1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению Фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач тракторов и автомобилей.
Известна система управления корокой передач самоходной машины, содержащая насос, связанный гидролиниями с переливным клапаном, клапаном управления и посредством распределителя с силовыми цилиндрами фрикционных муфт передач .
Недостатком данной системы управления является отсутствие дополнительно подключаемых фрикционных муфт передач, обеспечиваюших улучшение эксплуатационных характеристи самоходной машины при трогании с. места.
Известна система управления коробкой передач самоходной машины, содержащая насос, связанный гидролиниями с переливным клапаном, клапаном управления и посредством распределителя с силовыми цилиндрами фрикционных муфт передач 2 .
Такая система управления обеспечивает в период трогания машины дополнительное кратковременное подключение к основной передаче еще одной передачи.
Известная система управления неудобна тем, что не контролируется время буксования дополнительно подключаемой фрикционной муфты, что в свою очередь повышает работу трения фрикционных элементов муфт и снижает их надежность,
Целью изобретения является повышение надежности фрикционных элементов муфт, используемых для трогания машины.
.Указанная цель достигается тем,
что система управления снабжена переключателем, состоящим из корпуса и двухпояскрвого, подпружиненного с одного торца золотника, соединенного со стороны противоположного
торца с гидролинией, сообщаюи1ей клапан управления с распределителем и посредством отверстия и проточки, выполненной в корпусе - с силовым цилиндром фрикционной муфты высшей
передачи, а так же тем, что золотник переключателя со стороны подпружиненного торца выполнен с хвостовиком,имеющим канавку.
На фиг. 1 показано положение
элементов системы управления при
остановленной, машине; на фиг. 2 то же, при трогании на двух передачах; на фиг. 3 - то же, при установившемся движении машины на первой передаче.
Система управления содержит насос 1 с переливным клапаном 2, распределитель i3., связанный с силовыми цилиндрами 4-7 фрикционных муфт первой, второй, третьей и четвертой передач соответственно, клапан управления, состоящий из корпуса 8, связанного с педалью 9, золотника 10, имеющего осевое отверстие 11 шарика 1.2, пружин 13 и 14 и переключатель, состоящий из двухпояскового золотника 15, имеющего в переднем торце осевое отверстие 16, соединенное с проточкой 17, корпуса. 18 с проточкой 19 иружины 20 и защелки 21,
Корпус 8 клапана управления соединен гидролинибй 22с насосом 1, гидролинией 23 с распределителем 3, к а и ал ом 24 с о с л i ; в н ой г и д ро ли н к ей 2
Корпус 18 переключателя полостью А, расположенной у переднего торца золотника соединен с гидролинией 23 проточка 19 соединена гидролинией 2
с С1-151ОЕЫМ /,ИЛИНДрОМ фрИКЦИОННОЙ
муФгь висшей передачи.
При ЕЮлагой падали 9 (, 1) эолот;- И1; 10 клапана управления занпмает крайнее левое положение, отсекая Hcicoc 1 от распределителя 3, При этом положении 3o.i OTin- j :a 10 yci-iJine 1ру;клин 13 мииималыюе, и марик 12 OTKpbiBtiBT осевое отверстие 11, через которое рабочая жидicocTL из силового цилиндра 4 по гидролинии 23 и KaHaj;y 24 попадает в гидролинига 25.
Фрикционная муфта первой передаЧ - оказывается выключенной, «
При TporaFini-i машины распределитель 3 (фиг. 2) устанавливают в положение включенной первой и отводят защелку 21. Золотник 15 переключателя под действием пружины 20 перемещается в крайнее левое положение. По мере отпускания педали 9 под действием пружины 14 сжимается пружина 13 и сообщается напорная гидролиния 22 с гидролинией 23. Рабочая жидкость поступает от насоса через распределитель 3 в силовой цилиндр 4 первой передачи, а так же из полости А корпуса 18 переключателя по отверстию 16, проточке 17 в золотнике 15, проточке 19 и канал 27 в силовой цилиндр 5 второй передачи. Происходит сближение и затем сжатие фрикционных элементов
муфт. Давление гидролинии 23 и в силовых цилиндрах возрастает и при достижении величины, определяемой затяжкой пружины 20, золотник 15 перемещается вправо,
разобщая полость силО;ЭОго цилиндра второй передачи от гидролинии 23 (фиг. 3) . Защел1 а 21 входит в канавку хвостовика и фиксирует золотник 15 в этом положении. Вторая : передача отключается, а дальнейший разгон машины осуществляется на первой передаче. В силовом цилиндре 4 первой передачи давление возрастает до величины, определяемой переливным клапаном 2.
При трогании машины без нагрузки, когда нет необходи.юсти з подключении дополнительно фрикционной муф ты вьзсшей передсгчи, а также при маневрировании защелка 21 может оставаться в положении, фиксирующем золотник 15 .
25
Формула изобретения
1.Система управления коробкой передач самоходной машины, содержадая насос, связанный гидролинипми с переливным клапансм, клапаном управления и посредством распределителя-с силовыми цилиндрами фрикционных муфт передач, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью поБь:шения надежности фрйкционных элеivieHTOB муфт, используемых для трогания машины, она снабжена переключателем, состоявшим i3 корпуса и
Двухпояскового подпружиненного с одного торЦс золотника, соециненного со стороны пр®тивогюложного торца с гидролинней, сооб:; аю1л;с5й клапан управления с распределителем
и посредством отверстия и проточки, выполненной в корпусе - с силовшм цилиндром фрикционной муфты высшей передачи.
2.Система по п.1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения фиксации золотника пе-реключателя, золотник со стороны подпружиненного торца выполнен с хвостовиком, имеющим канавку.
Источники информации, принятые о внимание-при экспертизе:
1.Заявка 1968266/27-11,
о которой принято решение о выче авторского свидетельства, 974 г.
2.Авторское свидетельство СССР № 472825, кл. В 60 К 41/10, 1974.
Л
It
22
Л, ,. ,Х,-,..-,./.:,,„-.
Jz/ i2ljv l i i j;i t
гз
S IS 19 п 20
Д (
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1977 |
|
SU751671A2 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1987 |
|
SU1491749A1 |
Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства | 1978 |
|
SU779107A1 |
Гидравлическая система управления коробкой передач самоходной машины | 1988 |
|
SU1549807A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1984 |
|
SU1167049A1 |
Устройство управления гусеничного транспортного средства | 1977 |
|
SU737283A1 |
Устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач | 1973 |
|
SU521158A1 |
Планетарная коробка передач транспортного средства | 1976 |
|
SU640875A1 |
Устройство для управления фрикционными муфтами и тормозом ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1975 |
|
SU600002A1 |
KN
Авторы
Даты
1977-10-05—Публикация
1975-10-10—Подача