1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для коробок передач транспортных машин с дистанционным и автоматическим управлением.
В нзобретеннн но авт. св. № 2354532/11 описано устройство для переключения ступенчатых коробок передач транспортных машин преимуп1,ественно с дистанционным и автоматическим управлением. Это устройство вынолнено в виде силового цилиндра двустороннего действия, соединенного и корпусом с исполнительными рычагамн. Имеется управляемый стопорный механизм и система уиравления силовым цилиндром, содержащая киопкн управления включением передач, соленоиды стопоров, электроуправляемый клапан силового элемента, реле и контактные переключатели.
Однако это устройство нерационально использовать в ступенчатых коробках передач, имеющих три или четыре нснолннтельных рычага переключения передач, так как для переключения всех передач в этом случае потребуется установнть два таких устройства.
Цель изобретения - упрощение конструкции устройства.
Цель достигается тем, что кинематическая связь выполнена в виде двусторонних
кулис с пазами, соединенных шаршфно,- одна со штоком, а другая - с корпусом силового цнлиидра, а в назах.кулис размеН1,ены подшннннки нснолннтельпых рычагов 5 иереключення передач.
На чертеже дана схема устройства для
положения «Нейтраль в коробке передач.
Устройство содержит снловой элемент
двустороннего действия выполненный в виде гпдроцилиндра, щток 1 которого шариирио соединен с двусторонней кулисой 2. В пазы кулнсы введены шариконодщнпники 3 и 4, устаноБлснныс на пальцах рычага 5 включения nepBOii и второй иередач и рычага 6 включения третьей и четвертой передач. Рычаги жестко установлены на валиках 7 и 8 нереключення. Корпус гидроцилнндра 9 двусторонней кулиеы 10 через ПОДШИГ1НИКИ 11 и 12 соединен с рычагамн
20 13 Н 14 включения передач, закренленными на валиках 15 н 16 переключения.
Гидроцилиндр сообщаетея с магистраля ми гидросистемы электрокланаиом 17 с обыотка.чи 18 и 19 управления. Стопорный
25 механнз.м содержит четыре стопорных сектора 20-23, закрепленных иа валиках 7, 8, 15, 16 иереключеиия и имеющих но три иаза с уклонами.
Средние пазы каждого еектора соответет30 вуют нейтральному ноложению валиков ие3
реключення, а крайние пазы предназначены для фиксации включенной передачи. В средние пазы секторов входят стопоры 24- 27, размещенные в направляющих корпуса коробки передач. Стопоры поджимаются к секторам пружииами 28-31, включают блокирующие контакты 32-35, предназначенные для псключения одновремепиого включения нескольких передач, и соодиисны с сердечниками 36-39 солеиоидов 40-43. Сечение стопоров соответствует форме пазов стопорных секторов. Уклоны пазов и стопоров нредпазиачены для облегчення иоиадаипя стопора в паз двигающегося сектора. Ве;1ичнна уклонов не должна прсвышать величину углов трення данной пары, нначе возможны самоироизвольное расстонориванне валиков н моменты переключепнй. На валнках 7, 8, 15 и 16 переключепня передач закреплепы кулачки 44-i7, к выемкам которых иоджимаются толкатели 48-51 контактов 52-55, нейтрали с постоянно замкнутыми и иостояпно разомкиутымп контактами, включенных в систему уиравления силовым элементом д;1я отключеиия питающего ианряжеиия соленоидов после выхода соответствуюи),его валика из нейтрали прн включении передачи п для отключения иитаиия электрокланаиа ири возвращении соответствуюи-1,его валика в iieiiтраль.
Также в наиравляющих устаиовлеиы толкатели 56-63, конечных контактов 64-71, которые иредназначены для отклонення электрокланана к моменту иолиого включеиия соответствующей передачи для нодготовки командных цепей для последующего выключения передачи, иоэтому также имеют иостояино замкнутые и иостояиио разомкиутые контакты. Реле 72 и 73 с иостояино разомкнутым контактами 72-1 и 73-1 иредиазначены для управления электроклаианом по командам водителя, передаваемым с помощью контактов 74-81 управления включенпем 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8-й передач, а с помощью контакта 82 н реле 83 с контактами 83-1-83-7 на вык.люченне включенной нередачи.
