Устройство для управления электроприводом постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU746848A1

И;Л бретение относится к области электроприводов, а именно к электроприводам с реверсом Поля и одновременным изменением тока якоря и магнитного пот ка двигателя, и может применяться в электроприводах подъемно-транспортных машин, экскаваторов и прокатных станов. Известно устройство для управления электроприводом -постоянного тока, содер жащее регулятор частоты вращения и подключенный к его выходу ийтегральный регулятор тока якоря и пропорциональный регулятор магнитного потока, а также датчики частоты вращения, тока якоря и магнитнрго потока Это уст ройство обеспечивает одновременное изменение тока якоря и магнитного потока однако, определяемый этим устройством нелинейный характер из-менеиия момента цвигателя в .процессе его увеличения и реверса приводит к увеличению действующих на механизм рывков, это уменьшает плавность переходных процессов и уменьшает надежность механизма. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для управления электроприводом постоягнного тока с одновременным изменением тока якоря и магнитного потока, включающее регулятор частоты вращения и подключенные к его выходу через элементы сравнения пропорционально-интегральные регуляторы тока якоря и магнитного потока, а также датчики частоты вращения, тока якоря и магнитного потока, подключенные к элементам сравнения на входах соответствующих регуляторов . Это устройство обеспечивает практически линейное изменение тока якоря и магнитного потока во время переходных процессов, однако при этом пропорциональный произведению этих величин момент двигателя изменяется по параболическому закону, а при переходе к установившемуся значению этого момента возни- Кают большие рывки, определяющие дополнительное возмущающее воздействие на электромагническую систему электропривода, что уменьшает плавность перв ходиык процессов и тем самым умень шает надёжность к ёханизма. . Цель изобретения - повышение надежности механизма путем увеличения плавности переходных: процессов. Эта цель достигается тем, что в уст ройство для управления электроприводом постоянного тока с одновременным из.менением тока якоря и магнитного потока двигателя, содержащее регулятор час тоты вращения и подключенные к его выходу через элементы сравнения ре гуляторы тока якоря и магнитного потока, а также датчики частоты вращения, тока якоря и Магнитного потогса, подключен/ные к элементам сравнения на входах соответствующих регуляторов, введены два нелинейных элемента, блок вый(ёле кия Модуля и вкшоченные мёй:ау эл&1 1ен- тами сравнений н входами регуляторов тока якоря и магнитного потока два зве :на С рёгулируемь1М ограничением, вход регулирования ограничения tiepSoro из когорых через первый нелинейный эле мёйт соединен q выхойом датчика тока якорй, а вход регулирования ограничения Ёторого звена через второй нели- ;нейный элемент и блок выделений модуля сбеаинен с выходом датчика магнитногопотока. На фиг. 1 приведена схема устройства} на фиг. 2 - графики изменения TOka яКбря, йагнйтноРЬ irtOTOKa в момента дви гателя во время переходного процесса. .Электропривод содержит двигатель 1 р обмоткой независимого возбуждения 2 йёрейерсиёный преобра;зователь 3 ё цепи якорйи реверсивный преобразователь 4 в цепи возбуждения. Устройство для уп- равлеайя электроприводом включает регу лятор частоты вращения 5 и подключенSie к его выходу через элементы сравнения б и 7 пропорционально-интегральные регуляторы тока якоря 8 и магнитного потока 9, а также датчики частоты вращения 10, тока якоря 11 и магнитно го потока 12, подключенные к элемента сравнения на входах соответствующих регуляторов. В устройство дополнительно введены два нелинейных элемента 13 и 14, блок выделения модуля 15 и включе ные между элементами сравнения 6 и 7 S входами регуляторов тока якоря 8 и магнитного потока 9 два звена с регулируемым ограничением 16 и 17, вход регулирования ограниче,ния первого из которых через первый нелинейный элемент 13 подключен к выходу датчика 11 тока якоря, а вход регулирования ограничения второго звена 17 через второй нелинейный элемент 14 и блок выделения модуля 15 подключен к. выходу датчика 12 магнитного потока Ф.. На фиг. 2 показаны графики 18, 19, 2О изменения во времени тока якоря 3 , магнитного потока Ф и момента двига- теля М при реверсе момента. Для сравнения там же пунктиром приведен график 21 изменения момента двигателя при линейном изменении тока якоря и магнитного потока, причем момент в этом случае изменяется пропорционально квадрату времени. Устройство работает следующим образом. .. Пропорционально-интегральные регуляторы тока якоря 8 и магнитного потока 9 обеспечивают компенсацию величин больших постоянных времени, а передаточные функции разомкнутых контуров .регулирования этих величин практически соответствуют интегрирующим звеньям (с. точностьк) до малых некомпенсируемых постоянных величин). На входы этих звеньев подаются выходные напряжения звеньев 16 и 17с ограничением , которые во время переходных процессов при больших рассо1 ласованиях находятся в зоне насыщения. Нелинейные элементы 13 и 14 имеют гиперболическую характеристику, вследствие чего регулируемые граничные значения выходных напряжений звеньев 16 и 17 .рпределяются зависимостями 13 - |Ф1 где KJ , KO - коэффициенты пропорциональности. Поскольку разомкнутые контуры регулирования тока якоря, и магнитного потока практически представляют собой интегрирующие звенья, их выходные величины при этом изменяются во времени следую- щим образом; t.iPn 2 где Т,,д ,Т.,р. - постоянные времени интегрирования контуров регули- рования тока якоря и маг нитного потока. Тогда изменение во времни момента М двигателя характеризуется выражение 2.С t K..t т -Т кл кп Таким образом, нелинейное изменени во времени тока и потока обеспечивает линейное изменение во времени-момента двигателя, что увеличивает плавность переходных процессов. При одинаковом времени переходного процесса максимальная скорость изменения момента в устройстве {график 20 на фиг. 2) в два раза меньше, чем в известном устройстве (график 21). Это уменьшает величину рывка и увели- чйВае-т плавность переходных процессов, а это повь1шает надежность механизма. Если же возможно сохранение максимального значения рывка, можно в два раза уменьшить время переходного процесса для момента и тем самым повысить производительность электропривода. Таким образом, в устройстве обеспечивается увеличение плавности переходных процессов, что повышает надежность и долговечность электропривода н механизма, а также повышается производительность электропривода за счет сокращения времени переходных процессов. 48 Формула изобретения Устройство для управления электроприводом постоянного тока с одковременйьгм изменением тока якоря и магнитного потока двигателя, содержащее регулятор частоты вращения и подключенные к его выходу через элементы сравнения регуляторы тока якоря и магнитного потока, а также датчики частоты вращения . тока якоря и магнитного потока, подключенные к элементам сравнения на входах соответствующих регуляторов, о т л и чающееся тем, что, с целью повышения надежности механизма путем увеличения плавности переходных процессов в него введены два нелинейных элемента, блок выделения модуля и включенные между элементами сравнения и входами регуляторов тока якоря н магнитного потока два звена .с регулируемым ограничением, вход регулирования ограничения первого из которых через первый нелинейный элемент подключен к выходу датчика тока якоря, а вход регулирования ограничения второго звена через второй нелинейный элемент и блок выделения модуля {подключен к выходу датчика мaгнитнoгй потока. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Труды MocKoiBCKoro ордена Ленина энергетического института. Тематический сборник Автоматизированный электропривод промышленных установок . Вып. 223, М., 1975, с. 146-154. 2. ВВС -Nachpichtert/,1976, 5i5, № 4, 153-160.

