Способ компенсации люфта исполнительного устройства системы управления Советский патент 1980 года по МПК G05B5/01 

Описание патента на изобретение SU767698A1

Изобретение относится к способам компенсации нелинейности тила люфт, свойственной электромеханическим, механическим, пневматическим и гидравлическим элементам систем автоматического управления,. и может применяться в системах автоматического управления (САУ) современными высокоманевренными самолетами. Известен способ компенсации люфта в механической передаче, заключающий ся в суммировании сигнала управления с сигналом коррекции, причем сигнал коррекции формируют путем преобразования сигнала, пропорционального раз ности углов поворота входного и выходного валов механической передачи, в сигнал с тем же знаком и с постоян ной амплитудой, равной полузоне люфта 1. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ компенсации люфта исполнительного устройства, заключающийся в том, что оценивают знак производной сигнала управления, формируют ступен чатый сигнал коррекции, амплитуда ко торого равна полузоне люфта, а знак соответствует знаку производной сигнала управления, и смещают сигнал управления на входе исполнительного устройства на величину сигнала коррекции 2 . Недостатком этого способа является йевозможность точной компенсации люфта исполнительного устройства из-за изменения в процессе эксплуатации истинной ширины полузоны люфта, которая зависит от температуры окружающей среды, колебаний напряжения питания, степени износа и материала элементов исполнительного устройства. Таким образом, при использовании данного способа на практике может иметь Место перекомпенсация люфта исполнительного устройства, когда величина сигнала коррекции превышает истинную величину полузоны люфта, и недокомпенсация, когда величина сигнала коррекции меньше истинной величины полузоны люфта. В , замкнутой системе самолет-САУ суперекомпенсацияпривощественнаядит к возникновению автоколебаний, частота которых близка к частоте изгибных колебаний конструкции самолета, что может привести к разрушению самолета, а при существенной недокомпенсации возможно возникновение

айтоколебаний недопустимо большой амотйт5 лы, ухудшает точность управлерия,,.. .....

Целью изобретения является повышеиие точности компенсации люфт и тем самым увеличение точности управления. Это достигается тем, что по пред.рагаемому способу сигнал коррекции формируют в момент превышения абсолютной величиной производной сигнала yrt равления сигнала, пропорционального величине, полузоны люфта,

При этом величина сигнала -коррек ции.равна предельно допустимой ширине пВлузоны люфта,,,

-:,-,- На Риг.1 изображена .блок-схема -сйётемй, реализующей предлагаемый способ; на фиг,2- характеристика форШфс5ВЙ еля сигнала коррекции. ;

Сигнал f(1 коррекции формируют из управляющего сигнала х (), для §ге прёДй-арйтельно измеряют его гйроизводкую хс помощью измерителя . 1 производной. Знак сигнала коррек-, цйй устанавливают в соответствии со. Энакомпройз водной сйгн ал а упрйвления (см, характеристику формировате.ля 2 на фиг,2)Затем суммируют сиг- нал f(x)коррекции с сигналом х уп- зайления на сумматоре 3 и суммарный : сигнал у; подают на звено 4 (исполки тельное устройство), имеющее харак теристику типа люфт с полузоной Ь, , В отличие от способа по прототипу сигнал коррекции формируют только.в момент превышения абсолютной величиной производной /X/ сигнала х управ лёШя бй ггала:, пропорционального ве-.

личине b полузоны люфта, для чего; форгунрозатепь 2 сигнала коррекции иШёт-пЬлузоку неч увствительнастй, но скорости изменения производной сйгнал й управления равную а (фи,г.2) , Зн Чёйй;ё а зависит: от конкретных ха рактеристик исполнительного устрой ства и других элементов системы yrt р вйёнйя, а также от .конкретных параметров об.ъекта управления и опреде ляётСяэксперикенталыю, Целесообраэ-МЬдая Систем управления вй:бир ат

afb. Кроме того, величина оформир6- ё-а ййьго сигнала. коррекции должна

быть равна заданной предельно допустимой ширине полузоны люфта . В замкнутой системе управления.

