Пневматическая противоблокировочная тормозная система Советский патент 1980 года по МПК B60T8/02 

Описание патента на изобретение SU742201A1

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоватьск Б тормозных системах для предотвраг ения б.покирования колес .

Известна пневматическая противоблокировочная тормозная система, содержащая источник давления, тормозной кран, тормозную камеру, командный блок и электрически связанный с ним электромагнитный клапан, включающий элементы регулирования скорости растормаживания с входным кансшом для подключения к тормозному- крану, канал для подключения к тормозной камере и выходной канал 1 .

. Известно, что коэффициент сцепления колеса с дорогой может иметь любые значения в диапазоне 0,08-0,85. Для эффективного торможения необходимо обеспечить каждому значению коэффициента сцепления соответствующую; скорость растормаживания. Это обусловлено тем, что недостаточная скорость растормаживания приводит к проскальзыванию колеса в начале разгона при растормаживании, близкому к полному блокированию, а чрезмерная скорость растбрмаживания - к у:величению расхода рабочего тела из-за

повышения частоааы срабатывания системы. Известная с к:тема обеспечивает только две ступени регулирования скорости растормаживания, соответствующие двум, значениям коэффициента сцепления, что снижает качество регулирования.

Цель изобретения - повышение эффективности управления процессом

10 торможения,

Поставленная цель достигается тем, что электромагнитный клапан снабжен элементами регулирования скорости затормаживания, связанными с элеме|1тами

15 регулирования скорости растормаокивания,и управляющим устройством,электрически связанным с командным блоком, причем все указанные элементы регулирования выполнены в виде конусов,.обра20зующих с входным и выходнь1М каналами дроссели, а устройство управления выполнено 6 виде соленоида, сердеч«ик которого жестко связан с упомянутыми элементами регулирова25ния, и; фиксатора положения сердечника.

Целесообразно фиксатор положения сердечника выполнить с электротлагнитным приводом, обмотку которого соединить с командным блоком.

На фиг. 1 схематически изображена пневматическая тормозная система с электроматнитным клапаном; на фиг. 2 - общий вид электромагнитного клапана на фиг. 3 и 4 - зависимости тормозного момента , момента тормозной силы , проскальзывания S от времени t при торможении.

Пневматическая противоблокировочная тормозная система содержит источник 1 давления, тормозной кран 2, тормозную камеру 3 и электромагнитный клапан 4, входной канал 5 которого подключен к торгюзному крану 2, канал 6 - к тормозной камере 3, выходной канал 7 связан с ат1«эсферой. В полости клапана 4 размешен золотник 8, связанный с сердечником 9 соленоида 10, подключенного к командному блоку 11. Элементы регулирования скорости затормаживания и скорости растормаживания вы11олнены в виде конусов 12 и 13, связанных между собой штоком 14 и с сердечником 15 устройства управления. Соленоид 16 устройства управления подключен к командному блоку 11. Фиксатор положения сердечника 15 с электромагнитным приводом состоит из ползуна 17, шарнирно Ьвязанного с сердечником 15,- подпружиненного сердечника 18 и соленоида 19, подключенного к блоку 11. Положение конусов 12 и 13 определяет проходное сечение входного канала 5 и выходного (саигша 7, Т.е. определяет кольцевые дроссели.

Кривые 20 и 21 (фиг. 3 и 4) характеризуют изменение тормозного момент

J, кривые 22 и 23 - мсмлента тормозМ

ной силы Grtf, кривые 24 и 25 - проскальзывание S от времени t.

Точки а.

п и точки

4

bj, ..., п 2 определяют вюменты изменения динаьшческого состояния тормозного колеса.

В точке а (фиг. 3) электронное устройство блока 11 подает сигнгш на растор маживание. В точке Ь начинается снижение тс мозного; момента М. Время запаздывания ) обусловлено дина 1шческими свОйствги ш системы, В точке с тормозной момент становится меньше тормозной силы-и начинается разгон колеса. В точке- d электронное устройста 6 подает сигнал на повторное затБрмаживание и сигнал на корректировку проходив сечений кангшов в клапане 4. В точке е начинается повышение тормозного момента. Замедление колеса начинается в точке f , когда тормозной момент стошовится больше момента тормозной силы. Далее цикл повторяется. Повьииенне скорости затормаживания (увеличение угла наклона кривой 20 на участке е - h по сравнению с участком а - Ь) и

уменьшение скорости растормаживания (уменьшение угла наклона кривой 20 на участке h - m по сравнению с участком Ь - е)уменьшает амплитуду пульсаций тормозного момента и момента тормозной силы и обеспечивает повышение )дней величины момента тормозной силы за цикл на дороге с относительно высоким коэффициентом сцепления.

При торможении на скользкой дороге малая скорость растормаживания приводит к тому, что к началу разгона колеса при растормаживании (фиг. 4, точка Cj) величина проскашьзывания S (кривая 25) достигает величин, близких к полному блокированию. Вследствие этого колесо временно теряет способность воспринимать боковую силу и возйикает опасность потери устойчивости или управляемости автомобиля. Повышение скорости .растормаживания (увеличение наклона кривой 21 на отрезке -по, сравнению с участком обеспечивает меньшие величины проскальзывания к началу разгона колёса -(точка k) . Повышение скорости растор1 аживания без снижения скорости затормаживания приводит к повьаиению частоты срабатывания системы и увеличению расхода воздуха, что нежелательно. Поэтому одновременно с повышением скорости растормаживания необходимо снижать скорость затормг1живания (уменьшение угла наклона кривой 21 на участке ®а h 2 по сравнению с участком а, - by) .

