зан с другим плечом упомянутого двуплечего рычага.
На чертеже показана схема кинематической связи центробежного датчика и регулируемого органа насоса гидропередачи.
Устройство состоит из датчика нагрузки, выполненного в.виде датчика 1 перепада давления рабочей жидкости объемной гидропередачи, установленного в трансмиссии самоходной машины и имеющего чувствительный элемент в виде корпуса 2, выполненного подвижным в отношении неподвижного поршня 3 и связанного двуплечим рычагом 4 с подвижным элементом 5 центробежного датчика 6 частоты врашения двигателя. Центробежный датчик 6 смонтирован на валу 7 привода гидронасоса 8. На этом же валу 7 смонтирован датчик 9 угла наклона регулируемого органа гидронасоса 8. Он состоит из фигурного кулачка 10, который перемешается вдоль вала 7, фигурного кулачка И, имеющего возможность вращаться на том же валу 7 и связанного шарнирно тягой 12 с регулируемым органом гидронасоса 8. Между подвижным элементом 5 и фигурным кулачком 10 размещен упругий элемент 13. На свободный конец двуплечего рычага 4 опирается подпружиненный золотник 14 распределителя 15. Распределитель 15 связан трубопроводами 16 и 17 соответственно с источником давления 18 и гидробаком 19, а трубопроводами 20 и 21 с полостями гидроусилителя 22, разделенными поршнем 23, закрепленным на штоке 24, связанном с валом 25, на котором установлены два пространственных кулачка 26 и 27. Другой конец вала 25 заканчивается шлицевой поверхностью, на которой установлен рычаг задатчика 28 скорости движения самоходной машины.
Пространственный кулачок 26 соединен посредством толкателя 29, коромысла 30 и тяги 31 с рычагом 32 органа,33 изменения передаточного числа объемной гидропередачи. Пространственный кулачок 27 иосредством толкателя 34, коромысла 35, тяги 36 соединен с рычагом 37 органа 38 управления регулятором частоты врашения двигателя.
Работает устройство следуюшим образом.
При стоянке транспортного средства задатчик 28 скорости движения траисгориюго средства повернут назад (протии хода самоходной машины), пространственные кулачки 27 и 26 повернуты (если смотреть на них слева) до упора по часовой стрелке.
Если двигатель работает на холостом ходу, золотник 14 занимает относительно корпуса распределителя 15 среднее положение, тогда поршень 23 со штоком 24 пространственными кулачками 27 и 26 - крайнее правое. При этом толкатели 34 и 29 касаются таких поверхностей кулачков 27
и 26, что рычаг 37 оказывается повериутым в положение, соответствуюш,ее работе двигателя на минимальном скоростном , а рычаг 32 - в положение, обеспечиваюшее стоянку транспортного средства.
Желаемую скорость движения транспортного средства задает водитель, поворачивая задатчик 28 скорости движения до совмещения стрелки-указателя с соответствующим делением па шкале. При этом пространственные кулачки 27 и 26 поворачиваются к толкателям 34 и 29 поперечными сечениями такого профиля, чем обеспечивается заданная скорость движения.
Увеличение сопротивления движеиию транспортного средства улавливается датчиком I перепада давления рабочей жидкости гидроиередачи. При этом корпус 2
смещается вправо от своего средиего положения, вызывая тем самым иоворот против часовой стрелки двуплечего рычага 4 вокруг точки «А на подвижном элементе 5 центробежного датчика 6 частоты врашения двигателя и смещеиие золотиика 14 распределителя 15 влево от своего средиего положения. Правая полость гидроусилителя 22 соединяется с источником давления 18, а другая - с гидробаком 19. Поршеиь 23 со штоком 24 и пространствеииыми кулачками 27 и 26 смещается влево, а толкатель 34 перемещается вниз и через коромысло 35 и тягу 36 поворачивает рычаг 37 иротив часовой стрелки, увеличивая
тем самым частоту вращения двигателя. Это вызывает перемещение вправо подвижиого элемента 5 датчика 6 частоты вращения двигателя, которая так поворачивает двуплечий рычаг 4 вокруг точки «Б, что
золотник 14 прекращает процесс регулирования только при оптимальном сочетании значения крутящего момента и частоты вращения двигател-я.
Пространственный кулачок 26 через толкатель 29, коромысло 30 и тягу 31 поворачивает рычаг 32 по часовой стрелке. Передаточное число объемной гидропередачи при этом увеличивается, компенсируя j Beличение частоты вращения двигателя таКИМ образом, что задаииая скорость движения транспортного средства не меняется. В процессе регулироваиия передаточного числа объемной гидропередачи изменяется угол ан наклона регулируемого органа
гидронасоса 8. При увеличении угла осн регулируемого органа гидроиасоса 8 фигурный кулачок 11, связанный с ним щарнириой тягой 12, поворачивается иа валу 7, отодвигая фигурной поверхностью влево
фигурный кулачок 10, который сжимает упругий элемент 13. При этом подвижный элемент 5 центробежного датчика 6 частоты вращения двигателя смещается влево, увеличивая сигнал датчика 1 иерепада давления рабочей жидкости.
