Изобретение относится к области Мсцииностроения, служит для управления подъемом и опусканием дополнительной оси и может быть использовано в автотранспортном машиностроении.
Известно устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства, содержащее распределитель, выполненный в виде кожуха, с установленным в его рабочей полости золотником, имеющим с противоположных сторон осевые каналы, в которых расположены концы подпружиненных штоков, противоположные концы которых соединены с диафрагмами, расположенными в управляющих полостях распределителя, а механизм подъема, выполнен в виде силовых цилиндров, штоковые полости которых через распределительный клапан связаны с системой усилителя руля и параллельно с рабочей полостью распределителя, которая в свою очередь соединена с поршневыми полостями силовых цилиндров и со сливной магистралью. Одна из управляющих полостей распределителя и управляющая полость распределительного клапана соединены с ресивером тормозной системы транспортного средства, а вторая полостъ распределителя соединена с магистралью i тормозной системы .1.
Основной недостаток известного устройства - низкая надежность.Это вызвано тем, что из-за малых проходных сечений распределителя при движении автомобиля в полостях цилиндров создаются большие давления. Уве10личение проходных сечений распределителя и, таким образом, снижение давления в полостях гидроцилиндров приводит к падению дополнительной оси при ее опускании.
15
Известно также устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства, содержащее исполнительные гидроцилиндры, кинематически связан20ные с рамой и дополнительной осью транспортного средства, насос, напорная гидролиния которого соединена со штоковыми полостями исполнительных гидроцилиндров и нагнетатель25ной полостью распределительного устройства, сливная полость которого соединена с поршневыми полостями исполнительных гидроцилиндров и баком 2 .
Недостатком данного устройства является также его низкая надежность.
Цель предлагаемого изобретения повышение надежности устройства для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства.
Указанная цель достигается тем, что распределительное устройство остоит из корпуса, .в котором размел; щен. клапан, во внутреннем меньшем псэ диаметру продольном сверлении которбгЬ расположено седло для золотника, а в 6Ьль1Ьём - подпруйсиненные золотник и плунжер, связанные с диафрагмаИ, установленной между крышкой и одной из торцовых пoвepxV ocтeй кор- пуса,на другой поверхности которого выполнено седлб .для клапана, причем наружная поверхность клапана выполнена с кольцевым выступом, контакти рующим с корпу сбм, торец клапана выполнен в виде конуса для взаимодействия с седлом клапайа, торцовая поверхность-золотника со стороны, противоположибй действию пружины, выпсУлнена в виде конуса для взаимодействия с седлом золотника и втул1 и, укрепленной на конце плунжера для взаимодействия с клапаном и выполненной с боковыми прорезями, а поЛость, образованная упомянутой диафрагмой и крышкой, объединена с пневматической системой транспортно- го средства, при этом диаметр кольцевого выступа больше диаметра седла для клапана; а также тем, что устрой ство снабжено штоком, а крышка выполнена с центральным отверстием, в котором размещен упомянутый шток, связанный с диафрагмой, причем на внешнем конЦе штока размещена регулировочная гайка для взаимодействия с упомянутой крышкой.
На чертеже представлена конструктивная схеМа устройства. ;,.;,;„.:.
Устройство содержит насос 1,масляный бак 2, испо:г1нительные гйдрбцилиндры 3, установленные между рамой и дополнительной осью, поршни 4 ко- торых образуют штоковые полости 5 и поршневые полости б; распределитель 7 включающий корпус 8 с размещенным внутри клапаном 9. Клапан 9 в месте пёрё кода меньшего Диаметра к большему имеет ступеньку 10, контактирующую с корпусом 8, со сТброны торца конусную поверхность 11, взаимодействующую с седлом клапана 12, установленйрго в крышке 13, В клапане 9 вЬгпОлЙёны бокбвоё отверстие 14, осв войканалменьшего диаметра 15 и
осевой канал большего диаметра 16,
В канале 16 расположены подпружиненный плунжер и золотник 16 с пружиной 19. Конусная поверхность 20 золотника 18 взаимодействует с Седлом зрлотника 21. Клапан 9 jr зо артник 18 связаны с подпружиненным
плунжером 17, проходящим своим стер жнем 22 через осевой канал в золотнике 18 и канал 15 в клапане, втулкой 23 с боковЕдми прорезями. Втулка 23 со стороны клапана 9 и золотника 18 имеет два торца разного диаметра 24 и 25. Торец меньшего диаметра 24 упирается в торец золотника, 18, торец большего диаметра 25-в торец клапана 9.
