Изобретение относится к способам получения бензина и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известны способы получения бензина путем каталитического крекинга, гидрокрекинга нефтяного сырья 1.
Наиболее близким к изобретению является способ получения бензина путем каталитического крекинга нефтяного сырья с последующим гидрокрекингом фракций каталитического крекинга, при котором каталитическому крекингу подвергают раздельно вакуумный газойль и тяжелые нефтяные остатки, продукты крекинга смешивают, фракционируют на газ, бензин и циркулирующую фракцию, которую после соответствующей экстракционной переработки подвергают гидрокрекингу. Гидрокрекинг проводят при 371-538 С и давлении 70-281 кг/см
2. При этом получают дополнительное количество бензина.
Яедостаток способа заключается в многостадийности процесса.
Цель изобретения - упрощение способа.
Поставленная цель достигается тем, что в способе получения бензина путем каталитического крекинга нефтяного сырья с получением продуктов крекинга, ик разделяют на бензиновую фракцию с концом кипения 110-180 С и остаточ10ную фракцию, гидрокрекингу подвергают остаточную фракцию при 36О-420С, давлении 30-45 кг/см с последующим выделением из продуктов гидрокрекинга бензиновой фракции с концом кипения
15 13О-190С и смешением бензиновых фракций каталитического крекинга и гидрокрекинга в весовом соотношении 1:ISIS:.
Газойлевую фракцию первичной пере20работки нефти подвергают каталитическому крекингу и из полученной широкой фракции отбирают головную бензиновую фракцию с температурой конца кипения от 110 до 180 С (5- 30 вес.% на сырье). Остаточную бензино-керосиновую часть широкой фракции каталитического крекинга с температурой конца кипения от 18О до 290 С подвергают гидрокрекингу при5 36О- 42О С, давлении ЗО - 45 кг/см, при объемной скорости от 0,6 до 2,0 чГи отбирают бензиновую фракцию с концом 130-19О С (10-80 вес.% на сырье). Бензин ката литического крекинга и гидрокрекинга смешивают в сооЛошениях от 1:15 до Полученный бензин имеет октановое число не ниже 80 в чистом виде. Для получения октанового числа 93 к бензину добавляют ТЭС в количест ве 0,82 г/кг. Пример 1 . Каталитическому крекингу в присутствии движущегося слоя шарикового катализатора подвергают вакуумный газойль, полученный из смеси западно-сибирских нефтей. Вакуум ный газойль имеет следующую характеристику:Начало кипения (НК),С 330-36О Конец кипения-{КК),С 480-520 Содержание серы, %2,0-3,0 Коксуемость, %0,06-0,12 В качестве катализатора используют шариковый цеолитосодержащий катализатор, имеющий следующую характеристику Плотность ,65 Стабильная активность по выходу бензина, %41 Селективность, %79 и химический состав, %; SiOfc 88 Aei05ll,35 Naj,00,55 l ejLOjO.l Содержание цеолита 10%. В процессе каталитического крекинга вакуумного газойля при 490С, объем ной скорости 1,5 ч, и кратности циркуляции катализатора 1:2 получают ката 1изат широкого фракционного состава, из которого выделяют 14% бензиновой фракции с температурой конца кипения , имеющую октановое число 82 пункта по исследовате/лскому метопу и остаточную бенэвнонсеросиновую цию каталитического крекинга с темпера турой конца хипения , Остаточную фракцию подвергают гидрокрекингу в при сутствии катализатора, содержащего до 1. вес.% NI И MO на цеолитном носителе гипа У при общем давлении 40 кг/см 914объемной скорости подачи сырья О,8 ч. и соотношении водород: сырье 10ОО нм/м . При этом получают 62 вес.% на сьфье гидрокрекинга бен- зиновой фракции НК - 185 С с октановым числом 85,4 пункта по исследовательскому методу.Q Бензиновую фракцию НК - НО С каталитического крекинга и бензиновую фракцию НК - гидрокрекинга смешивают в балансовом соотношении 52:4,8 и получают автомобильньтй бензин НК - 185 С с октановым числом 88,6 пункта по исследовательскому ме- тоду в чистом виде или 93,4 пункта с добавлением 0,82 г/кг ТЭС. При этом суммарный выход бензина достигает 34,0 вес.% на сырье каталитического крекинга. Пример 2. На установке каталитического крекинга с кипящим слоем микросферического катализатора крекЬруют вакуумный газойль, выделенный из смеси западно-сибирских и арланской нефтей. Вакуумный газойль имеет следующую характеристику: НК,С360 КК,С520 Коксуемость, %0,1О-О,12 Содержание смол, %14, Каталитический крекинг осуществляют в кипящем слое цeoлитocoдepжaJдeгo микросферического катализатора КМЦ следующей характеристики: Стабильная активность,% 39,8 Селективность, %76,1 Прочность на износ, % 7,6 и химического состава, % SiOj, 39,00 AeiOiio,2e NatOo,64 FejOjO, Содержание цеолита 12%. , . Каталитический крекинг вакуумного газойля осуществляют при 490тС, объемной скорости 2,5 ч г ,и кратности циркуляции катализатора 3 - 10. Из полученного катализатора выделяют бензиновую фракцию НК - ISOC в количестве 25% с октановым числом 87,5 пункта по исследовательскому методу и остаточную 0ензино-керосиновую фракцию с кон«ом кипения ЗООС. Остаточную фракцию подвергают гидрокрекийгу при общем давлении 40 кг/см температуре в зоне гидрокрекинга , объемной скорости подлчи сырья
0,6 ч. . В результате гидрокрекинга получают 77 вес.% бензигш НК - 185 С с октановым числом 85,0 пунктов в чистом виде по исследовательскому методу.
Еэензин каталитического крекингафракцию НК - и гидрокрекинга фракцию НК - смошивают в балансовом соотношении 1:1 и получают автомобильный бензин НК 185 С с октановым числом 93,2 пункта по исследовательскому методу (с добавкой О,8 г/кг ТЭС), Суммарный выход бен-зина составляет 37,4 вес,% на сырье каталитического крекинга.
Формула изобретения
Способ получения бензина путем каталитического крекинга нефтяного сырья с получением продуктов крекинга с последующим гидрокрекингом при повышенных
температурах и давлении фракции каталитического крекинга, отличающийс я тем, что, с целью упрощения технологии прсщесса, продукты крекинга раэделяют на бензиновуюфракцию с концом кипения 110-180 0 и остаточную фракцию, гидрокрекингу подвергают остаточную фракцию с проведением процесса при температуре 36О-420С, давлении ЗО45 кг/см с последующим выделением из продуктов гидрокрекинга бензиновой фракции с концом кипения 130-19О С . и смешением бензиновых фракций каталитического крекинга и гидрокрекинга в весовом соотношении 1:15 - 15:1.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1,Суханов В. П. Каталитические процессы в нефтепереработке, М., Химия,
1973,
2.Патент США № 3193488,
кл. 208-68, опублик. 1965, (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ДИСТИЛЛЯТОВ ВТОРИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ | 1998 |
|
RU2135548C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ НЕФТИ | 2000 |
|
RU2176661C2 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ТЯЖЕЛОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ | 1990 |
|
SU1785261A1 |
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА | 2006 |
|
RU2301251C1 |
Способ переработки вакуумного газойля | 1989 |
|
SU1696458A1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2510642C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ | 2006 |
|
RU2305698C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2002 |
|
RU2232183C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2001 |
|
RU2208626C2 |
Способ очистки крекинг-бензина | 1969 |
|
SU336994A1 |
Авторы
Даты
1980-04-30—Публикация
1977-07-11—Подача