Изобретение относится к автотрак торному машиностроению и связано с решением задачи повышения проходимо ти транспортных средств. Известно двухзвенное транспортно средство, состоящее из тягача с прицепом, в котором тягам с передним и задним ведущими мостами оборудован муфтами включения переднего ведущего моста и блокировки дифференциала зад него моста и содержащее распределитель гидросистемы, управляемый датчиком, фиксирующим угловые скорости вращения передних и задних колес тягача, увеличитель сцепного веса тяга ча , выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом свя занного с прицепом при помощи ползун и дополнительного цилиндра, размещен ных на дышле прицепа, а другим концом шарнирно соединенного с гидроцилиндром, установленным на тягаче, при этом гидроцилиндры и управляемые гидромуфты связаны между собой и с распределителем гидросистемы трубопроводами СО Недостатком данного транспортного средства является то, что не обеспечиваются оптимальные режимы эксплуатации двухзвенного транспортного средства в различных дорожных условиях. Например, при выезде тягача на дорогу с пониженными тягово-сцепн ми качествами, его колеса пробуксовы вают, в то же время колеса прицепа находясь в лучших сцепных условиях, повышают проходимость и тяговую способность транспортного средства, при подаче на них крутящего момента, однако вертикальная нагрузки с них передана на тягач. Цель изобретения - обеспечение оптимальных режимов эксплуатации в различных дорожных условиях. Поставленная цель достигается тем, что в двухзвенном транспортном средстве, состоящем из тягача с прицепом, в котором тягач с передйим и задним ведущими мостами оборудован муфтами включения переднего ведущего моста и блокировки дифференциала заднего моста, и содержащее распреде литель гидросистемы, управляемый дат чиком, фиксирующим угловые скорости вращения передних и задних колес тягача; увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом связанного с прицепом при помощи ползуна и дополнительного цилиндра, размещенных на дышле прицепа , а другим концом шарнирно.соединенного с гидроцилиндром, установленным на тягаче,, при этом гидроцилиндры и управляемые гидромуфты связаны между со бой и с распределителем гидросистемы трубопроводами, прицеп снабжен ведущим мостом с автоматической системой его включения, связанной -с увеличи телем сцепного веса тягача через распределитель. На чертеже изображена конструкционная схема транспортного средства. Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1 и активный прицеп 2. Тягач 1 оборудован муфтой 3 включения блокировки дифференциала (не показан заднего моста и муфтой k включения переднего ведущего моста, гидроцилиндром 5 увеличителя сцепного веса. На дышле 6 прицепа 2 установлен ползун 7 и дополнительный гидроцилиндр 8, связанные между собой подпружиненным штоком 9 При этом полость 10 управления муфты k соединена трубопроводом через двухпозиццонный управляемый золотник 11 со штоковой полостью 12 гидроцилиндра 5 увеличителя сцепного веса и посредством трубопроводов и распределителя 13гидросистемы с рабочей полостью 14муфты 3 включения блокировки дифференциала заднего моста. В свою очередь распределитель 13 связан со сливом и трубопроводом 15 с источником давления, а трубопроводом 1б с датчиком, фиксирующим угловые скорости вращений колес тяга.ча 1 и прицепа 2. Кроме того, штоковая полость 12 гидроцилиндра 5 связана трубопроводом и регулируемым дросселем 17 с бесштоковой пoлocfью 18 дополнительного гидроцилиндра 8. Шток гидроцилиндра 5 увеличителя сцепного веса через рычажный механизм 19 и упругодеформируемый элемент 20 соединен с ползуном 7Активный прицеп 2 содержит ведущий мост 21, соединенный с трансмиссией тягача 1 посредством муфты 22, включаемойкраном 23, получающим сигнал управления по трубопроводу от датчика,- фиксирующего угловые скорости вращения колес трактора и прицепа. Муфта 22 содержит 25 управления, которая соединена с полостью 26 золотника 11. Последний выполнен двухпозиционным, в первой позиции соединяющим полость 12 гидроцилиндра 5 с распределителем 13, а во второй - со сливом. Устройство работает следующим образом. При движении транспортного средст ва, когда сопротивление-перемещению тягача 1 .и прицепа 2 не вызывает буксования задних колес тягача 1, их угловые скорости вращения, а также передних колес звеньев транспортного средства находятся в определенном кинематическом соответствии, при котором сигнал-команда по трубопроводам 16 и 2Ц на распределитель 13 и кран 23 не поступает. В этом случае распределитель 13 гидросистемы соединяет полости и Ik соотвественно муфт 3 и f со сливом, дифференциал заднего моста разблокирован, а передний ведущий мост тягача отключен. ПОСКОЛЬКУ кран 23 соединяет полости 25 и 26 муфты 22 и золотника 11 со сливом, то золотник 11 находит ся в положении, при котором штоковая полость 12 гидроцилиндра 5 также соединена со сливом. Кроме Этого упругодеформируемый элемент 20 находится в статическом положении, поскольку давление в полостях 12 и 18 гидроцилиндров 5 и 8 отсутствует, движение транспортного средства происходит без увеличения сцепного веса тягача 1, т.е. не происходит догрузки ни тягача ни прицепа 2. При низком коэффициенте сцепления под одним из колес заднего моста тягача 1 оно буксуеТ, установленное соотношение угловых скоростей вращения левого и правого колес нарушается. При определенном рассогласовании которое фиксирует датчик ( не показан он подает по трубопроводу 16 сигнал на распределитель 13 гидросистемы, который в свою очередь соединяет рабочую полость И муфты 3 с источником давления (.