Работу устройства рассмотрим на ири мере включения 1-й нередачн. Для ее включення необходнмо нажать на контакты 74. При этом замыкаются все иостоянно разомкнутые и размыкаются все иостоянно замкнутые контакты 74. Ианряжение с положительной клеммы источника питаиия через контакты 35, 34, 33, 74 подается через контакт 52 иа соленоид 40 стопора 24, а через коитакты 77, 76, 80, 78, 75, 71, 68, 67, 64 на обмотки 19 унравления электрокланана. Соленоид втягивает сердечник 36, сжнмая иружину 28 и выдвигая стопор 24 из внаднны стопорного сектора 20. Освобождается ва.тнк 7 переключення.
Одновременно срабатывает электрокланан 17, сообщая нравую нолость гидроцилиндра с нанорной магистралью, а левую - со слнвной.
А так как валикн 8, 15, 16 нереключения заетоиорены, то механнзм переключения получает только одну степень свободы. Шток 1 гидроцилиидра перемещается влево. Кулиса 2 вьшо.лняет качательпое движение относительно оси подшппника 4 ненодвпжного исполнительного рычага 6, перемеихая свободиый исиолиительный рычаг 5 валика 7 переключения. Кулачок 44 надавливает иа толкатель 48 контакта нейтралн. этом размыкаются постоянно замкнутые и замыкаются иостояиио разомкнутые контакты 52. Соленоид 40 обесточивается. Пруж1Ц1а 28 иоджимает стоиор 24 к иоверхиоети стонориого сектора 20. При дальиейшем повороте валика 7 кулачок 44 устаиавливает толкатель 56 коиечного контакта 64 первой передачи. Размыкаются иостоянно замкнутые контакты и замыкаются иостоянно разомкнутые коитакты 64. Прн этом обесточивается обмотка 19 уиравления электрогидроклаиана, и клаиан обе нолости гндроцилиндра соединяет со сливом. Шток 1 останавливается. Стонор 24 под действием пружины 28 входит в левый иаз сектора 20, ф1и сируя включеииую иервую передачу. Следует отметпть, что частичный стопор 24 из среднего паза сектора 20 сон)овождается освобождением коитакта 32 и размыкаиием всех ностояиио замкнутых контактов 32, чем блокируется включеиие любой из других иередач.
Для выключення передачи необходимо иажать иа контакт 82. При этом выключается контакт 74 мехаинческим устройством. Срабатывает реле 83, так как через контакты 52 и 82 его управляющая обмотка иодключается к источннку питаиия. Замыкаются все контакты 83. Через контакты 83-1 и 64 подается наиряжеине иа соленоид 40, который расстоноривает валик 7 иереключения. При этом механизм иереключеиия иередач иолучает одиу стеиеиь свободы. Через коитакты 83-5 и 64 иаиряжение иодается иа обмотку 18 управления электроклаиаиа и через коитакт 83-7 иа реле 73, ири срабатываиии которого замыкается контакт 73-1. Электроклаиаи 17 срабатывает, сообщает .тевую иолость цилиндра с папорпой магистралью, а нравую - со с.чнвной. Шток 1 перемещается вправо, а кулиса 2 вынолпяет качательное движение относительно оси иодшниника 4 ненодвижного исполпительпого рычага 6, включая первую передачу.
Освобождается толкатель 56, и коитакт 64 возвращается в исходиое положепие. При этом отключается солеиоид 40. Стопор 24 иружииой 28 поджимается к сектору 20. Обмотка 18 уиравления ннтается от источиика питапия через коитакты 83-5 и 73-1. Когда валик 7 ириближается к иейтрали, толкатель 48 входит в выемку 44, освобож
Авторы
Даты
1980-07-30—Публикация
1977-07-11—Подача