1
Изобретение относится к области автотракторостроения, в частности к управлению транспортным средством.
Наиболее близким к изобретению из известных технических решений является транспортное средство, содержащее управляемый передний и задний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего моста, силовой цилиндр которой гидравлически связан посредствем клапана управления с источником давления, причем клапан управления выполнен в виде следящего механизма, кинематически связанного с тормозной педалью, вариатор с органом управления, установленный между фрикционной муфтой и управляемым передним ведущим мостом, и распределительный золотник рулевого механизма, гидравлически соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом 1.
Недостатком известного устройства является то, что при торможении на криволинейном участке пути, вследствие прохождения передними и задними колесами по кривым разного радиуса, появляется и увеличивается при уменьщении радиуса поворота кинематическое несоответствие между окружными скоростями передних и задних колес. При этом соотнощение угловых скоростей одинаковое, но передние колеса ироходят по кривым больщого радиуса, а задние - меньщего. В результате при торможении транспортного средства на повороте из-за неравномерного нарастания удельных тормозных СИЛ на ведущих мостах появляются значительные но величине динамические нагрузки в трансмиссии (между ведущими мостами) и увеличивается износ щин.
Цель изобретения - уменьщение износа щин и динамических нагрузок в трансмиссии путем регулирования при торможении на повороте окружиых скоростей передних и задних колес.
Указанная цель достигается тем, что транспортное средство снабжено гидравлическим цилиндром, щток которого соединен с органом управления варнатора, а рабочне полостн сообщены с распределптельным золотником и клапаном управления.
На чертеже представлена кинематическая схема транспортного средства.
Транспортное средство содержит управляемый передний 1 и задний 2 ведущие мосты, которые связаны между собой фрнкциоииой муфтой 3 и вариатором 4.
Задний мост 2 имеет тормозные механизмы 5, а передннй - рулевой механизм, состоящий из распределительного золотника 6, гидравлически связанного с источником 7 давления и исполнительным механизмом 8, в свою очередь соединенным с рулевой трапецией 9. Гидравлическая система унравлениятормозными механизмами 5 заднего моста 2 содержит главный тормозной цилиндр 10, источник 11 давления. Управление цилиндром 10 осуществлено с места водителя тормозной недалью 12, которая кинематически связана с клапаном 13 управления, включенным в нагнетательную магистраль силового цилиндра 14 управления фрикционной муфтой 3. Вариатор 4 состоит соответственно из ведущего 15 и ведомого 16 элементов, а также органа 17 унравления, соедииенного с щтоком гидравлического цилиндра 18. Последний рабочей полостью 19 соединен с распределительным золотником 6, а полость 20 гидравлически связана с клананом 13 управления. При нажатии на тормозную недаль 12 во время движения на прямолинейном участке пути рабочая жидкость от источника И давления поступает по следующим направлениям: через клапан 13 унравления к силовому цилиндру 14 и рабочей полости 20 гидравлического цилиндра 18 и главному тормозному цилиндру 10, а оттуда к тормозным механизмам 5 заднего ведущего моста 2. Увеличение давления в рабочих полостях тормозных механизмов 5 вызывает нарастание тормозных сил на колесах заднего моста 2 и за счет включения фрикционной муфты 3 на колесах переднего моста. Устранение кинематического несоответствия, возникающего за счет изменения радиусов колес при торможении, происходит вследствие изменения нередаточного числа вариатора 4 пропорционально давлению в тормозной системе. То есть орган 17 управления вариатора 4 устанавливается в требуемое положение соответственно между ведущим 15 и ведомым 16 элементами при помощи штока гидравлического цилиндра 18. Прн этом давление в полости 20 регулируется клапаном 13 унравления, выполненным в виде следящего механизма прямого действия. Источник 7 давления, питающий рулевой механизм, в это время соединен распределительным золотником 6 со сливом, и давление рабочей жидкости в полости 19 отсутствует. При необходимости соверщения в момент торможения изменения направления движения воздействуют на рулевой механизм, в результате распределительный золотник 6 в соответствии с требуемым углом поворота трапеции 9 подает рабочую жидкость в соответствующие полости исполнительного механизма 8 и рабочую полость 19 гидравлического цилиндра 10. Необходимо отметить, что орган 17 управления вариатором 4 за счет связи со щтоком гидравлического цилиндра переместится, изменив передаточиое отношение вариатора 4. Указанное устранит кинематическое несоответствие, возникающее вследствие движения иередних и задних колес по разным радиусам. При возвращении на прямолинейный участок пути рабочая полость 19 гидравлического цилиндра 18 соединится распределительным золотником 6 со сливом. Передаточное число вариатора 4 будет пропорционально только эффективности торможения. При оттормаживании тормозная педаль 12 возвращается в исходное иоложение, а орган 17 управления вариатором 4 устанавливается в нейтральное положение. Цилиндр 14 фрикционной муфты 3 соединяется со сливом, и снижается давление в тормозных механизмах 5 заднего моста 2. Формула изобретения Транспортное средство, содержащее управляемый передний и задний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего моста, силовой цилиндр которой гидравлически связан посредством клапана управления с источником давления, причем клапан управления вынолнен в виде следящего механизма, кинематически связанного с тормозной педалью, вариатор с органом управления, установленный между фрикционной муфтой и управляемым передним ведущим мостом и распределительный золотник рулевого механизма,гидравлически соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, отличающееся тем, что, с целью уменьшения износа шин и динамических нагрузок в трансмиссии путем регулирования при торможении на повороте окружных скоростей передних и задних колес, оно снабжено гидравлическим цилиндром, шток которого соединен с органом управления вариатора, а рабочие полости сообщены с распределительным золотником и клапаном управления. Источники информации, принятые во внимание при экснертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2518792/27-11, кл. В 60К 41/24, 1977 (прототип).
гСБ/-
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство | 1979 |
|
SU770867A1 |
Транспортное средство | 1979 |
|
SU887306A2 |
Транспортное средство | 1981 |
|
SU1008041A1 |
Колесное транспортное средство | 1981 |
|
SU1009826A1 |
Транспортное средство | 1977 |
|
SU650851A2 |
Транспортное средство | 1982 |
|
SU1087385A2 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU882797A1 |
Транспортное средство | 1982 |
|
SU1049301A2 |
Транспортное средство | 1990 |
|
SU1750992A1 |
Транспортное средство | 1979 |
|
SU872345A1 |
Авторы
Даты
1979-09-30—Публикация
1978-05-15—Подача