Изобретение относится к транспорту и касается конструкции мокорельсо вых тягачей, применяемых на монорель совых путях со значительными углами наклона вплоть до вертикали. Известен монорельсовый тягач, содержащий составленную из пары продол ных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, тележку, снабженную опорными катками и тяговый орган, включающий смонтированные на прижимном продольном рычаге соединенном при помощи сдвоенных коленчатых рычагов и шарнирных стержней с продольными бал ками тележки, ведущие колеса, соединенные с приводом. Однако эта конструкция создает зн чительные погрешности в регулировании давления вяжущих колес на монорельс при движении тягача по вертикальным закруглениям .пути с малым радиусом, а также значительные изгибающие моменты. в теле монорельса в промежутке между опорными колесами, создаваемым прижимными усилиями. . Цель изобретения - повышение точности регулиррвания давления ведущих колес на монорельс при прохождении. в тикальный закруглений пути.. Поставленная цель достигается тем, что тележка снабжена установленными симметрично относительно ее середины опорными седлами, оси опорных катков и ведущих колес попарно размещены в одной поперечной плоскости,а сдвоенные коленчатые рычаги имеют М-образную форму, при этом их д тинные плечи концами, обращенными к продольному прижимному рычагу, соединены с последним при помощи расположенных параллельно монорельсу стержней, а концы продольного прижимного рычага шарнирно связаны с продольными балками тележки при помощи угловых стержней, имеющих возможность поворота в плоскости ведущих колес. На чертеже схематично изображен предлагаемый ьюнорельсовый тягач. Ведущие колеса 1, монтированные посредством подшипников 2 на прижимном продольном рычаге 3, взаимодействуют с монорельсом 4 (показан штрих пунктирной линией), выполненным из двутавра/ и находятся в контакте с нижней поверхностью его полки. С верхней поверхностью полок двутавра с двух его сторон взаимодействуют четыре опорных катка 5, каждая пара которых расположена относительно полки двутавра так, что их оси противоположно к оси ведущих колес 1 попарно располагаются в од ной поперечной плоскости. Опорные атки 5 посредством подшипников 6 монтированы,на тележке 7, состояще из двух продольных балок, располож ных с двух сторон стойки двутавра и жестко соединенных между собой х мутами 8, огибающими монорельс 4 с зу. Каждый хомут 8 выполнен со сце кой 9, с помощью которой к тягачу прицепляются тележки с грузом. На каждый из продольных балок тележки 7 симметрично относительно ее середины укреплены седла 10 сдво енных коленчатых рычагов 11, распо ложенных также как каждая пара седел 10 с двух сторон тягача. Каждый сдвоенный коленчатый рычаг 11 имеет М-образную форму и состоит из жестко соединенных между собой коротких плеч 12 и длинных плеч 13 Концы .коротких плеч сдвоенных коленчатых рычагов имеют общий шарнир 14, а вершины 15 каждого коленчатого рычага расположены в седлах 10. Общий шарнир 14 коротких плеч сдвоенных коленчатых ..ры:чагов стержнем 16 соединен с ша Ьниром 17, расположенным в середине прижимного продольного рычага 3. Концы длинных плеч 13 коленчатых рычагов 11 шарнирами 18 соединены со стержнями 19 одностороннего действия, концы которых взаимодействуют с опорами 20, укрепленными на прижимном продольном рычаге 3. Прижимной продольный рычаг 3 и тележка 7 шарнирно соединены четырьмя (два с каждой стороны тягача) приспособлениями начального затяга 21. Кроме того, прижимной продольный рычаг 3 и тележка 7 шарн но соединены между собой двумя пар ми шарнирных стержней 22 расположе ных последовательно друг другу под углом между тележкой 7 и рычагом 3 Стержни 22 имеют свободу поворота только в плоскости вращения ведущи колес 1. Монорельсовый рычаг работает ел дующим образом. Если на тягач не действуют продольные усилия и двигатели выключе ны, то ведувще колеса 1 удерживают ся в контакте с рельсом 4 приспосо лениями начального затяга 21. При этом пружины,приспособлений 21 преодолевают вес рычага 3 и всех деталей и узлов, установленных на нем. Так как стержни 22 имеют своб ду поворота только в плоскости вра ния ведущих колес 1, то вертикальная продольная плоскость симметрии прижимного продольного рычага всег совпадает с той же плоскостью симметрии тележки. Если на ведущие колеса от привода передан крутящий момент,заставляющий их вращаться по часовой стрелке,то в зоне контакта ведущих- колес 1 с монорельсом 4 на колеса