трубопроводом 15)Таким образом, муфта 3 блокирует дифференциал заднего моста тягача, левое и правое колеса этого моста вращаются с одинаковой угловой скоростью. Если рассогласование между передним и задним мостами при этом не нарушилось, то через определенный промежуток времени датчик подае 1 84 игнал на распределитель 13 и он содиняет полость 1 со сливом, т.е. разблокируется дифференциал заднего моста. . В случае, -когда сцепление задних заблокированных колес с почвой недостаточно для преодоления сопротивления движения и они пробуксовывают установленное соотношение угловых скоростей вращения задних и передних колес тягача нарушается. При рассогласовании, достигаеющем , датчик фиксрует его и подает сигналкоманду по трубопроводу 16 на распределитель 13 гидросистемы. Последний занимает положение, при котором в полость 10 муфты k поступает жидкость под давлением из трубопровода 15 т.е. крутящий момент передается на передний ведующий мост, а дифференциал заднего моста остается заблокированным. Одновременно жидкость поступает в штоковую полость 12 гидроцилиндра 5 увеличителя сцепного веса, так как двухпозициониый золотник 11 соединяет полости 10 и 12 между собой. В результате шток гидроцилиндра 5 перемещается и через рычажной механизм.9 воздействует на упругодеформируемый элемент 20, перераспределяя вес прицепа 2 на тягал 1. Если и в этом случае буксование колес тягача продолжается, то жидкость под давлением поступает через дроссель 17 в бесштоковую полость 18 дополнительного гидроцилиндра 8, вызывая перемещением штока 9 изменние положения ползуна 7 по длине дышла 6. Та- КИМ образом обеспечивается автоматическое перераспределение веса прицепа 2 на тягач 1. В случае, если буксование увеличивается и достигает 8-10, датчик, фиксирущий угловые скорости вращения задних колес т-ягача и прицепа 2 подает сигнал по трубопроводу на кран 23- При этом он занимает положение в котором давление масла поступает в полость 25 и блокирует муфту 22. В результате трансмиссия тягача 1 соединяется с ведущей осью активного прицепа 2. Одновременно Масло под давлением поступает в полость 26 золотника 11 и он занимает позицию, при которой полость 12 гидроцилиндра сообщается со сливом. При этом снижается давление в полости 18, что приводит к уменьшению воздействия веса прицепа 2 на упругодефор 5 10113 мируемый элемент, т.е. ведущий мост 2Гприцепа 2 не разгружен и агрегат движется с включенными тремя ведущими мостами, а также рациональным распределением сцепного веса по мое-5 там, что способствует повышению проходимости транспортного средс,тва. При уменьшении сопротивления давлению тягача 1, когда буксование задних колес уменьшается, датчик, фик-® сирующий угловые скорости вращения задних колес тягача и передних прицепа, подает сигнал на кран 23- Последний сообщает полость 25 и 26 со сливом, а датчик, фиксирующий угло- 98 ,6 вые скорости колес тягача, с некоторым запаздыванием подает сигнал на распределитель 13. В результате муфта 22 разблокируется и ведущий мост 21 прицепа 2 отсоединяется от трансмиссии тягача, а дифференциал заднего моста тягача 1 разблокируется и передний ведущий мост тягача переходит в режим холостого хода, Таким образом, обеспечиваются оптимальные режимы эксплуатации двухзвенного транспортного средства в различных дорожных условиях; повышается проходимость тяговосцепных качеств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU880847A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU785099A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU948738A2 |
Двузвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU765088A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1977 |
|
SU725940A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1022854A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1977 |
|
SU734052A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU821278A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU1044538A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1980 |
|
SU935363A2 |
ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТ-НОЕ СРЕДСТВО, состоящее из тягача с прицепом, в котором тягач с передним и задним ведущими мостами оборудован муфтами включения переднего ведущего моста и блокировки дифференциала заднего моста, и содержащ.ее распределитель гидросистемы, управляемый датчиком, фиксирующим угловые скорости вращения передних и заднихколес тягача, увеличитель сцепного веса тягача, вы-, полненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом связанного с прицепом при помощи ползуна и дополнительного цилиндра, разй(ещенных на дышле прицепа, а другим концом шарнирно-соединенного с гидроцилиндром, установленным на тягаче, при этом гидроцияиндры и управление гидромуфты связаны между-собой и с распределителем гидросистемы трубопроводами, отличающееся тем, что, с целью обеспечения оптимальных режимов эксплуатации в различных дорожных условиях, прицеп (Л снабжен ведущим мостом с автоматической системой его включения, свя занной с увеличителем сцепного веса тягача через распределитель. со со 00
Т | |||
Двухзвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU785099A1 |
Авторы
Даты
1983-04-15—Публикация
1981-01-04—Подача