При торможении соленоиды 10, 16 и 19 обесточены. Воздух от тормозного крана 2 через канал 5, золотник 8 и канаш 6 поступает в тормозную камеру 3. Момент начала растормаживания определяется электронным устройством блока 11, которое подает напряжение на соленоид 10. Сердечник 9 перемещает аолотник 8, соединяя тормозную камеру через каналы 6 и 7 с атмосферой. В процессе растормаживания электронное устройство вычисляет величину коэффициента сцепления и подает напряжение от блока 11 на соленоиды 16 и 19. Сердечник 18, сжимая пружину,асфиксирует ползун 17, а сердечник 15 перемешает конусы 12 VL 13, изменяя плошади проходных сечений каналов 5 и Величина напряжения, подаваемого на соленоид 16, пропорциональна коэффициенту сцепления. Положение конусов 12 и 13 определяется напряжением подаваемым - на соленоид 16 . Следовательно, положение конусов 12 и 13 соответствует величине коэффициента сцепления, измеренной электронным устройством при растормаживании. Причем, чем ниже коэффициент сцепления тем больше площадь проходного сечечия шлходного канала 7 и меньше - ВХОДНОГО канала 5. Величины проходны сечений определяют скорость повышения и понижения давления в тормоз- ной камере 3, После изменения проходных сечений соленоид 19 обесточивается и сердечник 18 фиксирует ползун 17, затем обесточивается соленоид 16. Для повторного затормгикивания обесточивается соленоид 10, и золотник 8 возвращается в исходное положение, Далее цикл повторяется. В предлагаемой тормозной системе проходные сечения впускного и выпус ного каналов изменяются бесступенчато в зависимости от величины командного напряжения. Это позволяет регулировать как скорость растормаживания, так и скорость затормаживания, повышая эффективность торможения транспортного средства. Формула изобретения 1. Пневматическая противоблокиро вочная тормозная система, содержащая источник давления, тормозной кр тормозную камеру, командный блок и электрически связанный с ним электро магнитный клапан с элементами регули рования скорости растормаживания с входным каналом для подключения к тормозному крану, с каналом для подключения к тормозной камере и с выхоцным каналом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности управления процессом торможения, электромагнитный клапан снабжен элементами регулирования скорости затормаживания, связанными с элементами регулирования скорости растормаживания, и упргшляющим устройством, электрически связанным с командным блоком, причем все указанные элементы регулирования выполнены в виде .конусов, образующих с входным и выходным каналами дроссели, а устройство управления выполнено в виде соленоида, сердечник которого жестко связан с упомянутыми элементами регулирования, и фиксатора положения сердечника. 2. Система по п.1, отличающ а я ся тем, что фиксатор положения сердечника выполнен с электромагнитным приводом, обмотка которого связана с командным блоком. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ОНА 3767273, кл. 303-21, 1973 (прототип).

/i g

/- /2

Фи2.г

Похожие патенты SU742201A1

название год авторы номер документа
Пневматическая противоблокировочная тормозная система 1977
  • Ломака Степан Иосифович
  • Алекса Николай Николаевич
  • Гецович Евгений Моисеевич
SU740567A1
Противоблокировочная тормозная сис-TEMA 1977
  • Ломака Степан Иосифович
  • Гецович Евгений Моисеевич
  • Иосилевич Михаил Вениаминович
SU844421A1
Противоблокировочная тормозная система 1981
  • Ломака Степан Иосифович
  • Алекса Николай Николаевич
  • Гецович Евгений Моисеевич
  • Северин Александр Александрович
SU1017552A1
Электропневматический тормозной привод транспортного средства 1988
  • Мальцев Николай Григорьевич
  • Барсукевич Виктор Федорович
SU1594029A1
Способ регулирования качения колес при торможении автомобиля 1977
  • Ломака Степан Иосифович
  • Гецович Евгений Моисеевич
  • Алекса Николай Николаевич
SU768676A1
Противоблокировочная пневматическая тормозная система задних колес трехосного автомобиля 1981
  • Ревин Александр Александрович
  • Мартинсон Петр Николаевич
SU962057A1
Электропневматическая противоблокировочная тормозная система транспортного средства 1990
  • Мальцев Николай Григорьевич
  • Рудак Андрей Викторович
SU1710402A1
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля 1984
  • Мальцев Николай Григорьевич
  • Морозов Петр Иванович
  • Иваненко Вадим Васильевич
  • Ломан Леонид Сергеевич
SU1162644A1
Модулятор давления для пневматической противоблокировочной тормозной системы транспортного средства 1982
  • Мальцев Николай Григорьевич
  • Мороз Петр Иванович
SU1068311A1
Противоблокировочная пневматическая тормозная система трехосного автомобиля с балансирной подвеской 1986
  • Ревин Александр Александрович
  • Котов Владимир Семенович
SU1390091A1

Иллюстрации к изобретению SU 742 201 A1

Реферат патента 1980 года Пневматическая противоблокировочная тормозная система

Формула изобретения SU 742 201 A1

fir CziP

fir GtV

SU 742 201 A1

Авторы

Ломака Степан Иосифович

Гецович Евгений Моисеевич

Алекса Николай Николаевич

Даты

1980-06-25Публикация

1977-03-28Подача