Плунжер 17 под действием пружины 26 упирается в шток 27, Установленный в крышке 28. Шток 27 крепится к диафрагме 29. Ход штока 27 с одной стороны ограничивается упором шайбы 30, а с другой - гайкой 31 в.крышку 28. Регулировка хода штока производится гайкой 31 с контргайкой 32. Пневматическая полость 33 распределителя соединена через распределительный кран (на показан) с ресивером при подъеме оси и с рабочей магистралью тормозной системы при торможении автомобиля.
Штоковые-полости 5 исполнительных гидроцилиндров 3 соединены с насосом 1 и нагнетательной полостью 34 распределителя 7. Поршневые полости б исполнительных гидроцилиндров соединены непосредственно с масляным бакрм 2 и параллельно с полостью слива 35 распределителя, а нагнетательная полость 34 распределителя непосредственно соединена с полостью слива 35 при открытом клапане 9 и через отверстие 14 и осевой канал 15 при закрытом клапане 9.
Для подъема дополнительной оси «, через распределительный кран воздух подводится к пневматической полости 33 распределителя. Диафрагма 29 перемещает шток 27, который воздействует на плунжер 17. Перемещаясь в осевом направлении, плунжер 17 сжимает пружину 26 и через пружину 19 перемещает золотник 18, торец 25 втулки 23 открывается от торца клапана 9. Конуйная поверхность 20 золотника 18 садится на седло 21,происходит перемещение клапана 9. Коническая поверхность 11 клапана 9 упирает,ся в седло клапана. С этого момента происходит сжатие пружины 19 на величину хода штока. Гайка 31 упирается в крышку 28. Нагнетательная полость 34 и полость слива 35 разобщаются.
Рабочая жидкость от насоса 1 поступает под давлением в штоковые полости 5 исполнительных гидроцилиндров 3, поршни которых перемещаются, иПроисходит подъем дополнительной оси. Жидкость из поршневых полостей исполнительных гидроцилиндров вытесняется в масляный бак 2; минуя распределитель 7.
В крайнем поднятом положении дополнительная ось упирается в раму, давление в системе Несколько повышаетсяпо сравнению с рабочим давлени ем. Под действием давления на неура новешенную площадь золотника 18 (диаметр канала 15 меньше диаметра канала 16), конусная поверхность 20 золотника 18 отрывается от седла золотника 21, преодолевая усилие пружины 19. Рабочая жидкость через отверстие 14 и осевой канал 15 по- ступает в полость слива 35 и дальше в масляный бак 2. Максимальное давление регулирует ся гайкой 31 с контргайкой 32, кото рые позволяют уменьшить или увеличи ход штока 27 и, следовательно, огра ничивают сжатие гфужины 19. Для опускания оси распределитель ный кран устанавливается в положе, ние, при котором пневматическая полость 33 распределителя 7 сообщаетс с атмосферой. Под действием пружин и 26 плунжер 17 перемещается вверх, торец 24 втулки 23 упирается в торец золотника 18. Действие пружины на плунжер 17 прекращается. Пружина 26,отрывает конусную поверхность ,20 золотника18 от седла золотника 21. Клапан 9 конусной поверхностью 11 прижат к седлу клапана 12 я перекрывает отверстие большего диаметра к крьЕике 13. Рабочая жидкость из полостей цилиндров через отверстие 14 и канал 15 в клапане 9 поступает в сливную магистраль, запол няя поршневые полости б цилиндров. Малое проходное сечение отверстия 1 создает в нагнетательной полости 34 давление, необходимое для плавного опускания дополнительной рси. Прижатие клапана 9 конусной пове хностью 11 к седлу клапана 12 и удержание пружины 26 в сжатом положении обеспечиваются усилием, возни кающим от действия давления на неуравновешенную площадь штока (диаметр канала корпуса 8, в котором ра положен клапан 9, меньше Диаметра седла 12 в крышке 13). Когда ось опускается, поршни 4 в исполнительных гидроцил ндрах останавливсштся и поступление рабочей жидкости из штЬковых полостей 5 прекращается. Давление в нагнетательной полости 34 падает до величины создаваемой только насосом 1. Усилие, действующее на клапан 9 в сторону закрытия, резкб уменьшается. Под действием пружины 26 клапан 9 своей конусной поверхностью 11 отрывается от седла клапана 12, сообщая свободно полости нагнетания 34 и слива 35. Ход клапана 9 ограничивается упором ступеньки 10 в корпус 8. При движении груженого автомобиля дополнительная ось перемещается, вызывая и перемещение поршней 4 в..