку перед термическим упрочнением l.

Известен также способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес, включающий прокаткгу колеса из осаженной и отформованной заготовки, заканчиваемую при 1000-1050°С, калибровку обода с выгибкой диска, выполняемую при снижающейся температуре, и противофлокенную обработку при 60О650 С. Причём изготовление колеса заканчивают при неконтролируемой температуре (примерно 95О-1ООО°С), а противофлокенную обработку осуществляютпосле охлаждения колес до 6рОQ5O°C в отапливаемых печах в течение 3 ч 2 .

Недостаток дашюго способа зключается в том, что он не обеспечивает высокого уровня характеристик Ш1асткч11ости металла обода колеса, его ударной вязкости и низкой температуры хрупко- го разрушения,

Это объясняется тем, что невысокая степень деформации в центральной части обода при его прокатке и высокая температура ее заверщения (lOOO-lOSO c), приводят за счет пол1юго протекания процессов рекристаллизации к получению зерна O-I баллов. Длителыюе пребывание (около 15-2О мин) колеса в интервале температур 105О-8ОО С после окончания деформации обеспечивает большую загрязненность границ зерен аустенита за счет миграции в приграничные участки вредных приме.сей При выоэкйс т {ШёрйтУрШсГ 1тЬ хорошо выявляется травимостью границ зерен. Последующий повторный; нагрев колес под термическое упроч.нение измельчает зерно по сечению элементов колеса, однако не ликвидирует ко1щентрйционную неодшрюд1Гость вредных примесей в пригракичнь1х участках бывших аустенитных зерен, возникших при прокатке и последеформационной выдержке, После термического упрочнения и отпус при обеспечешш прочностных свойств, уровень характеристик пластичности соо ветствует 1шжнему уровню требований , а отдельные партии колес по этим показателям, не отвечают его требованиям. Кроме того, у таких колос температура хрупкого разрушения находится в интервале от О до-2О С.

Цель пзибретения - повышение уров характеристик пластичности металла обда колеса в термически 1Трочиенном сотоянии, его ударной вязкости и снижение температурыхрупкогх) разрушения.

Поставленная цель достигается тем, что по заверше ши прокатки колоса,

закан1иваемой при 1ООО-.105О С,

калибровку обода с выгибкой диска производят при снижении температуры до 880-900°С в течерще 20-50 с. Дальнейшее снижение температуры от 8809ОО°С до 600-650 С, т.е. до температуры посада колес в печь для противофлокенной обработки, во времени не лимитируется.

Устраняется загрязненность границ

аустенита вредными примесями вследствие того, что за 20-50 с в условиях С1шжения температуры колеса от 1000lOSq C до 88О-90О С вредные примеси не успевают диффундировать на гра1шцы

аустенитных зерен. Собирательная рекристаллизация, происходящая в таких температурно-временных условиях, обеспечивает получение зерна в ободе колеса 4-5 баллов по сравнению с О-1 баллом

в известном способе. В результате этого и за счет значительно большей протяженкости границ зерен аустенита вредные примеси более равномерно распределены по объему металла. В конечной структуре металла обода в значитель-но большей степени фиксируются несовершенства строения аустенита, обусловленные егпз горячей деформацией при прокатке. Сущность способа заключается в

следующем.

Нагретую заготовку осаживают на прессах, осуществляют разгонку центральной части, формуют ступицу, часть диска и обод, прокатывают обод и часть диска.

После окончания прокатки колеса в стане при 1000-105О С снижают температуру обода колеса до 880-9ОО С в течение 20-50 с. В пределах этого времени осуществляют калибровку обода и выгиб-ку диска Затем охлаждают колесо до температуры П1эотивофлокенной обработки, проводят противоф;юкенную и механическую обработку, термич еское упрочнение обода и отпуск всего колеса. При

этом снижение температуры до 88О9ОО С за 20-50 с ведут путем подачи охлаждающей жидкости из спрейеров на поверхность катания обода после окончания де(}юрмации в стане и при калиброе-

ке обода и вы -ибке диска.

