Транспортное средство Советский патент 1981 года по МПК B60T8/26 

Описание патента на изобретение SU887306A2

1

Изобретение относится к автотракторостроению и, в частности, к управлению транспортным средством в ведущем и тормозном режимах.

По основному авт. св. № 770867 известно транспортное средство, содержащее управляемый передний и задний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего моста, силовые цилиндры, которые гидравлически связаны с источником давления посредством клапанов управления, одип из которых выполнен в виде следящего механизма, кинематически связанного с тормозной ледалью, вариатор с органом управления, установленный меладу фрикционной муфтой и управляемым передним ведущим мостом, золотниковый распределитель рулевого механизма, гидравлически соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, гидравлический цилиндр, разделенный ступенчатым порщнем на щтоковую, рабочую и бесштоковую полости, При этом шток порщня соединен с органом управления, а рабочая полость сообщена с золотниковым распределителем, подвески переднего и заднего мостов и трехпозиционного следящего золотникового распределителя, причем в золотнике последнего выполнены каналы для соединения в Первой позиции бесштоковой полости

гидравлического цилиндра со сливом и штоковой полости с источником давления, во второй позиции - для соединения обеих этих Полостей со сливом, а в третьей - для 5 соединения штоковой лолости гидравлического цилиндра со сливом и бесштоковой полости с источником давления, при этом торцовые полости, образованные корпусом дополнительного распределителя и торца10 ми золотника, подключены соответственно

к подвескам переднего и заднего мостов 1.

Недостатком известного транспортного

средства является то, что при движении на

затяжных уклонах в результате действия

15 на тормозную ледаль перегреваются тормозные механизмы. При этом происходит структурное изменение фрикционных накладок тормозов, и они теряют свою эффективность, т. е. снижается их долговечность.

20 Целью изобретения является повыщенпе долговечности тормозных механизмов путем использования на затял ных спусках вариатора в качестве бесступенчатого тормоза замедлителя.

