I
Изобретен не относится к машиностроению, а нменно к приводам транспортных средств н может быть использовано на гндровозах, робусах, маховнчных рекуператорах, маневровых локоматнвах, дрезинах, и т. д, а также на электровозах, предназначенных для прохождения неэлектрофнцнрованных участков трассы.
Известен привод для траиспортных средств с инерционным силовым агрегатом, содержащий устанавливаемый с возможностью вращення иа транспортном сре дстве ведущий вал с маховиком, трансмиссию, включающую приводной вал, соединенные гибкой связью ведущую звездочку, установленную на приводирм валу, нительные муфты и механизмы управления. Трансмиссия выполиена гидравлической, состоящей из аксиально-поршневых двн-« гателя и гидронасоса.
Известная конструкция иcключaet лере« рузки узлов трансмнссии при резком изменении режима работы (торможение, переключенне на зарядку маховика), создает возможность поддерживания постоянной рабочей скорости иа трассе (1.
Недостатком известного устройства является наличие в нем, помнмо механической передачи, гидравлической системы, усложняющей Конструкцию привода и сннжающей его КПД.
Цель нзобретення - повышение КПД н упрощение конструкцин.
Указанная цель достигается тем, что в ведущей звездочке выполнено центральное отверстне, одна из ступеней которого выполнена в виде гладкого цнлнндрнческого
to отверстия, а другая - в внде отверстня с продольными шлицами, на ведущем валу установлены два раднально-упорных подщнпника, наружная обойма одного из которых неподвижно установлена в гладком цнлнндрическом отверстии звездочки, внут15ренняя его обойма установлена на ведущем валу с возможностью перемещения вдоль него, внутренняя обойма другого подщнпннка неподвнжно установлена на ведущем валу, а привод снабжен жестко связанной с наружной обоймой втулкой, на наружной поверхности которой выполнены .шлицы, взаимодействующие со шлицами ве дущей звездочки, между наружнымн обой; мами подщипннков размещены распорные упругие т лементы, а на конце вала установлен стягивающий внутренние обоймы подшипников регулирчжочный элемент. На чертеже схематически представлен привод, общий вид, Привод содержит устанавливаемый на транспортном средстве с возможностью вращения ведущий вал 2 с маховиком 3, трансмиссию, включающую приводной вал 4, соединенные гибкой связью 5 ведущую звез дочку 6, установленную на ведущем валу 2 с маховиком 3, и ведомую звездочку 7, установленную на приводном валу 4, соединительные муфты 8 и 9 и механизм 10 управления. I В ведущей звездочке 6 выполнено центральное ступенчатое отверстие, одна из (тупеней 11 которого выполнена в виде гладкого цилиндрического отверстия, а друг|ая ступень 12 - в виде отверстия с про-. Дольными шлицами 13, на ведущем валу 2 установлены два радиально-упорны.х подфнпиика И и }5. Подщипиик 14 включает внутреннюю 16 и наружную 17 обоймы, а подшипник 15 включает внутреннюю 18 и наружную 19 обоймы. Наружная обойма 19 подшипника 15 неподвижно установлена в гладком цилиндрическом отверстии, внутренняя его обойма 18 установлена на валу 2 с возможйостью перемещения вдоль неТо. Внутренняя обойма 16 подшипника 14 неподвижно установлена на ведущем валу 2, а привод снабжен жестко связанной с наружной обоймой 17 втулкой 20, на наружной поверхности которой выполнены шлицы 21, взаимодействующие со шлицами 13 ведущей звездочки 6. Между наружными обоймами 17 и 19 подшипников 14 и 15 размещены распорные упругие элементы 22, а на конце вала 2 установлен стягивающий внутренние обоймы 16 и 18 подшипников 14 и 15 регулировочный алемент, выполненный, например в виде гайки 23 и контргайки 24. На приводном валу 4 установлены приводные колеса 25, которые включаются с помощью муфты 9 и механима 10 управления. Устройство содержит также соединительную муфту 8, с помощью которой на маховик 3 передается раскручивающий момент при зарядке от зарядного двигателя. Привод работает следующим образом. Включается соединительная муфта 8 и через вал зарядный двигатель (на чертеже не показан) раскручивает маховик 3 до максимального рабочего числа оборотов, после чего муфта 8 отключаемся. Внутренние обоймы 16 и 58 радиально-упорных подшипников качения 14 и 15, вращаясь совместно с ведущим валом 2 маховика 3, передают при перекатывании тел вращения (шариков) постоянный крутящий момент на наружные обоймы 19 и 17. Величина этого момента зависит от усилия прижатия наружных обойм к внутренним через элементы качения, создаваемым упругим элементом (силовозбудителем) например