Если в процессе регулирования пространственные кулачки 27 и 26 подходят к толкателям 34 и 29 свонми правыми участками, то устройство поддерживает режим постоянной мощности двигателя. При этом цилиндрическая поверхность пространственного кулачка 27 удерживает посредством толкателя 34, коромысла 35 н тяги 36 рычаг 37 в положении максимальной частоты вращения двигателя, а осевое неремещение пространственного кулачка 26, вызываемое изменением момента сопротивления, нриводит лищь к изменению нередаточного числа насоса объемной гидронередачи для поддержания номинального значения крутящего момента двигателя. Это обеспечивает работу двигателя в постоянной мощности. Скорость движения транспортного средства становится меньше заданной и изменяется обратно нропорционально изменению нагрузки машины.
Использование устройства для автоматического унравления двигателем и объемной гидропередачей транспортного средства повышает точность работы носредством введения корректирующего сигнала о нагрузке двигателя по положению регулируемого органа гидронасоса.
Применение устройства на транспортных средствах с рег тируемой объемной гидропередачей, в частности на уннверсальнонропашных колесных тракторах, обеспечит повышение производительностн, снижение расхода топлива н улучшение условий труда водителей.
Данное устройство обеспечивает движение машины в двух режимах:
с постоянной заданной скоростью движения и автоматическим изменением режимов работы ДБигателя и гидронередачи по условию минимизации расхода топлива, если двигатель недогружен;
с полной нагрузкой двигателя, если максимальной мощности двигателя недостаточно для движения с заданной скоростью.
Формула изобретения Устройстпо для автоматического управлення двнгателем и объемной гидропередачей транспортного средства, содержащее гидроусилитель, два нространственных кулачка, установленных на валу, соединенном со штоком гидроусилителя, и связайных соответственно с органом унравления регулятора частоты вращения двигателя транспортного средства и органом изменення передаточного числа объемной гидронередачи, распределитель, датчик нагрузки и центробежный датчнк частоты вращения двигателя, имеющий нодвижный элемент с двуплечим рычагом, одно плечо которого связано с золотником помянутого распределителя, причем полости гидроусилителя сообщены посредством раснределнтеля с источником давления и гидробаком, отличающееся тем, что, с целью новышения точности в работе устройства путем использования перепада давления, оно снабжено датчиком угла наклона регулируемого органа насоса объемной гидропередачи, состоящим из двух фигурных кулачков, расположенных на валу двигателя и прижатых друг к другу фигурными новерхностями посредством упругого элемеита, расположенного между нодвнжным элементом центробежного датчика скорости двигателя транспортного средства н одним из дисков, причем последиий установлен на валу с возможностью осевого перемещення, а другой диск связан с регулируемым органом насоса объемной гидропередачи, при этом в качестве датчика нагрузки двигателя иснользован датчик неренада давления рабочей жидкости объемной гидропередачи, чувствительный элемент которого связан с другим плечом упомянутого двуплечего рычага.
Источники информации, нринятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР ЛЬ 138823, кл. В 60К 41/12, 1960 (прототип) . L-LLj Lj P f )} Ь
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для автоматическогоупРАВлЕНия дВигАТЕлЕМ и бЕССТупЕН-чАТОй ТРАНСМиССиЕй ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU802098A1 |
Двухрежимная трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1708669A1 |
Высевающий аппарат сеялки | 1982 |
|
SU1042644A1 |
Устройство управления механизмом подачи топлива и фрикционным многодисковым вариатором транспортного средства | 1987 |
|
SU1449379A1 |
Устройство для комбинированного управления двигателем и муфтой сцепления транспортного средства | 1988 |
|
SU1523415A1 |
Привод независимого вала отбора мощности транспортного средства | 1977 |
|
SU747746A1 |
Устройство для автоматического управления двигателем и бесступенчатой трансмиссией транспортного средства | 1976 |
|
SU763161A1 |
СИСТЕМА ПРИВОДА МОБИЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2480352C1 |
Устройство для автоматического управления двигателем и бесступенчатой трансмиссией самоходной машины | 1985 |
|
SU1350048A1 |
Автоматическая линия для изготовления арматурных каркасов | 1984 |
|
SU1337176A1 |
Авторы
Даты
1980-10-07—Публикация
1976-05-26—Подача