Изготавливают колеса диаметр)м 950 мм из углеродистой стали (СО,59%, М„о,77% ) по ГОСТу 1079.1-Gl. ГТредварительную осадку заготовки, нагретой до 124О С, осуществляют на прессе усилием 200О т, осадку в кольце и разгонку - на прессе усилием -5000 т, формовку обода, ступицы и части диска - на прессе усилием 10ОО т, после чего прокатывают обод и часть диска. Температура конца прокатки составляет 1020с, По завершении прокатки охлан дают обод колеса в течение 40 с до i . В пределах этого времени осуществляют калибровку обода и выгибку диска la выгибном прессе усилием ЗбОО Сниже1ше температуры обода до 88С) производят подачей воды давлением 6 ати на поверхность катания колеса.после окончания деформации в стане в течение 10 с из двух щелевых спрейе- . .ров (расход воды составляет 1ОО м /час и подачей воды на поверхность катания при калибровке обода на выгибном преосе в течение 20 с из спрейера (давление воды 6 ати, расход - 150 м7час). После этого колесо подвергается противофлокенной обработке путем изотермической выдержки при 6ОО-650 С в течение 3 ч в проход1юй печи. Затем следует нагрев колеса до 850 С, Tei мическое упрочнение обода в течение 120 с и отпуск при в тече1ше 2,5 ч. После термического упрочнения с повторного нагрева и последующего от пуска у колес, изготовленных по предложенному способу, по сравнению с колесами, изготбвленными по известному способу, наблюдается более высокий уро- вень пластических характеристик обода; относительное удлинение выше на 8 абсолютных единиц, относительное сужение - на 15 единиц, .а ударная вязкость - на 1,8 кгс-м/смЧ При этом температура хрупкого разрушения на 4О С ниже. Сравнительные дагшые о свойствах колес приведены в таблице.

Похожие патенты SU724583A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Тарасова В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Пашолок И.Л.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
RU2123405C1
Способ изготовления цельнокатанных колес 1978
  • Узлов Иван Герасимович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Антипов Борис Федорович
  • Шумилин Анатолий Васильевич
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
SU727287A1
Способ обработки цельнокатаных колес 1977
  • Узлов Иван Герасимович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Ганаго Олег Александрович
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Бабич Владимир Константинович
  • Перков Олег Николаевич
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Староселецкий Михаилл Ильич
  • Узлов Владимир Иванович
SU720034A1
Способ изготовления цельнокатаныхжЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Бабушкин Анатолий Павлович
SU829697A1
Способ изготовления прокатных изделий типа тел вращения 1980
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Шумилин Анатолий Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
SU1032031A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Узлов Иван Герасимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
SU1425229A1
Способ производства железнодорожных колес 1975
  • Ганаго Олег Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Серяченко Виктор Константинович
  • Тубольцев Юрий Григорьевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
SU524589A1
Способ производства цельнокатанных колес 1979
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Бабич Владимир Константинович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Морозова Галина Степановна
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Шаповал Евгений Андреевич
SU860928A1
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2004
  • Королев С.А.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
  • Голышков Р.А.
  • Крошкин В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Роньжин А.И.
  • Пашолок И.Л.
  • Разумов А.С.
RU2259279C1
Способ изготовления железнодорожныхКОлЕС 1979
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Сальников Иван Григорьевич
  • Корж Василий Иванович
  • Кузмичев Михаил Васильевич
SU795712A1

Реферат патента 1980 года Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Формула изобретения SU 724 583 A1

SU 724 583 A1

Авторы

Узлов Иван Герасимович

Гринев Анатолий Федорович

Паршин Владимир Андреевич

Антипов Борис Федорович

Валетов Михаил Серафимович

Блажнов Геннадий Александрович

Перков Борис Алексеевич

Третьяков Владимир Николаевич

Бабич Владимир Константинович

Крашевич Виктор Наумович

Староселецкий Михаил Ильич

Кузьмичев Михаил Васильевич

Чурсин Владлен Герасимович

Ларин Тимофей Васильевич

Даты

1980-03-30Публикация

1977-12-05Подача