(54) ПРИВОД КАРЕТКИ ГРАФОПОСТРОИТЕЛЯ
12
.Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для перемещения регистрирующего о;рган,а в двухкоардинаТНых регистрирующих приборах (графопостроителях).
Известна конструкция лентгЪЧной передачи, содержащая металлическую перфорированную ленту, ведущий ролик СЗубьями, входящими в защепление с лентой, и гладкий .направляющий РОЛИ.К (или с буртиком) 1.
Известны также конструкции приводов графопостроителя, содержащие электродвигатель, редуктор ведущий ролик со штифтами, входящий в защепление с перфорированной металлической лентой, и гладкий направляющий |рюлик, имеющий сферическую поверхность под ленту; концы ленты закреплены на подвижной каретке (2.
В таких конст;рукциях приводов, особенно при больщих расстояниям между ведущим и .направляющим роликами (большом ходе каретки графопостроителя), лента может либо соскакивать с гладкого или сферического Направляющего ролика, либо наблюдается повышенный изнюс ленты о г интенсивного трения ее -краев о буртики и отверстия перфорации о щтифты рабочего ролика. При этом отве;рстия ленты не попадают на штифты ра бочего ролика и появляются выпучивания и трещины на кромках отверстий.
Это приводи г к резкому снижению и а дежности и уменьщению долговечности ра5 .боты устройстаа, увеличивается щум, создаваемый передачей.
Наиболее близки.м к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является привод каретки графо10 послроителя, соде,ржащий электродвигатель, ведущий и натравляющий ролики со щтырями, на которых установлена гибкая перфорированная лента, закрепленная своими кОН.цалш .на подвижной каретке,
15 причем ведущий ролиж жестко связан с валом электродвигателя, а направляющий установлен в опоре и связан с осью 3. Свойственная этому приводу низкая надежность вызвана усиленным износом
20 ленты, особенно IB тяжелых условиях эксплуатации - вибрации, удары, значительные температурные перепады, необходимость очень высокой точности изготовления ленты, роликов и точного ИХ взаимного распо25ложения, особенно точной установки направляющего ролика, повыщенный щум передачи. Но технологически точно изготовить ленту очень трудно и поэтому всегда имеются погрешности взаимного располозежения ленты и щтырей роликов (зацепления), которые .вызывают усиленный H3.Hod ленты в зацеплении. К попрешностям, особен.но влияющим на износ ленты, можно отнести «саблевидность ленты, отклонение взаимного расположения штырей.на роликах (они должны, на каждом ролике лежать в одной плоскости) и погрешность .взаимного |расположения .роликов.
Це:1Ью изобретения является повьгшение надежности и долговечности работы привода.
Это достигается тем, что в «его введен .сферический по.дшипник (жестко закрепленный .на оси), |На котором установлен направляющий ролик, .а опора выполнена упругой с возможностью смещения в направлении, параллельном оси ведущего ролика. Кроме того, в упругой опоре выполнены параллельные между собой прямоугольные пазы, образующие гофры в плоскости, параллельной оси направляющего ролика.
Такое решение поз1воляет Снизить трение ленты в зацеплении и увеличить плавность работы привода за счет самоустановки направляющего ролика путем пово.рота его на подщипнике и смещения за счет тофр в направлении, параллельном оси ведущего ролика.,. г
На фиг. I изображен предлагаемый пр.и:вод; на фиг. 2 - узел /:
Привод содержит волновой шаговый электродвигатель /, на валу которого жестко закреплен ведущий .ролик 2 со Штырями 3. Ролик 2 гвходит в зацепление с перфорированной металлической ленТОй 4, которая ОГиёает направляющий ролик 5, также имеющий щтыри 3, входящие в зацепление с лентой 4. 1Концы ленты 4 жестко закреплены на подвижной каретке 6. Ролик 5 установлен на сферическом. шариКоподщипнике 7, зс ановленном на нецодвижной оси 8. Ось 8 закреплена в упругой опо.ре 9, имеющей гофры в плоскости, параллельной оси 5, позволяющие ей смещаться .параллёльно оси ведущего ролика.
