1
Изобретение относится к области транспорта и касается конструкцин транспортных средств монорельсовых дорог внутрицехового транспорта.
Известно тяговое устройство транспортного средства для монорельсовых дорог, со держащее тележку с огибающими рельс хомутами и приводиыми колесами, поворотный рычаг с ведущим колесом, сдвоенные коленчатые рычаги и сцепку (1).
Известно также тяговое, устройство, пре-. имущественно для монорельсрвой дороги внутрицехового транспорта,-содержащее тележку с опорными колесами, к которой одним концом присоединен поворЪтйЫй рычаг со смонтированными иа нем посредством расположенных под углом щарнирно соединенных стержней ведущим катком и приводным роликом, установленный на тележке кронщтейн со сдвоенными коленчатыми рычага ми, шарнирно соединенными с другим концом поворотного рычага и со сцепкьй, приспособление начального затяга, приводной двигатель и тормоз {2, . Недостатком известных устройств явля10тся значительные пер,грузки приводного
двигателя при движении а тяжелых наклонных участках пути.
Цель изобретения - повыщение надежности путем устранения перегрузок приводного двигателя на тяжелых участках пути, с Для этого поворотный рычаг снабжен дополнительными боковыми приводными роликами, установленными с зазором относительно ведущего катка, при этом расположенные под углом шарнирные стержни соединены с поворотным рычагом посредством телескопиto ческих шарнирных стержней, снабженных гидравлическими демпферами с предварительно сжатой пружиной.
На фиг. I изображена тяговогр устройства; на фиг. 2 - конструкция теле15скопического шарнирного стержня с предварительно сжатой пружиной и гидравлическим демпфером.
Ведущий каток 1, расположенный между рельсом 2 (показан штрих-пуиктирной ли20 ниёй) и центральным приводным роликом 3, монтируемым посредством подшипников 4 на поворотном рычаге 5, дополнительно соединен с двумя распо|Ложенными под углом Шарнирными с ержнййи 6 и 7. Поворотный рычаг 5 шарниром 8 соединен с тележкой 9, имеющей опорные колеса 10 и кронштейн 11, на котором установлены сдвоенные коленчатые рычаги 12, шарнирами 13 опирающиеся на специальные седла 14. Общий шарнир 15 коротких плеч коленчатых рычагов 12 стержнем 16 соединен с шарниром 17 другого конца Поворотного рычага 5. Шарнир 18 концов длинных плеч коленчатых рычагов 12 шарнирным стержнем 19 соединен со сцепкой 20 и шарнирной стойкой 21. Кронштейн 11 дополнительно соединен с другим концом поворотнсго рычага 5 приспособлением начального затяга 22. Поворотный рычаг 5 имеет боковые приводные ролики 23, симметрично установленные на нем относительно центрального ролика 3 посредством подшипников 24. Боковые приводные ролики 23 установлены с зазором относительно ведущего катка 1 и имеют по сравнению с центральным привбдным катком 3 уменьшенную скорость вращения. Промежуточные шарниры 25 стержней б и 7 дополнительно соединены с поворотным рычагом 5 телескопическим шарнирным стержнем 26. Телескопический стержень 26 состоит из корпуса (фиг. 2), навинчивающейся на него крышки 28 и штока 29. Верхний конец штока 29 имеет резьбовой хвостовик 30 для крепления проушины шарнира 25. Крышка 28 имеет полость 31, в которой размещается заплечик 32 штока 29. Полость 31 вдоль щтока 29 имеет размер больщий высоты заплечика 32. На заплечик 32 опирается кольцо 33, между которым и гайкой 34 расположена пружина 35. Гайка 34 навинчивается на резьбовой участок 36 штока 29 и имеет шлицы 37, в одном из которых распоожен цилиндрический хвостовик винта 38. . : iiillTOK 29 на противоположном резьбовом хвостовику 30 конце имеет плунжер 39 с перетрчным каналом 40, образующий совместно с полостью 41 гидравлический демпфер. Для этого внутренняя полость телескопического стержня 26 запонёна жидким маслом. Корпус тел.ескойического стержня 26 заканчивается проушиной 42, которая образует шарнирное соединение с поворотным рычагом 5. Тяговое устройство работает следующим образом. Если приводной ролик 3, имеющий жесткую кинематическую связь с приводом,вращается почасовой стрелке,то он посредством сил трения увлечет ведущий каток I во вращение против часовой стрелки. При этом касательная реакция рельса 2, передаваемая на ведущий каток I посредством сил трения, будет направлена слева направо. Эта сила через шарнирный стержень 6 и стержни 7 и 26 будет передана на поворотный рычаг 5. С поворотного рычага 5 реакция рельса 2 через шарнир 8, тележку 9, кронштейн И, левое седло 14, коленчатые рычаги 12, стержень 19 и рцепку 20 будет передана на состав прицепленных к тягачу вагонеток и уравновесится их сопротивлением передвижению. В процессе передачи силы тяги (касательной реакции рельса 2) через сдвоенные коленчатые рычаги 12 они повернутся против часовой стрелки относитеьно левого шарнира 13. При этом работает левый из сдвоенных коленчатых рычагов 12, на коротком плече которого будет создано пропорциональное передаваемой силе тяги перпенди.