цилиндрах 3. Клапан 9 распределигеля 7 открыт. Рабочая жидкость свободно вытесняется из штоковых полостей в поршневые и наоборот. При торможении автомобиля воздух под давлением поступает к пневматической полости 33.распределителя от рабочей магистрали тормозной системы. В остальном последовательность включения устройства в работу соответствует подъему дополнительной оси, который описан выше. Создаваемое в штоковых полостях 5 насосом 1 давление препятствует перемещению поршней в сторону штоковых полостей, которое имеет место из-за перераспределения подрессоренных масс автомобиля. Поршневые полости б соединены при этом непосредственно с масляным баком 2, давление в котором не повьшается. Подвеска блокируется и, как следствие, эффективность торможения повышается. Предлагаемое устройство для управления подъемом и опусканием допол-. нительной оси транспортного средства значительно повышает надежность устройства в работе. . Формула изобретения 1. Устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства, содержащее исполнительные гидроцилиндры, кинематически связанные с. рамой и дополнительной осью транспортного средства, насос, напорная гидролиния которого соединена со штоковыми полостями исполнительных гидроцилиндров и нагнетательной полостью распределительного устройства, слибная полость которого соединена с по жтевыми полостями исполнительных гидроцилиндров и баком, отличают е.ё с я тем, что, с целью повышения надежности, распределительное устройство состоит из корпуса, в котором размещен клапан, во внутреннем меньшем по диаметру продольном сверлении которого расположено седло для золотника, а в большем - подпружиненные золотник и плунжер, связанные с диафрагмой, установленной между крьликой и одной из торцовых поверхностей корпуса, на другой поверхности которого выполнено сеДло для клапана, причем наружнаяповерхность клапана выполнена с кольцевым выступом, контактирующим с корпусом, торец клапана выполнен в виде конуса для взаимодействия с седлом клапана, торцовая поверхность золотника со стороны, противоположной действию пружины, выполнена в виде конуса для взаимодействия с седлом золотника и втулкой, укрепленной на конце плунжера для взаимодействия с клапаном и выполнен ной с боковыми прорезями, а полость, Образованная упомянутой диафрагмой
и крышкой, объединена с пневматической системой транспортного средства , при этом диаметр кольцевого выступа больше диаметра седла для клапана.
2. Устройство ПОП.1, отличаго щ е, е с я тем, что, с целью принудительного управления распределительным устройством, оно снабжено штоком, а крышка распределительного устройства выполнена с центральным отверстием, в котором размещен упомянутый шток, связанный с диафрагмой, причем на внешнем конце штока размещена регулировочная гайка для взаимодействия с упомянутой крышкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 211339, кл. В 62 D 61/12, 1967.
2,Испытания гидросистемы механизма вывешивания дополнительной оси автомобиля МАЗ-516 Б с уменьшенным гидравлическим сопротивлением. - Отчет БелавтоМАЗ, Минск,1977, с. 5, рис.1, 2, № регистрации . МАЗ-215-77.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ПОДЪЕМОМ И ОПУСКАНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОСИ ТРАНСПОРТНОГОСРЕДСТВА | 1968 |
|
SU211339A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД | 1992 |
|
RU2037677C1 |
ГИДРОПРИВОД СТРЕЛОВОГО САМОХОДНОГО КРАНА | 2020 |
|
RU2733004C1 |
Устройство для подъема кабины транспортного средства | 1982 |
|
SU1062095A1 |
Устройство для подъема и опускания дополнительной оси транспортного средства | 1977 |
|
SU691339A1 |
Гидравлический станок-качалка | 1973 |
|
SU487998A1 |
Устройство для управления ковшом погрузчика | 1977 |
|
SU691391A1 |
Гидравлический опрокидывающий механизм кабины грузового автомобиля | 1984 |
|
SU1217711A1 |
Стенд для испытаний рулевого управления | 1976 |
|
SU682786A1 |
Ограничитель грузового момента гидравлической грузоподъемной машины | 1986 |
|
SU1416435A1 |
Авторы
Даты
1980-06-05—Публикация
1978-01-02—Подача