Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02P5/06 G06J3/00 

Описание патента на изобретение SU738080A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости электроприводов постоянного тока с питание от сети переменного тока через вентильный преобразователь. Известны устройства для регулирования скорости вентильного электр привода постоянного тока, включающи задающее аналоговое или дискретное устройство, аналоговые или дискретные регуляторы и датчики положения и скорости, аналоговые регуляторы и датчики тока. Устройства для регулирования, построенные на аналоговых регулятор и датчиках, можно разделять на три типа, имеющие различные структуры. Наиболее простое устройство соде жит один регулятор, на вход которого поступает сигнал рассогласования между заданным и действительным значениями регулируемого параметра (напряжения или скорости вращения электродвигателя) и сигнал нелинейно обратной связи по току 1. При токе, меньшем заданного предельного значения, схема работает ка регулятор напряжения или соответственно скорости, а при превышении это величины - как регулятор тока, такая одноконтурная схема регулирования не позволяет оптимально настроить регулятор, так как передаточные функ ции контуров тока и напряжения (скорости) различны. Известно также устройство для регулирования скорости электродвигателя, которое содержит два независит их попеременно работакяцих контура сg отдельными регуляторами 2. Однако . недостатком таких схем является их сложность. Наиболее распространенными в настоящее время являются схемы подчиненного регулирования параметров. По своим динамическим показателям оНи практически равноценны двухконтурным системам, параллельного действия, но содержат меныяее количество элементов, более просты и удобны в настройке 3. Устройства регулирования на аналоговых элементах не отвечают возросшим требованиям к точности работы промышленных агрегатов. В них отсутствует возможность непосредственного сопряжения с цифровыми вычислительными блоками и различного рода програмт нозадающими устройствами.