действует направленная справа налево, касательная реакция рельса, которая через веду- щие колеса 1, подшипники 2, правые Ьпоры 20 ( с двух сторон тягача/, правые стержни 19 передана на шарнир 18 правых коленчатых рычагов. При этом сдвоенные угловые рычаги повернутся относительно правых седел и передаваемое через них усилие увеличивается пропорционально соотношению длинного и короткого плеча. Это усилие приложено через стержень 16 и к прижимному продольному рычагу. Колеса 1 прижаты к рельсу нормальным усилием, пропорциональным касательной реакции рельса. Коэффициент про;порциональности между поперечным и продольными усилиями принимается в зависимости от величины минимального коэффициента сцепления, реализуемого в условиях расчетной работы тягача. Одновременно с передачей поперечных усилий через правые седла 10 на тележку 7 передается продольное усилие, равное касательной реакции монорельса 4, приложенной к ведущим колесам 1. Продольное усилие в данном случае выступает в качестве силы тяги, реализуемой при преодолении всех видов сопротивлений прицепных вагонеток и тележки 7 монорельсового тягача. Если при вращении ведущих колес по часовой стрелке на них передается тормозной момент от тормоза, то в работу включаются левые стержни 19 и левые из сдвоенных коленчатых рычагов, так как приложенное к колесам 1 тормозное усилие направлено слева направо. При вращении колес 1 против часовой стрелки в тяговом режиме продольные усилия передают левые из сдвоенных коленчатых рычагов,- а в: тормозном режиме тормозные усилия передают правые из сдвоенных коленчатых рычагов . Так как каждое из ведущих колес 1 и соответствующие ему опорные катки 5 находятся в одной поперечной плоскости, то изгиб рельса на верти кальных закруглениях пути вызывает значительно меньшие изменениярасстоя;ния между тапежкой 7 и прижимными продольными рычагами 3, чем, например, при центральном расположении ведущего колеса 1. Изменения расстояния между тележкой 7 и рычагом 3 про.порциональны их относительным продольным смещениям, которые вызывают поворот стержня 16. А так как погрешности в регулировании давления ведущих колес на рельс пропорциональны тангенсу угла поворота стержня 16, то в данном случае погрешности регулирования практически не значительно меньше. У предлагаемого тягача изгиб тео ретически отсутствует, так как полjKa подвержена, встречному сжатию. Эт позволяет утверждать, что деформаци рельса будут значительно уменьшены. Ожидаемый экономический эффект составляет около 20 тыс.руб. на один тягач в год. Формула изобретения Монорельсовый тягач, преимуществ Но для дорог со значительными углами наклона, содержащий составленную из пары продольных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, тележку, снабженную опорными катками, и тяго вый орган, включающий смонтированные на прижимном продольном рычаге, сое диненном при помощи сдвоенных колен чатых рычагов, и шарнирных стержней с продольными балками тележки, веду-, щие колеса, соединенные с приводом, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования давления ведущих колес на монорельс при прохождении вертикальных закруглений пути, тележка снабжена установленными симметрично относительно ее середины опорными сёдлами, оси катков и ведущих колес попарно размещены в одной поперечной плоскости, а сдвоенные коленчатые рычаги имеют М-образную форму, при этом их длинные плечи концами. Обращенными к продольному прижимному рычагу, соединены с последним при помощи расположенных параллельно монорельсу стержней, а концы продольного прижимного рычага шарнирно связаны с продольными балками тележки при помощи угловых стержней, имеющих возможность поворота в плоскости ведущих колес. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 670487, кл. В 61 В 13/04, 1978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Монорельсовый тягач | 1982 |
|
SU1050939A1 |
Монорельсовый тягач | 1982 |
|
SU1142338A1 |
Монорельсовый тягач | 1982 |
|
SU1050938A1 |
Монорельсовый тягач | 1984 |
|
SU1255490A1 |
Тяговое устройство для монорельсовой дороги | 1978 |
|
SU765068A1 |
Монорельсовый тягач | 1978 |
|
SU670487A1 |
Тяговый механизм транспортного средства для монорельсовой дороги | 1978 |
|
SU867737A1 |
Тяговое устройство | 1978 |
|
SU745749A1 |
ТЯГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ | 1972 |
|
SU328016A1 |
Тяговое устройство монорельсовой дороги | 1978 |
|
SU747759A1 |
/о/г JV«M
Авторы
Даты
1982-08-23—Публикация
1980-08-18—Подача