(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПОДАТЛИВОСТИ ДЕТАЛИ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ
1
Изобретение относится к технике измерения коэффициента податливости детали резьбового соединения, преимущественно статически неопределимых систем, и может быть использовано в машиностроении для определения параметров затяжки,работающих на растяжение, групповых резьбовых соединений.
При сборке корпусных деталей,имею-|о щих одинаковую податливость во всех их участках, стягиваемых отдельными болтами, применяют известные последовательности затяжки гаек групповых резьЬовых соединений с расчетной 5 силой i .
.Однако при сборке слсГжных корпусных деталей, представляющих собой статически неопределимые системы, с .различной податливостью участков, 20 стягиваемых отдельными болтами, определение правильной последовательности затяжки и требуемых сил вызывает большие затруднения. Для определения оптимальной затяжки таких 25 соединений необходимо замерить коэффициенты податливости отдельных уч&стков корпусной детали, стягивае-мых Кс1ждым из болтов, и изменение их в процессе сборки.30
Наиболее близким к изобретению является способ экспериментального замера коэффициента податливости корпусной детали, состоящей из двух втулок, при котором предварительно определяют коэффициент податливости системы болта с гайкой, вставляют болт в корпусную деталь и затягивают гайку на контролируемую силу, затем нагружают корпусную деталь замеренной растягивающей силой, замеряют общее усилие, действую.щее на болт, и по замеренным величинам рассчитывают коэффициент податливости корпусной детали 2 .
Однако этот способ не позволяет определить коэффициент податливости участка, относящегося к отдельному болту, сложной, статически неопределимой корпусной детали в групповом резьбовом соединении, например, в головке блока поршневого двигателя.
Целью настоящего изобретения является замер коэффициента податливости участка детали в групповом резьбовом соединении.
Эта цель достигается тем, что определяют силу затяжки гайки путем
предварительного затягивания гайки с замером предварительной силы за- тяжки и последуквдего доворачивания гайки на контролируемую величину угла ее поворота с замером значе- , НИН силы затяжки, соответствующей этому углу поворота, а о величине коэффициента податливости судят по замеренным значениям сил затяжки, угла поворота и величине шага резьбы На фиг. 1 изображен пример участка статически неопределимой корпусной детали группового резьбового соединения; на фиг. 2 - пример применения эквивалентной втулки для замера коэффициента податливости ввернутой шпильки.
Для замера коэффициента податливости Ag; участка 1 (фиг. 1) статически неопределимой корпусной детали соответствующего отдельному болту в групповом работающем на растяжение резьбовом соединении, при неизвестно величине внешней растягивающей силы, действующей на данный участок, применяют точно изготовленные болт 2 и гайку 3 с минимальной погрешностью изготовления шага мелкой резьбы 6 .
Используют для замера силы затяжки гайки известные способы и устройства, например, наклеивают на болт тензодатчики или применяют тензометрические болты с устройствами для замера силы.
Определяют известными способами коэффициент податливости g системы болта, шайбы 4 и гайки; например, путем замера зависимости удлинения болта от действующей на него осевой растягивающей силы с последующим расчетом.
Устанавливают оттарированный болт 2 в участок корпусной детали 1, коэффициент податливости которого необходимо замерить. Для уменьшения вляяния пластической деформации торца корпусной детали, соприкасакяцегося с торцом гайки, подкладывают под торец гайки смазанную тонкую шлифованную изготовленную из твердого материала шайбу 4. Наворачивают яа болт оттарированную вместе с ним гайку 3 и затягивают ее предварительно на контролируемую по величине силу затяжки Qj . Необходимую величину Q рассчитывают таким образом чтобы при последукхцей дополнительной затяжке завис(имость Q от угла поворота гайки (f 4 бы линейной. С целью уменьшения влияния щероховатости контактных поверхностей корпусной детали на точность замера производят повторные затяжки и ослабления гайки, например, не менее трек раз.
Доворачивают гайку от значения Q на контролируемую величину угла поворота (р . Для замера ; исполь8jnoT известные устройства, например г к стержню торцового ключа
прикрепляют стрелу, а к корпусйой детали концентрично оси болта градуированный диск. Для повышения точности замеров величину (р выбирают максимальной и такой, чтобы возникающие в болте напряжения не превышали предел пропорциональности его материала. Заменяют новое значение Qj.
По замеренным параметрам рассчитывают коэффициент податливости участка корпусной детали - , используя форялулу
Scf
/JAM Л КГС /
-Я,
зьо°(Оз2-ОзП
Аналогичным образом замеряют коэффициенты податливости других участков корпусной детали.
Для замера коэффициента податливости участка резьбового соединения, относящегося к системе болта, используют детали с известными коэффициента, -ш податливости. Например, для замера коэффициента податливости я щ шпильки 5 с учетом податливости участка корпусной детали 6, в котрую она ввернута, используют эквивалентную по площади поперечного сечения втулку 7 (фиг. 2) высотой L, равной высоте стягиваемой шпилькой детали. Предварительно замеряют известными способами податливость втулки 7 - в Силу затяжки гайки также контролируют известными способами, например, наклеивают на втулку тензодатчики. Замеряют аналогичным образом значения Q ., Q j Ч , S . По замеренным параметрам рассчитывают я щ , полагая в формуле f- Дб И Лц Ag; . Зная Я гл замеряют аналогичным способом коэффициент податливости Ъ.л относящегося к шпильке участка стягиваемой корпусной детсши.
Данный способ позволяет исследовать изменение коэффициентов податливости различных участков корпусной детали в процессе сборки группового резьбового соединения.Например, затягивают все гайки на одну и ту же силу затем доворачивают их на один и тот же угол cf и по разнице сил затяжки болтов Одг; определяют разницу податливоетеи участков корпусной детали и влияние на нее псхзледовательности затяжки гаек.
Формула изобретения
Способ определения коэффициента податливости детали резьбового соединения, включающий предварительное определение коэффициента податливости болта и замер силы эатяжки тайки/ отличающийся тем что, с целью замера коэффициента податливости участка детали в групповом резьбовом соединении,определяют силу затяжки гайки путем предварительного затягивания гайки с замером предварительной силы затяжки и последующего доворачивания гайки на конт- ррлируе иую величину угла ее поворота с замером значения силы затяжки, соответствующей этому углу поворота, а о величине коэффициента податливости судят по замеренным значениям сил
затяжки, угла поворота и величине шага резьбы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Новиков М.П. Основы технологии сборки машин и механизмов. Машиностроение, 1969, с. 152, 153.
2.Детали машин. Спрешочник, т.1. Машиностроение, 1968, с. 133-137 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ сборки групповых резьбовых соединений | 1982 |
|
SU1289665A1 |
СПОСОБ ЗАТЯЖКИ ГРУППОВЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 1999 |
|
RU2157313C1 |
Устройство для автоматической затяжки резьбовых соединений | 1982 |
|
SU1069984A1 |
Способ сборки групповых резьбовых соединений | 1983 |
|
SU1289666A1 |
Способ затяжки резьбовых соединений | 1987 |
|
SU1493454A1 |
Способ затяжки резьбовых соединений | 1990 |
|
SU1749013A1 |
Способ сборки резьбовых соединений | 1988 |
|
SU1579760A1 |
Способ сборки групповых резьбовых соединений | 1989 |
|
SU1738634A1 |
Способ затяжки резьбового соединения | 2015 |
|
RU2621749C2 |
Способ затяжки резьбовых соединений | 1990 |
|
SU1803617A1 |
фиг.1
Авторы
Даты
1980-09-15—Публикация
1978-05-15—Подача