738080 Наиболее близким к изобретению Техническим решением является устро ство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, подключенного к сети переменного то через вентильный преоб эазователь, содержащее дискретный блок задания, цифровой вычислиfeльный блок, выпол няющий функцию регулятора скорости, дискретный датчик скоройти, анало о Шб регуляторы скорости тока и 5б6т ветствующие датчики скорости и тока 4 ,-; - - Недостатком известного устройстesi явлйёТся наличие значитёльного (ГОЛИчёства элементов, выполиенных на различной элементной базе, усложняет технологию изгоуовления, эксплуатацию и снижает надежность устройства. Целью данного изобретений являет ся повышение надежности и упрощение .изготовления устройства. .--. Указанная цель достигается тем, 5на6жёч6дйскретны Г среднего значения тока якоря двигателя, коммутаторами, последовательн соединенными блоком синхронизации, вхОДом,ооединенньлм«с питающей сётью и блоком деления частоты, выход которого подключен к цифровому вычислительному блоку, последовательно соединенньйми блоком преобразования и блоком распределения импульсов,выход которого связан с вентильным преобразователем, а вход блока преобраз овйния - через коммутатор - с цифровым вычислительным блоком, к которому через другие указанные ком мутаторы подключены датчик скорОсти и ёйок задания, причем управляющие входы блока преобразования цифровог .кода в импульс напряжения, распределителя импульсов и коммутатора В их цепи соединены между собой и подключены к выходу блока синхрони зацйи и цифровому вычислительному блоку, а соединенные между собой управляющие входы датчика среднего значения тока якоря электродвигател и других коммутаторов - к выходу блока деления частоты. Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена блока-схема устройства для регулирр й йй Г скЬр15с элё к тРИД в и гателя постоянного тока Устройст вб содержит цифровой вы;числительный блок Г, дискретный дат чик скорости 2, механи:чески связан; ный с якорем 3 эЛёктродвигатётГя- постоянного тока, подключенного чер вентильный преобразователь 4 к сети переменного тока и через коммутатор 5 к цифpoвoмS вычислительному блоку 1. На вход цифрового вычислительног блока 1 через коммутатор 6 поступае :с1йГНал с Дискретного блока 7 зада- ния, Устройство снабжено блоком 8 инхронизации, вход которого соедиен с сетью переменного тока, выхбд соВХОДОМ делителя частоты 9, выхоом подключенного к цифровому вычис- . ительному блоку 1. .. В устройство введены дискретный атчик 10 среднего значения тока Якоря двигателя, блок распределения импульсов 11 и блок 12 преобразования цифрового кода в импульс напряжения. Вход дискретного датчика 10 соединен с датчиком 13 тока якоря двигателя, а выход через, коммутатор 14с цифровымвычислительным блоком 1. Вход блока- 12 через коммутатор 15соединен с цифровым вычислительным блокъм, а выход - со входом блока распределения импульсов 11, подключенного к вентильному преобразователю 4. Управляющие входы блока распределения импульсов 11, блока 12 преобразования цифрового кода в импульс напряжения соединены между собой и подключены к цифровому вычислительному блоку. 1 и к выходу блока 8 синхронизации. Управляющие входы дискретного датчика 10 среднего значения тока якоря двигателя и коммутаторов 5,6,14 также соединены между собой и подключены к цифровому вычислительному блоку 1 и к выходу блока 9 деления частоты. Устройство для регулирования скорости электродвигателя работает следующим образом. В блоке 8 синхронизации выделяется в моменты времени, соответствующие, точн:ам естественной коммутации вентилей, синхронизирующие импульсы. Точки еЬтёствеНной коммутации определяются путем сравнения анодных напряжений двух смежных в очередности включения вентилей. . Момент равенства соответствующих напряжений характеризует указанную точку. Выходные сигналы блока синхронизации поступают в блок 11 распределения импульсов, блок 12 преобразования цифрового кода в импульс напряжения, коммутатор 15, блок 9 деления частоты и в вычислительный блок 1. Сигналы с вЫхода блока 9 поступают на управляющие входы ком- . мутаторов 5,6,14, цифровой вычислительный блок 1 и дискретный датчик 10 среднего значения тока якоря двигателя. Частота этих сигналов кратна частоте синхронизирующих импульсов блока 8. По каждому сигналу блока 9 в вычислительный блок 1 через коммутаторы 5,6,14 вводится информация с дискретного датчика 10 среднего значения тока яйоря двигателя,дискретного датчика скорости 2 и блока 7 задания. Кроме того, информация датчика 10 сбрасывается в нуль и начинается измерение среднег о значения тока двйгаТёЛя до йОМёнта прихода сигнала с блока 9. Измерение среднеГО значения тока двигателя производится путем интегрирования (суммировния) мгновенных значений тока. По ригналам блока 8 из вычислительного блока 1 через ксячмутатор 15 выдается в блок 12 преобразования кода в импульс напряжения код, соответствуючщй углу управления вентильным преобразователем, В блоке 12 числовой код преобразуется в импульс напряжения, сдвинутый от точки естественной коммутации вентилей на вр0ля, прпорциональное поступиииему коду. Импульс напряжения поступает в блок

11распределения импульсов, где он усиливается по мощности, гальванически развязывается и поступает на соответствующие вентили. Переключение выходных сигналов блока 11 по различным направлениям производится по сигналам блоков 12 и 8. Если в блок

12поступает код, соответствующий углу управления, превышающем период следования тактирующих импульсов, вырабатываемых блоком 8, то к приходу очередного тактирующего импульса в блоке 12 преобразование ранее поступившей информации прекращается, из вычисли -ельного блока вводится новый скорректированный код и начинается его преобразование.

Частота синхронизирующих импульсов равна отношению частоты питающей сети к фаз ности преобразователя. Для целого ряда электроприводов, например, электроприводов шахтного подъема, раскатных рольгангов прокатных станов, буровых установок и т.д. максимальная частота регулирования может быть в 2-3 раза меньше частоты следования синхронизирующих импульсов. Поэтому с целью уменьшения требования к быстродействию вычислительного блока блок деления частотывыполняется с регулируемым коэффициентом деления, что одновременно позволит в: случае необходимости, управлять с помощью вычислительного блока несколькими незави.сящими электроприводами . I

Достоинства данного устройства заключаются в высокой надежности при малых габаритах и массе, высокой степени унификации; измерение передаточных функций регуляторов, реализуемых в ЭВМ осуществляется изменением программы ее работы; возможно

управлять одним устройством группой электродвигателей; точность регулирования сложных режимов высока; возможна прямая связь локальных цифровых регуляторов с устройствами управле ни я высшего у рйвнгя; Tf3 готовл ёняе устройства не представляет сложности.