Работает устройство следующим обра.;3р;м. , .. ....... .
При вращении вала электро.двигателя / вращается ведущий ролик 2, который щтырями 3 перемещает ленту 4. Лента 4. вращает направляющий ролик 5. При это.м каретка 6 перемещается. Ролик 5 имеет возйожность поворачиваться на. подшипнике 7 (центр сферы подщипника лежит на оси 8) и смещаться в направлении, параллельном оси рабочего Ролика от усилий, возникающих на ленте за счетНеточности ее изготовленйя. Смещение происходит за счет деформации гофр в плОСКОсти, параллельной оси 5, и некоторого их растяжения. Причем размеры гофр вьгбираются такими, что. .смещение может бьтть значительно больши1М, чем растяжение. В.место сферического подшипника можно применять
радиальный, так как он имеет некоторый поворот наружного кольца.
Таким образом, предложенное техническое рещение значительно повыщает надежность и долговечность работы приВОда, так как направляющий ролик имеет возможность самоустанавлнваться, т. е. поворачиваться на одном подшипнике и смещаться за счет гофр .в направлении, параллельно.м оси ведущего ролика. ТочнОСть передачи при этом не уменьщается, так как ролик смещается без изменения межцентрового расстояния (в плоскости, перпендикулярной к оеи направляющего ролика,
гофры имеют значительную жесткость). Смещение направляющего ролика значительно уме ньщает силы трения в .зацеплении, снижает колебания натяження ленты в результате биения .роликов. Поворот ролика на подщипни.ке Обеспечивает плавный заход щтырей роликов в отверстия ленты и .3|Начительно уменьшает влияние неточности расположения щтырей на направляющем ролике. Смещение направляющего ролика на .гофрах значительно уменьшает влияние «саблевидности лентьт. Шум при смещении и повороте направляющего ролика значительно уменьщается и возрастает плавность работы зацепления, снил аются требования к точности изгото.8ления передачи.
( Формула изо бретения
1. Привод ка ретки графопостроителя, содержащий электр.одв;игатель, ведущий Hk направляющий ролики со штырями, на .которых установлена гибкая перфорироваНная лента, закрепленная своими концами
на подвижной каретке, причем ведущий ;ролкк жестко свйзан с щалом электродвигателя, а направляющий установлен в опоре и связан с осью, отличающийся тем, что, с целью Првышения надежности, в него .введен сфер ический подшипник, жестко закрепленный на оси и на которо.м установлен направляющий ролик, а опора вьщолнена упругой с возможностью смещения в направлении, параллельном оси ведущего ролика.
2. /Привод поп. 1, отличающийся тем, что в упругой опоре выполнены параллельные (Между собой прямоугольные пазы, образующие гофры в плоскости, параллельной оси направляющего ролика.
ИСТОЧ.НИКИ информации, принятые во Внимание при экспертизе; .
1.Справочник конструктора точного пвиборостроения. Машиностроение. -
М-Л., 1964, с. 865-867.
2.Техническое описание графопостроителя «Атлас-2, завод «Геофизприбор, Ташкент, 1975.3.Патент Франщии № 1236193, кл. G 01 Ь 15/24, опублик. 1959 (прототип).
777432
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод каретки графопостроителя | 1982 |
|
SU1167431A1 |
Графопостроитель | 1981 |
|
SU1016675A1 |
Графопостроитель | 1980 |
|
SU838348A1 |
Графопостроитель | 1990 |
|
SU1723439A1 |
Графопостроитель | 1983 |
|
SU1150482A1 |
Привод каретки графопостроителя | 1983 |
|
SU1170275A1 |
Устройство для перемещения и укладки плоских деталей | 1990 |
|
SU1740288A1 |
ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР | 1973 |
|
SU406385A1 |
ЛЕНТОЧНО-ОТРЕЗНОЙ СТАНОК___.4,J | 1971 |
|
SU308823A1 |
Узел прижимного ролика графопостроителя | 1989 |
|
SU1749709A1 |
и) i& -ФЦ- а
/
Авторы
Даты
1980-11-07—Публикация
1979-02-12—Подача