1
Изобретение относится к автотракторостроению и, в частности, к управлению транспортным средством в ведущем и тормозном режимах.
По основному авт. св. № 770867 известно транспортное средство, содержащее управляемый передний и задний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего моста, силовые цилиндры, которые гидравлически связаны с источником давления посредством клапанов управления, одип из которых выполнен в виде следящего механизма, кинематически связанного с тормозной ледалью, вариатор с органом управления, установленный меладу фрикционной муфтой и управляемым передним ведущим мостом, золотниковый распределитель рулевого механизма, гидравлически соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, гидравлический цилиндр, разделенный ступенчатым порщнем на щтоковую, рабочую и бесштоковую полости, При этом шток порщня соединен с органом управления, а рабочая полость сообщена с золотниковым распределителем, подвески переднего и заднего мостов и трехпозиционного следящего золотникового распределителя, причем в золотнике последнего выполнены каналы для соединения в Первой позиции бесштоковой полости
гидравлического цилиндра со сливом и штоковой полости с источником давления, во второй позиции - для соединения обеих этих Полостей со сливом, а в третьей - для 5 соединения штоковой лолости гидравлического цилиндра со сливом и бесштоковой полости с источником давления, при этом торцовые полости, образованные корпусом дополнительного распределителя и торца10 ми золотника, подключены соответственно
к подвескам переднего и заднего мостов 1.
Недостатком известного транспортного
средства является то, что при движении на
затяжных уклонах в результате действия
15 на тормозную ледаль перегреваются тормозные механизмы. При этом происходит структурное изменение фрикционных накладок тормозов, и они теряют свою эффективность, т. е. снижается их долговечность.
20 Целью изобретения является повыщенпе долговечности тормозных механизмов путем использования на затял ных спусках вариатора в качестве бесступенчатого тормоза замедлителя.
25 Это достигается тем, что второй из клапанов управления выполнен в виде золотникового распределителя следящего действия, имеющего каналы для соединения второй рабочей полости гидравлического ци30 линдра и рабочей лолости силового цилиндра фрикционной муфты с нсточником давления. На чертеже представлена кинематическая схема предлагаемого трансиортного средства. Транспортное средство содержит управляемые передний и задний ведущие мосты 1 и 2, которые связаны между собой фрикционной муфтой 3 и вариатором 4, и тормозные механизмы 5. Передний мост 1 имеет рулевой механизм с золотниковым распределителем 6, гидравлически связанным с источником 7 давления и исполнительным механизмом 8, в свою очередь соединенным с рулевой трапецией 9. Гидравлическая система управления тормозными механизмами 5 заднего моста содержит главный тормозной цилиндр 10 и источник давления 11. Управление цилиидром 10 осуществляется с моста водителя тормозной педалью 12, которая кинематически связана со следящим клапаном 13 управления, включенным в нагнетательную магистраль силового цилиндра 14 управления фрикционной муфтой 3. Последняя может быть включена и силовым цилиндром 15, управляемым трехлозиционным золотниковым распределителем 16, имеющим связь с источником 7 давления и сливом. Трехпозиционный золотниковый распределитель 16 может управляться вручную водителем или с помощью датчика, фиксирующего буксование задних колес. Вариатор 4 состоит соответственно из ведущего и ведомого элементов 17 и 18, а также органа 19 управления, соединенного со штоком гидравлического цилиндра 20. Последний рабочей полостью 21 соединен с золотниковым распределителем 6, бесштоковой полостью 22 и щтоковой 23 - с дополнительным трехлозиционным следящим золотниковым распределителем 24, а рабочей полостью 25 - с трехлозиционным золотниковым раснределителем 16. В дополнительном трехпозиционном золотниковом распределителе 24 выполнены каналы для соединения в лервой позиции бесштоковой полости 22 гидравлического цилиндра со сливом и щтоковой 23 - с источником 7 давления, во второй лозиции - полостей 22 и 23 со сливом, в третьей - штоковой полости 23 со сливом и бесштоковой 22 с источником 7 давления. При этом торцовые полости 26 и 27, образованные корпусом распределителя 24 и торцами золотника, подключены соответственно к трубопроводам 28 и 29, соединенным с рабочими полостями цилиндров передней и задней подвесок мостов 1 и 2 (на чертеже неПоказаны). Предлагаемое транспортное средство работает следующим образом. При движении транспортного средства па прямолинейном участке без буксования колес заднего моста 2 и при отсутствии нажатия на тормозную ледаль 12 силовые цилиндры 14 II 15 соединены со сливом п муфта 3 не подключает передний мост 1 к заднему. Распределитель 6 соединяет исполнительный механизм 8 и рабочую полость гидравлического цилиндра 20 со сливом. Трехпозиционный золотниковый распределитель 24 занимает вторую позндпю, при которой полости 22 и 23 также сообщены со сливом. В случае нрезыщения допустимого буксования задних колес водитель (или датчик, фиксирующий буксование колес) воздействует на трехпозиционный золотниковый распределитель 16, который, перемещаясь вниз, соединяет силовой цилиндр 15 с источником давления и, таким образом, включается фрикционная муфта 3, а значит, подключается передпий мост 1, тем самым повышая проходимость трапспортного средства. Вариатор 4 сохраняет требуемое соотношение в угловых скоростях колес переднего 1 и заднего 2 мостов. В случае установки на транспортное средство навесных машин его развесозка изменяется, и трехпозиционный золотниковый распределитель 24, управляемый от