25 Это достигается тем, что второй из клапанов управления выполнен в виде золотникового распределителя следящего действия, имеющего каналы для соединения второй рабочей полости гидравлического ци30 линдра и рабочей лолости силового цилиндра фрикционной муфты с нсточником давления. На чертеже представлена кинематическая схема предлагаемого трансиортного средства. Транспортное средство содержит управляемые передний и задний ведущие мосты 1 и 2, которые связаны между собой фрикционной муфтой 3 и вариатором 4, и тормозные механизмы 5. Передний мост 1 имеет рулевой механизм с золотниковым распределителем 6, гидравлически связанным с источником 7 давления и исполнительным механизмом 8, в свою очередь соединенным с рулевой трапецией 9. Гидравлическая система управления тормозными механизмами 5 заднего моста содержит главный тормозной цилиндр 10 и источник давления 11. Управление цилиидром 10 осуществляется с моста водителя тормозной педалью 12, которая кинематически связана со следящим клапаном 13 управления, включенным в нагнетательную магистраль силового цилиндра 14 управления фрикционной муфтой 3. Последняя может быть включена и силовым цилиндром 15, управляемым трехлозиционным золотниковым распределителем 16, имеющим связь с источником 7 давления и сливом. Трехпозиционный золотниковый распределитель 16 может управляться вручную водителем или с помощью датчика, фиксирующего буксование задних колес. Вариатор 4 состоит соответственно из ведущего и ведомого элементов 17 и 18, а также органа 19 управления, соединенного со штоком гидравлического цилиндра 20. Последний рабочей полостью 21 соединен с золотниковым распределителем 6, бесштоковой полостью 22 и щтоковой 23 - с дополнительным трехлозиционным следящим золотниковым распределителем 24, а рабочей полостью 25 - с трехлозиционным золотниковым раснределителем 16. В дополнительном трехпозиционном золотниковом распределителе 24 выполнены каналы для соединения в лервой позиции бесштоковой полости 22 гидравлического цилиндра со сливом и щтоковой 23 - с источником 7 давления, во второй лозиции - полостей 22 и 23 со сливом, в третьей - штоковой полости 23 со сливом и бесштоковой 22 с источником 7 давления. При этом торцовые полости 26 и 27, образованные корпусом распределителя 24 и торцами золотника, подключены соответственно к трубопроводам 28 и 29, соединенным с рабочими полостями цилиндров передней и задней подвесок мостов 1 и 2 (на чертеже неПоказаны). Предлагаемое транспортное средство работает следующим образом. При движении транспортного средства па прямолинейном участке без буксования колес заднего моста 2 и при отсутствии нажатия на тормозную ледаль 12 силовые цилиндры 14 II 15 соединены со сливом п муфта 3 не подключает передний мост 1 к заднему. Распределитель 6 соединяет исполнительный механизм 8 и рабочую полость гидравлического цилиндра 20 со сливом. Трехпозиционный золотниковый распределитель 24 занимает вторую позндпю, при которой полости 22 и 23 также сообщены со сливом. В случае нрезыщения допустимого буксования задних колес водитель (или датчик, фиксирующий буксование колес) воздействует на трехпозиционный золотниковый распределитель 16, который, перемещаясь вниз, соединяет силовой цилиндр 15 с источником давления и, таким образом, включается фрикционная муфта 3, а значит, подключается передпий мост 1, тем самым повышая проходимость трапспортного средства. Вариатор 4 сохраняет требуемое соотношение в угловых скоростях колес переднего 1 и заднего 2 мостов. В случае установки на транспортное средство навесных машин его развесозка изменяется, и трехпозиционный золотниковый распределитель 24, управляемый от подвески, своевременно соединит требуемую полость гидравлического цилиндра 20 с источником 7 давления. Этим вызывается неремещение органа 19 управления вариатором 4 и выравнивание окружных скоростей колес. При прекращении буксования задних колес трехпозиционный золотниковый распределитель 16 возвращается в исходное положение и соединяет силовой цилиндр 15 со сливом. В этом случае фрикционная муфта 3 выключается, т. е. передний мост 1 отключается от заднего моста 2. При нажатии на тормозную педаль 12 во время движения на прямолинейном участке пути рабочая жидкость от источника давления 11 поступает через клапан 13 управления к силовому цилиндру 14 и к главному тормозному цилиндру 10, а отт}да к тормозным механизмам 5 заднего моста 2. Увеличение давления в рабочих полостях тормозных механизмов 5 вызывает нарастание тормозных сил на колесах заднего моста 2 из-за включения фрикционной муфты 3 на колесах переднего моста 1. Устрапение кинематического несоответствия, возникающего из-за изменения радиусов колес при торможении, происходит вследствие изменения передаточного числа вариатора 4 в зависимости от перераспределения веса по мостам транспортного средства. Это перераспределение приводит к увеличению давления в рабочих полостях цилиндров подвески переднего моста 1 и уменьшению давления в упомянутых полостях подвески заднего моста 2. В результате под действием разности давлений в трубопроводах 28 и 29, а значит, и в торцовых

полостях 26 и 27 трехпозиционного золотникового распределителя 24 его золотник займет первую позицию. В этом случае от источника 7 давление поступает в штоковую полость 23 гидравлического цилиндра 20, вызывая Перемещение органа 19 управления и тем самым приводя в соответствие окружные скорости передних и задних колес.

Поскольку трехпозиционный золотниковый распределитель 24 выполнен следящим, в зависимости от изменения давления в подвесках переднего и заднего мостов он занимает требуемую позицию, изменяя давление в полостях 22 и 23 гидравлического цилиндра 20 пропорционально перераспределению веса между мостами 1 и 2 И этим поддерживая оптимальный режим вращения колес.

При необходимости в момент торможения или буксования задних колес изменения направления движения воздействуют на рулевой механизм, в результате распределитель 6 в соответствии с требуемым углом поворота траледии 9 -подает рабочую жидкость в соответствующие полости исполнительного механизма 8 и рабочую полость 21 гидравлического цилиндра 20. Орган 19 управления вариатором 4 за счет связи со щтоком гидравлического цилиндра переместится, изменив передаточное отнощение вариатора 4. В результате устранится кинематическое несоответствие, возникающее вследствие движения передних и задних колес по различным радиусам кривизны. При возвращении на прямолинейный участок пути рабочая ПОЛость 21 гидравлического цилиндра 20 соединяется распределителем 6 со сливом, и передаточное число вариатора будет зависеть только от перераспределения веса по мостам транспортного средства.

