1
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в производстве инцукционных аппаратов, таких как трансформаторы и реакторы.
Известна обмотка индукционного апда- 5 рата, содержащая катушки, между которыми равномерно по окружности расположены изоляционные детали, образующие радиальные каналы между катушками (витками), а на TofHiax катушек (витков) разме-О щены изоляционные детали, образующие осевые каналы между обмоткой и прилегающими к ней барьерами главной изолядни
И
Известна также обмотка индукционного аппарата, содержащая катущки с радиальными каналами межру ними и осевые каналы между обмоткой и прилегающими к ней барьерами главной изоляции 2, в которой радиальные каналы вьшолняются с . щью прокладки, а осевые - с помощью реек, которые сочленяются с прикладками
подвижным соединением типа уступнпаз (ласточкин хвост).
Данное устройство является наиболее близким к предложенному по технической сущности а достигаемому эффекту.
Недостатки такой обмотки:
1.Небольщая электрическая прочность каналов из-за того, что выступаюоше в радиальный канал элементы сочленения прокладки с рейкой препятствуют уменьщению канала и расположены вдоль силовых линий электрического поля, а поверхность реек расположена вдоль силовых линий поля между катущками. Указанные факторы снижают электрическую прочность 15 каналов и всей изоляции обмоток индукционного аппарата, из-за чего приходится увеличивать ее размеры, что приводит к увеличению всех габаритов и потерь аппарата.
2.Ухудшенное охлаждение обмоток изза большой ширины прокладок, минимальное значение которой ограничено размерами узла сочленения прокладки с рейкой. 3. Понижение надежности , иидукционно го аппарата из-за того, что при осевой опрессовке обмоток возможно повреждение ярмовой изоляции от упирания в нее реек, Указанные недостатки снижают элек трическую прочность изоляции, повьшают материалоемкость и потери. электроэнергии как обмотки, так и в целом индукционного аппарата. Цель изобретения - увеличение электрической прочности изоляции, снижение материалоемкости и потерь электроэнергии Ё индукционном аппарате. . Для этого в известной обмотке индук11ИОННОГО аппарата, содержащей катушки с радиальными каналами между ними и осевые каналы между обмоткой и прилегающим к ней барьерами главной изоляции, осевые и радиальные каналы обра;зованы 9 помощью изоляционных полос, охвать1ва1оШих по крайней мере две смежные поверхности катущки. При этом для пблучейия каналов заданной величины изоляционные полосы могут быть сложены в складки поперек каналов, а в пределах канала обернуты изоляционными бандажами. .. Такая Конструкция осевых и радиальных каналов позволяет уменьшить их до пределов, допускаемь1Х условиями охлаждения обмотки, при этом силовые линии электрического поля в каналах всегда направлены поперек поверхности изоляционного материала. Указанные факторы позволяют значительно- увеличить электрическую проч,ность каналов и всейизоляции индукционного аппарата. Существенно снижается также материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость изоляционных деталей, так как каналы образовываются с помощью по ДОС простой конфигурации, не требующих сложных щтампов, склейки и запечатки в горячем прессе, а также затрат ручного труда. Предлагаемая конструкция позволяет улучшить охлаждение обмоток, так как полосы могут быть любой минимальной ши рины. Надежность обмоток также возрастает, так как предотвращается повреждение изоляции привода и ярмовой изоляции в связи с устранением трения и упирания изоляционных деталей. На фиг, 1 показана обмотка с различными вариантами выполнения осев1ых и ради)зльных каналов,осевое сечение; на фиг. 2 - то же, при этом каналы образованы изоляционными полосами, сложенными в складки; на фиг. 3 - то же, при этом изо ляционные йолосы обернуты в пределах ка 73 4 нала изоляционными бандажами; на фиг. 4 сечение А-А фиг. 3; на фиг. 5 - сечение Б-Б фиг. 3. Осевые каналы 1 между катушками 213 и прилегающими к обмотке барьерами 14, а также радиальные каналы 15 между катушками (витками) образованы изоляционными полосами 16, которые охватывают грани 17 катушки (см. фиг. 1). Полосы размещаются равномерно по окружности с зазорами между ними, образующими каналы. Полосы могут охватывать катущ- ку полностью (все 4 грани), например катушки 2 и 3, либо несколько катушек, например катущки 10-13. Возможны и другие взаимные расположения полос в зависимости от требуемых размеров осевых и радиальных каналов. Так как полосы образуют одновременно осевой и радиальный каналы, то они должны охватывать не менее двух граней сечения катущки. Полосы в осевом и радиальном каналах могут иметь одинаковую ширину или разную, например в радиальном больш.е чем, в осевом. Для получения канала заданной величины полосы 16 сложены в складки 18 (см. фиг. 2), которые расположены поперек канала. Складки могут быть либо в обоих каналах (радиальном и осевом, как в катушках 6, 7), либо в одном из них (как в катущках 2-5). Для обеспечения заданной величины каналов 1 и 15 (см. фиг. 3) и скрепления между собой изоляционных полос 15 последние обернуты изоляционными бандажами 19. При необходимости дальнейшего увеличения канала под изоляционные бандажи могут быть установлены изоляционные прокладки 2О в требуемом количестве (см. фиг. 3, 5). Изоляционные бандажи 19 могут охватывать все изоляционные полосы 16 в осевом канале 15 или только часть из них (см. фиг. 3, 5). Целесообразно, чтобы изоляционные бандажи 19 охватывали изоляционные полосы 15 смежных катущек, так как в этом случае обеспечивается механическое скрепление всех полос по высоте обмотки, чем достигается надежная фиксация, полос по окружности. Предложенная обмотка позволяет уменьшить на 15-20% изоляционные промежутки, за счет чего на 7-10% сокращаются габариты, вес и потери индукционногоаппарата.Формула изобретения
1, Обмотка индукционного аппарата, содержащая катушки с радиальными камала- ми между ними и осевыми каналами/ между катушками, прилегающими к ним барьерами главной изоляции, отличающаяся тем, что, с целью увеличения электрической прочности изоляции, снижения материалоемкости и потерь электроэнергии, осевые и радиальные каналы образованы с помощью изоляционных нолос, охватывающих по крайней мере две смежные поверхности катушки.
2.Обмотка по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем что изоляционные полосы сложены в складки поперек каналов.3.Обмотка по п. 1, .о т л и ч а ю щ а я с я тем, что изопяционтле полосы обернуты изоляционными бандажами.Источники внформадии, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США № 2986716, кл. 336-185, 1961.2.Сапожников А. В. Конструирование трансформаторов ГЭИ, 1959, с. 127,Фиг. 2
A-A
1
/5 /ff
/