Похожие патенты SU746848A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления электроприводом постоянного тока 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
  • Ключев Владимир Иванович
SU736320A1
Устройство для регулирования момента в упругой трансмиссии электропривода 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU746846A1
Реверсивный тиристорный электропривод с упругой передачей от двигателя к механизму 1977
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU731539A1
Устройство для регулирования частоты вращения электропривода постоянного тока 1977
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU731538A1
Устройство для регулирования момента нагрузки в упругой механической связи электропривода 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU765960A1
Устройство для управления процессом выбора зазоров механических передач в двухдвигательном электроприводе поворота экскаватора 1983
  • Ключев Владимир Иванович
  • Остриров Вадим Николаевич
  • Данченков Александр Андреевич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Пузанов Вадим Иванович
SU1129301A1
Способ управления электроприводом экскаватора и устройство для его осуществления 1990
  • Дружинин Алексей Владимирович
  • Бабенко Александр Григорьевич
  • Иржак Юрий Михайлович
  • Полузадов Владимир Николаевич
  • Холкин Валерий Александрович
SU1740573A1
Регулируемый электропривод постоян-НОгО TOKA 1977
  • Соколов Михаил Михайлович
  • Чупрасов Владимир Васильевич
  • Анисимов Валерий Алексеевич
  • Шинянский Александр Викторович
  • Рубцов Виктор Петрович
SU817951A1
Частотно-регулируемый электропривод 1982
  • Чалый Георгий Владимирович
  • Уткин Вадим Иванович
  • Изосимов Дмитрий Борисович
  • Маранец Ефим Аврамович
SU1023606A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД С АДАПТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ТОКА 1993
  • Елсуков В.С.
  • Наумов Б.М.
  • Крамсков С.А.
  • Малютин В.А.
RU2095930C1

Иллюстрации к изобретению SU 746 848 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для управления электроприводом постоянного тока

Формула изобретения SU 746 848 A1

SU 746 848 A1

Авторы

Ключев Владимир Иванович

Ткаченко Валерий Яковлевич

Даты

1980-07-05Публикация

1978-02-13Подача