При оттормаживании тормозная педаль 12 возвращается в исходное Положение, а орган 19 управления вариатора 4 устанавливается в нейтральное положение. В результате цилиндр 14 фрикционной муфты 3 соединяется со сливом и снижается давление в тормозных механизмах 5 заднего моста 2.

При движении транспортного средства на затяжных уклонах -подтормаживание тормозными механизмами 5 нецелесообразно, поскольку это вызывает их перегрев. Поэтому водитель воздействует на трехпозиционный золотниковый распределитель 16,

перемещая его вверх.

В этом случае от источника 7 давления жидкость поступает в рабочую полость 25 гидравлического цилиндра 20, вызывая перемещение органа 19 управления, и одновременно в силовой цилиндр 15, включая фрикционную муфту 3, т. е. подключая передний мост 1. Перемещение органа 19 управления увеличивает кинематическое несоответствие, и окружные скорости передних и задних колес транспортного средства, которые ранее были в соответстБпи, изменяются. Из-за возникающей разницы окружных скоростей колес возникает тормозной момент, который -препятствует увеличению

скорости движения на затяжных уклонах.

При возвращении водителем трехпозиционного золотникового распределителя 16 в исходное -положение силовой цилиндр 15 и рабочая полость 25 гидравлического цилиндра 20 соединяются со сливом. В этом случае фрикционная муфта 3 выключается и передний мост 1 отключается.

Изобретение позволяет повысить долговечность тормозных механизмов в среднем

на 15-20%.

Формула изобретения

Транспортное средство по авт. св.

№ 770867, отличающееся тем, что, с целью повыщения долговечности тормозных механизмов путем использования на затяжных спусках вариатора в качестве бесступенчатого тормоза замедлителя, второй пз

клапанов управления выполнен в виде золотникового распределителя следяп1:его действия, имеющего каналы для соединения второй рабочей полости гидравлического цилиндра и рабочей полости силового цилиндра фрикционной муфты с источником давления.

Источники информацг1И, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N° 770867, кл. В БОТ 8/26, 17.01.1979.

Похожие патенты SU887306A2

название год авторы номер документа
Транспортное средство 1979
  • Богдан Николай Владимирович
  • Бойков Владимир Петрович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU770867A1
Транспортное средство 1982
  • Расолько Александр Михайлович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1049301A2
Транспортное средство 1980
  • Богдан Николай Владимирович
  • Ивандиков Михаил Петрович
  • Расолько Александр Михайлович
SU882797A1
Колесное транспортное средство 1981
  • Яцкевич Владимир Владимирович
  • Шавель Анатолий Андреевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Гуськов Валерий Владимирович
SU1009826A1
Транспортное средство 1978
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Гуськов Валерий Владимирович
SU688353A1
Транспортное средство 1983
  • Богдан Николай Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Поварехо Александр Сергеевич
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1129087A1
Транспортное средство 1990
  • Богдан Николай Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1750992A1
Транспортное средство 1988
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Сергиенко Дмитрий Егорович
  • Майданюк Владимир Григорьевич
SU1555149A1
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Баторшин В.П.
  • Галемов Т.Т.
  • Голоскин Е.С.
RU2232685C1
Транспортное средство 1977
  • Богдан Николай Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Расолько Александр Михайлович
SU650851A2

Иллюстрации к изобретению SU 887 306 A2

Реферат патента 1981 года Транспортное средство

Формула изобретения SU 887 306 A2

SU 887 306 A2

Авторы

Богдан Николай Владимирович

Молош Григорий Антонович

Расолько Александр Михайлович

Романчик Евгений Анатольевич

Даты

1981-12-07Публикация

1979-12-06Подача