в виде тарельчатой пружины, и коэффициента трения качения между поверхностью тел качения и обоймами подшипников 14 . Усилие же прижатия изменяется путем регулировки местоположения подшипника 15 гайкой 23 на валу 2, который поджимает упругий элемент 22. При регулировке ведущая звездочка 6 может ограниченно перемещаться в осевом направлении в пределах расположения ее внутренних шлицев 13, взаимодействующих со щлицами 21 втулки 20, закрепленной на наружной обойме подшипника 14. Постоянный крутящий момент с ведущей звездочки 6 посредством прнводного звена, например, ведомой звездочки 7 и гибкой связи 5, передается на приводные колеса 25 с заданным передаточным числом. Включение и выключение привода осуществляется механизмом 0 управления. Конструкция привода позволяет, не авиCHivio от скорости вращения .ма.ховика, передавать от «его к приводным колесам постоянный крутя;;ч,ий , равный Ма., Мое const, осевое распорное усилие между шарикоподшипникамк, создавае.мое силовозбудителега; «йм эффициент трения качения, зависит от материала, из кототорого изготовлены шарики и кольца шарикоподшипников; fiQ,.--радиус окружности, проходящей через центры шариков; 5йй тела качения (шарика). При использовании предлагаемого привода обеспечивается так называемая «мягкая характеристика, т. е. при внезапном изменении нагрузки (торможении) «жесткое звено привода - маховик - не передает всю свою энергию на элементы трансмиссии за счет перекатывания элементов качения (шариков) в радиально-упорных подшипниках качения, а татько калиброванную нагрузку - крутящий момент, на который настроен привод. Такая особенность привода позволяет добиться постоянной скорое- ти транспортного средства на трассе простой операцией: включеь1ием-выключепием привода. Таким образом, предлагаемый привод об ладает всеми преимуществами привода гидротрансмиссией, однако из-за отсутствия таковой в его составе КПД приводз повышается с О, 28 до 0,47. Кроме того, привод имеет упрощенную конструкцию, подобранную из готовых стандартных элементов, изготовленных с высокой точностью радиально-упорных подщипниксв кгчегнш, компактен и прост в нзготовленки при монтаже и в эксплузтрнии Формула изобретения Припал для транспортных средств с инерционным силовым агрегатом, содержащий устанавливаемый с возможностью вращения на транспортном средстве ведущий вал с маховиком, трансмиссию, включающую приводной вал, соединенные гибкой связью ведущую ззездочку, установленную на приводном валу, соединительные муфты и механизмы управления, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и упрощения конструкции, в ведущей звездочке выполнено центральное ступенчатое отверстие, одна из ступеней которого выполнена в виде гладкого цилиндрического отверстия, а другая - в виде отверстия с продольныМ.И шлицами, на ведущем валу устаноЕлены два радиально-упорных подшипника, наружная обойма одного из которых неподвижно установлена в гладком цилиндрическом отяерстии звездочки, внутренняя го обойма установлена на ведущем валу с возможностью перемощения вдоль него внутреняя обойма другого подщипника неподвижно установлена на ведущем валу, а привод снабжен жестко связанной с наружной обоймой втулкой, на наружной поверхности которой выполнены щлицы, взаимодействующие со шлицами ведущей звездочки, между наружными обоймами подшипников размещены распорные упругие элементы, а на конце вала установлен стягивающий внутренние обоймы подшипников регулировочный элемент. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Гулиа Н. В. Маковичные двигатели. М., «Машиностроение, 1976, с. 93-94, рис. 6 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Центральный редуктор ведущего моста транспортного средства | 1989 |
|
SU1703506A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Муфта предельного момента | 2015 |
|
RU2629414C2 |
Транспортное средство | 1986 |
|
SU1331674A1 |
Комплект унифицированных стоечно-корпусных принудительно-микровибрационных приводов модельных сборок со сменными почвообрабатывающими дисковыми орудиями и рабочими частями "ВИКОСТ" | 2016 |
|
RU2654869C1 |
Механизм отбора мощности транспортного средства | 1982 |
|
SU1164085A1 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДИЗЕЛЬ | 1997 |
|
RU2128774C1 |
Пружинная муфта сцепления | 1988 |
|
SU1564433A1 |
ТРАНСМИССИЯ ПОЛНОПРИВОДНОЙ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ | 2011 |
|
RU2567323C2 |
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1977-11-29—Подача