подвески, своевременно соединит требуемую полость гидравлического цилиндра 20 с источником 7 давления. Этим вызывается неремещение органа 19 управления вариатором 4 и выравнивание окружных скоростей колес. При прекращении буксования задних колес трехпозиционный золотниковый распределитель 16 возвращается в исходное положение и соединяет силовой цилиндр 15 со сливом. В этом случае фрикционная муфта 3 выключается, т. е. передний мост 1 отключается от заднего моста 2. При нажатии на тормозную педаль 12 во время движения на прямолинейном участке пути рабочая жидкость от источника давления 11 поступает через клапан 13 управления к силовому цилиндру 14 и к главному тормозному цилиндру 10, а отт}да к тормозным механизмам 5 заднего моста 2. Увеличение давления в рабочих полостях тормозных механизмов 5 вызывает нарастание тормозных сил на колесах заднего моста 2 из-за включения фрикционной муфты 3 на колесах переднего моста 1. Устрапение кинематического несоответствия, возникающего из-за изменения радиусов колес при торможении, происходит вследствие изменения передаточного числа вариатора 4 в зависимости от перераспределения веса по мостам транспортного средства. Это перераспределение приводит к увеличению давления в рабочих полостях цилиндров подвески переднего моста 1 и уменьшению давления в упомянутых полостях подвески заднего моста 2. В результате под действием разности давлений в трубопроводах 28 и 29, а значит, и в торцовых
полостях 26 и 27 трехпозиционного золотникового распределителя 24 его золотник займет первую позицию. В этом случае от источника 7 давление поступает в штоковую полость 23 гидравлического цилиндра 20, вызывая Перемещение органа 19 управления и тем самым приводя в соответствие окружные скорости передних и задних колес.
Поскольку трехпозиционный золотниковый распределитель 24 выполнен следящим, в зависимости от изменения давления в подвесках переднего и заднего мостов он занимает требуемую позицию, изменяя давление в полостях 22 и 23 гидравлического цилиндра 20 пропорционально перераспределению веса между мостами 1 и 2 И этим поддерживая оптимальный режим вращения колес.
При необходимости в момент торможения или буксования задних колес изменения направления движения воздействуют на рулевой механизм, в результате распределитель 6 в соответствии с требуемым углом поворота траледии 9 -подает рабочую жидкость в соответствующие полости исполнительного механизма 8 и рабочую полость 21 гидравлического цилиндра 20. Орган 19 управления вариатором 4 за счет связи со щтоком гидравлического цилиндра переместится, изменив передаточное отнощение вариатора 4. В результате устранится кинематическое несоответствие, возникающее вследствие движения передних и задних колес по различным радиусам кривизны. При возвращении на прямолинейный участок пути рабочая ПОЛость 21 гидравлического цилиндра 20 соединяется распределителем 6 со сливом, и передаточное число вариатора будет зависеть только от перераспределения веса по мостам транспортного средства.
При оттормаживании тормозная педаль 12 возвращается в исходное Положение, а орган 19 управления вариатора 4 устанавливается в нейтральное положение. В результате цилиндр 14 фрикционной муфты 3 соединяется со сливом и снижается давление в тормозных механизмах 5 заднего моста 2.
При движении транспортного средства на затяжных уклонах -подтормаживание тормозными механизмами 5 нецелесообразно, поскольку это вызывает их перегрев. Поэтому водитель воздействует на трехпозиционный золотниковый распределитель 16,
перемещая его вверх.
В этом случае от источника 7 давления жидкость поступает в рабочую полость 25 гидравлического цилиндра 20, вызывая перемещение органа 19 управления, и одновременно в силовой цилиндр 15, включая фрикционную муфту 3, т. е. подключая передний мост 1. Перемещение органа 19 управления увеличивает кинематическое несоответствие, и окружные скорости передних и задних колес транспортного средства, которые ранее были в соответстБпи, изменяются. Из-за возникающей разницы окружных скоростей колес возникает тормозной момент, который -препятствует увеличению
скорости движения на затяжных уклонах.
При возвращении водителем трехпозиционного золотникового распределителя 16 в исходное -положение силовой цилиндр 15 и рабочая полость 25 гидравлического цилиндра 20 соединяются со сливом. В этом случае фрикционная муфта 3 выключается и передний мост 1 отключается.
Изобретение позволяет повысить долговечность тормозных механизмов в среднем
на 15-20%.
Формула изобретения
Транспортное средство по авт. св.
№ 770867, отличающееся тем, что, с целью повыщения долговечности тормозных механизмов путем использования на затяжных спусках вариатора в качестве бесступенчатого тормоза замедлителя, второй пз
клапанов управления выполнен в виде золотникового распределителя следяп1:его действия, имеющего каналы для соединения второй рабочей полости гидравлического цилиндра и рабочей полости силового цилиндра фрикционной муфты с источником давления.
Источники информацг1И, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР N° 770867, кл. В БОТ 8/26, 17.01.1979.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство | 1979 |
|
SU770867A1 |
Транспортное средство | 1982 |
|
SU1049301A2 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU882797A1 |
Колесное транспортное средство | 1981 |
|
SU1009826A1 |
Транспортное средство | 1978 |
|
SU688353A1 |
Транспортное средство | 1983 |
|
SU1129087A1 |
Транспортное средство | 1990 |
|
SU1750992A1 |
Транспортное средство | 1988 |
|
SU1555149A1 |
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2232685C1 |
Транспортное средство | 1977 |
|
SU650851A2 |
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1979-12-06—Подача