- Формула изобретения

Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, якорь которого подключен через вентильный преобразователь к сети переменного тока, содержащий цифровой вычислительный блок, дискретные датчмк скоростиИ блок задания, от л и чающееся тем, что, с целью

5 повышения Нсщёжности и упрощения из: готовлёнйя, оно снабжено Дискретным датчиком среднего зйачения тока якоря двигателя, коммутаторами, последо вательно соединенными блоком crti xpo0низации, выходом,соединенным с питающей сетыб, и блоком деления частоты, выход которого подключен к цифровому , вычисЛй-гёЛьному блоку, последовательно соединёнными блоком преобразования , и блоком распределения импульсов,

5 ВЁЗХод тготорого связан с вентильным преобразователем, а вход блока преобразования - через комму.татор с цифровым вычислительным блоком, к которому через другие указанные ком0мутаторы подключены датчик скорости и блок задания, причем управляющие входы блока преобразования цифрового кода в импульс напряжения, распределителя импульсов и коммутатора

д в их цепи соединены Между собой и подключены к выходу блока синхронизации и цифровому вычислительному блоку, а соединенные между собой управ- ляющие входы датчика среднего значения тока якоря электродвигателя и других коммутаторов - к выходублока деления частоты,

Ибточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

5 №316104, кл, G Об J 3/00, 1971,

2,Авторское свидетельство СССР №416670, кл. G 05 В 13/00, 1974,

3,Авторское свидетельство СССР №436425, кл, Н 02 Р 5/50, 1974,

0

4,Слежановский О.В, и др. Устройство унифицированной блочной системы

регулирования, М,, Энергия, 1975, с,8-15,

Похожие патенты SU738080A1

название год авторы номер документа
Электропривод постоянного тока 1983
  • Файнштейн Вилен Григорьевич
  • Файнштейн Эмануил Григорьевич
  • Гераймович Иван Тихонович
SU1259458A1
Электропривод переменного тока 1981
  • Файнштейн Эммануил Григорьевич
  • Друккер Михаил Семенович
  • Ткач Виктор Игоревич
SU1026272A1
Способ фазового управления асинхронным электродвигателем и устройство для его осуществления 1978
  • Каллиников Юрий Владимирович
  • Аллахвердов Фикрет Микаилович
  • Бабаев Назим Габиб Оглы
  • Гасанов Кямиль Агабаба Оглы
  • Халилов Теймураз Адильевич
SU928582A1
Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока 1981
  • Рассудов Лев Николаевич
  • Ковалев Сергей Петрович
  • Водовозов Валерий Михайлович
SU983954A1
Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя 1979
  • Каретный Олег Яковлевич
  • Глумчер Александр Михайлович
SU900390A1
ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДВОЙНОЙ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ 1992
  • Салимов Р.И.
  • Мастюков Ч.И.
RU2037263C1
Вентильный электропривод 1990
  • Ушаков Игорь Иванович
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Арзамасов Владислав Леонидович
  • Ананьев Михаил Нилович
SU1767679A1
Устройство для регулирования скорости электродвигателя 1980
  • Радимов Сергей Николаевич
  • Фельше Карл Хайнц
  • Процеров Александр Сергеевич
  • Пронин Валерий Александрович
  • Бабак Андрей Алексеевич
SU964936A1
Способ управления электроприводом постоянного тока дебалансного виброисточника и устройство для его осуществления 1983
  • Житилин Виктор Васильевич
  • Ряшенцев Николай Павлович
  • Малахов Алексей Петрович
  • Баранов Михаил Анатольевич
  • Михайлов Владимир Иванович
SU1144065A1
Устройство для управления возбуждением электродвигателя постоянного тока 1978
  • Бирфельд Айзик Григорьевич
  • Львова Тамара Васильевна
SU782113A1

Иллюстрации к изобретению SU 738 080 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 738 080 A1

SU 738 080 A1

Авторы

Файнштейн Вилен Григорьевич

Файнштейн Эммануил Григорьевич

Гераймович Иван Тихонович

Жуков Николай Степанович

Даты

1980-05-30Публикация

1977-03-09Подача