1
Изобретение относится к электротехнике, в частности к обмоткам электрических машин.
Известны обмотки электрических машин, состоящие из нескольких наложен-5 ных на проводники чередующихся слоев пористого материала и стеклоткани,, пропитанных термореактивным компаундом. В качестве пористого материала используется стеклослюдинитовая лен- tO
та 1.
Однако слюдосодержащая изоляция, обеспечивая хорошие диэлектрические характеристики, не обеспечивает достаточно высокого уровня механичес- 5 ких свойств. Кроме того, как показали испытания электродвигателя магистрального электровоза, при экстремальных режимах возникают большие динамические нагрузки, которые при- 20 водят к расслоению изоляции с последующим ухудшением теплопередачи, и как следствие, к пробою ее.
Цель изобретения - повышение механических характеристик изоляции. 25
Поставленная цель достигается тем, что в обмотке электрической машины, состоящей из нескольких наложенных на проводник катушки чередующихся слоев пористого материала и стеклотка- , 30
ни, пропитанных термореактивным компаундом, слои пористого материала выполнены из стекловолокнистого мата на основе штапельного волокна диаметром 0,5-3 мкм, при этом внутренние слои в количестве не более 50% нанесены параллельно проводнику катушки, а остальные - перпендикулярно ему.
Нетканый стекловолокнистый мат на основе штапельного стекловолокна диаметром 0,5-3 мкм имеет высокую пористость и низкую плотность (0,15 0,3 г/см), а после армирования стеклоткатью, в,процессе пропитки, способен удерживать большое количество связующего, что и обеспечивает высокие диэлектрические и механические свойства изоляции, позволяющие полностью устранить возможность разрушения изоляции при экстремальных нагрузках. Распределение пористого слоя в двух взаимно перпендикулярных направлениях усиливает получаемый эффект.
По предлагаемому способу изготовляют добавочные катушки тягового электродвигателя. На подготовленные катушки параллельно обмотке наносят 2 слоя ленты, состоящей из стеклоткани толщиной 60 мкм с подклейкой к ней стекловолокнистого мата из шта782048
пельного волокна диаметром 2 мкм, тсшадййой 100 мкм, затем 3 слоя этой «is;„.ленты наносят перпендикулярно пт§рвь1й слоям. После этого обмотки помещают в автоклав и пропитывают под вакууйбм и давлением эпоксйднШ1 йЬмпаундом по известным режимам изготовления изоляции. После изготовления ОТГреДёЯяют механические xaf aRTe Hcтики изоляции, результаты которых П йвёДены в таблице.
500
50
200
1 20
25
Как видно из результатов испытгчншЧ, Ьри применении предлагаемого способа удалось более чем на порядок увеличить механические характеристики. Некоторое снижение электрической прочьгости не имеет значения, так как ра- , бочее напряжение этих машин до 1 кВ.
Формула изобретения
Обмотка элёктрической машины, состоящая из нескольких наложенных на проводник катушки чередующихся слоев пористого материала и стеклоткани, пропитанных термореактивным компаундом, отличающаяся тем,
5 что, с целью повьшекия механических характеристик изоляции, слои пористого материалавыполнены из стекловолокнистогр мата на основе штапельного волокна диаметром 0,5-3 мкм, при
0 этом внутренние слои в количестве не более 50% нанесены параллельно проводнику катушки, а остальные - перпендикулярно ему.
Источники информации, принятые во Внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 365007, кл. Н 02 к 15/12, 1969.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электроизоляционный материал,спо-СОб изгОТОВлЕНия элЕКТРОизОляциОН-НОгО МАТЕРиАлА и СпОСОб изгОТОВлЕ-Ния изОляции ОбМОТОК элЕКТРичЕСКиХМАшиН | 1978 |
|
SU794673A1 |
Изоляция обмоток электрических машин | 1979 |
|
SU864447A1 |
Способ изготовления изоляции катушечных обмоток электрических машин | 1979 |
|
SU782056A1 |
Способ изготовления статоров электрических машин | 1977 |
|
SU710092A1 |
Способ изготовления обмоток | 1976 |
|
SU599709A2 |
Способ изготовления слюдосодержащих лент | 1977 |
|
SU741325A1 |
Способ ремонта обмотки | 1974 |
|
SU671005A1 |
Изоляционный конус коллектора электрической машины | 1977 |
|
SU643999A1 |
СПОСОБ ИЗОЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2072115C1 |
Способ ремонта обмотки | 1979 |
|
SU807454A2 |
Авторы
Даты
1980-11-23—Публикация
1978-12-27—Подача