кулярное рельсу2 усилие. Оно на поворотном рычаге 5 будет увеличено до необходимой для надежного сцепления приводного ролика 3 с ведущим катком 1. Этим усилием ведущий каток 1 будет зажат между рельсом 2 и приводным роликом 3 и при всех режимах будет обеспечено надежное их сцепление без пробуксовки, так как в любой момент времени при надлежащем передаточном отношении рычажной системы его величина будет достаточна для передачи касательных усилий между этими элементами тягового устройства. Если приводной ролик 3 будет вращаться против часовой стрелки, то направление сил изменится на обратное с тем отличием, что в работу включится правый из сдвоенных коленчатых рычагов 12. Следовательно, тяговое устройство реверсивно и одинаково успешно работает в тяговом и тормозном режиме. По достижении силой тяги величины, при которой усилие, воздействующее на телескопический стержень 26, становится больше силы предварительного сжатия пружины 35, она начнет сжиматься, заплечик 32 выйдет из контакта с кольцом 33 и переместится от него по полости 31. Это вызовет удлинение, например левого телескопического стержня 26 (движение тягового устройства в тяговом режиме слева направо). Ведущий каток 1 начнет смещаться вправо и к моменту сжатия пружины 35 в пределах допустимого хода заплечика 32 в полости 31 выйдет из контакта с центральным роликом 3 и накатится на правый приводной ролик 23, вращающийся с уменьшенной скоростью и имеющий тоже жесткую кинематическую связь с общим приводом тягача. Скорость передвижения тягового устройства уменьшается и дальнейшее его движение пр тяжелому участку пути при силе тяги до максимальной расчетной величины в пределах опрокидывающего момента двигателя привода происходит с этой уменьщенной скоростью. При удлинении левого телескопического стержня 26 происходит уменьпгение длины правого телескопического стержня 26, так как шток 29 вместе с пружиной 35, сжатой
j745749
между заплечиком 32 с кольцом 33 и гайкой 34, сместится в сторону полости 41. При уменьшении силы тяги до расчетной по переключении скоростей и далее пружина левого телескопического стержня 26 вернет ведущи1Й каток I в центральное гюложение.он войдет в контакт с центральным приводным роликом 3 и скорость тягача увеличится до расчетной.. BrfHT 38 телескопического стержня 26 цилиндрическим хвостовиком винта 38 удерживает гайку 34 от вращения. Это позволяет без разборки телескопического стержня 26 изменять усилие предварительного сжатия пружины 35 путем поворота штока 29. Демпфер, состоящий из плунжера 39 и полости 41, заполненной маслом, исключает ударное приложение нагрузок при резком уменьшении или увеличении силы тяги, обеспечивая плавное переключение ведущего катка 1 с центрального 3 на боковые 23 приводные ролики и в обратном направлении. Предлагаемое тяговое устройство позволяет устранить перегрузки двигателя при работе тягача на тяжелых участках пути. Поэтому при проектировании таких тягачей мощность двигателя может быть принята уменьшенной по условиям движения с малой скоростью при максимальных расчетных нагрузках. Все это позволит значительно уменьшить вес и габариты тягача, а также уменьшить сиу тока на токосъемниках.
Формуа изобретения Тяговое устройство, преимущественно для монорельсовой дороги внутрицехового транспорта, содержащее тележку с опорными колесами, к которой одним концом присоединен пбвйрбтный рычаг со смонтированными на нем посредством расположенных под углом шарнирно соединенных стержней ведущим катком и приводным роликом, установленный на тележке кронштейн со сдвоенными коленчатыми рычагами, шарннрно соединенными с другим концом поворотного рычага и со сцепкой, приспособление начального затяга, приводной двигатель и тормоз, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем устранения перегрузок приводного двигателя на тяжелых участках пути, поворотный рычаг снабжен дополнительными боковыми приводными роликами, установленными с зазором относительно ведущего катка, при этом расположенные под углом стержни соединены с поворотным рычагом посредством телескопических щарнирных стержней, снабженных гидравлическим демпфером с предваритеьио сжатой пружиной. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.«Промышленный транспорт, 1975, №8 с. 28-30. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2600538/11, кл. В 61 В 13/14, 07.04.78 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тяговое устройство для монорельсовой дороги | 1978 |
|
SU765068A1 |
Тяговый механизм транспортного средства для монорельсовой дороги | 1978 |
|
SU867737A1 |
Тяговое устройство монорельсовой дороги | 1978 |
|
SU747759A1 |
Монорельсовый тягач | 1982 |
|
SU1142338A1 |
Монорельсовый тягач | 1982 |
|
SU1050939A1 |
Монорельсовый тягач | 1984 |
|
SU1255490A1 |
Монорельсовый тягач | 1980 |
|
SU952669A1 |
МОНОРЕЛЬСОВЫЙ ТЯГАЧ | 2005 |
|
RU2281870C1 |
Монорельсовый тягач | 1982 |
|
SU1050938A1 |
ТЯГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ | 1972 |
|
SU328016A1 |
ig /8
-
Фи i У2
Авторы
Даты
1980-07-05—Публикация
1978-06-01—Подача