автЪкблебанйя нроявлякэтся в процессе

.стабилизации, который характеризуется малыми величинами сигнала управления X и его производной х. Вследствие введения полузоны нечувствительности шириной а при формировании сигнала коррекции предлагаемый способ в процессе стабилизации может вызвать либо точную компенсацию люфта, когда

И , либо недокомпенb b

макс

сацию , когда b b ani-и ,

В первом случае автрколебания не имеют места, во-втором - частота их настолько мала.(десятые доли герца), ЧТО не является помехой процесса управления ,.

Использование данного способа 5 обеспечивает по сравнению с извест-. ными способами увеличение точности: управления вследствие увеличения тбчноЬти компенсации люфта и существенного уменьшения амплитуды аВтокоЯе- Q . бамий в замкнутой системе самолетСАУ вплотЁ До полного их устранения,

Формула изобретения

2S .

1. Способ компенсации люфта исполHHVejribHoro устройства системы управле.ния, заключающийся в формировании . из| сигнала управления сигнала коррек30 ций, знак которого соответствует зна ку| производной сигнала управления, та . суммировании сигнала коррекций с сйгналом управления, о т л и ч а ю щ и йс |я тем, что, с целью иовыигения точ35 ности компенсации люфта, сигнал

кЪрреки.ий форгшруют .S момент прешлшения абсолютной величиной-производной сигнала ущэавления. сигнала, пропорционального величине полузоны люф40 та. . . . .

2. Способ поп,1, отличаю.щ и и с я тем, что формируют сигнал коррекции, величина . которого равна предельно допустимой ширине полузоны

.,. Люфта. .: -

45 -.: I. - :..-;. ., .

Источники информации, . ,

f пjjйняt ыfeЙo бнЙМаМйе при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР . № 531127, кл. G 05 В .5/00, 1974.

50 :

2, Авторское свидетельство СССР № 234010, кл. G 05 В 5/00, 1968 (прототип) ,

Похожие патенты SU767698A1

название год авторы номер документа
Устройство для предотвращения автоколебаний в следящей системе 1982
  • Новиков Владислав Александрович
  • Ларионов Юрий Петрович
  • Путьков Владимир Филиппович
  • Рохманюк Сергей Васильевич
SU1084722A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Сухинин Б.В.
  • Сурков В.В.
  • Ловчаков В.И.
RU2154295C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Сухинин Б.В.
  • Нечепуренко Ю.Г.
  • Ловчаков В.И.
  • Сурков В.В.
RU2114455C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Соловьев Вячеслав Алексеевич
  • Зайченко Илья Владимирович
  • Гудим Александр Сергеевич
  • Горячев Владимир Федорович
RU2296355C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Сухинин Б.В.
  • Сурков В.В.
  • Ловчаков В.И.
  • Краснов К.В.
RU2143719C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Соловьев Вячеслав Алексеевич
  • Зайченко Илья Владимирович
  • Гудим Александр Сергеевич
  • Горячев Владимир Федорович
RU2289154C2
Устройство для компенсации нелинейности объекта типа "люфт 1983
  • Као Тиен Гуинь
  • Пичугин Евгений Дмитриевич
  • Прокофьев Владимир Евгеньевич
  • Рауль Ривас Перес
SU1108387A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Саранцев Станислав Сергеевич
  • Лысов Владимир Ефимович
RU2509328C2
СПОСОБ АВТОНАСТРОЙКИ КОМПЕНСАЦИИ ЕМКОСТНОЙ И АКТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРИ ДУГОВЫХ ЗАМЫКАНИЯХ НА ЗЕМЛЮ 1994
  • Целуевский Юрий Николаевич
  • Обабков Владимир Константинович
  • Ефимов Юрий Константинович
RU2074473C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ЛЮФТА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГОУСТРОЙСТВА 1969
SU243010A1

Иллюстрации к изобретению SU 767 698 A1

Реферат патента 1980 года Способ компенсации люфта исполнительного устройства системы управления

Формула изобретения SU 767 698 A1

SU 767 698 A1

Авторы

Власов Василий Петрович

Киселев Юрий Федорович

Любимов Николай Алексеевич

Чикулаев Мануил Сергеевич

Даты

1980-09-30Публикация

1977-12-29Подача