Изобретение относится к судостроению, в чЕЮТности к макетам кпюзового устройства. Известен макет клюзового устройства, содержащий каркас с боковыми стенками, между которыми установлена перегородка из гибкого материала, палубный и бортовой клюзы, соединенные между собой клюзовой трубой, и механизм перемещения якоря 1. Однако макет не может быть использо ван многократно, так как поверхность обводов (судовая поверхность) у различных типов судов индивидуальна. Цель изобретения - уменьшение труден емкости макетирования и обеспечение универсальности устройства. Поставленная цель достигается тем, что палубный клюз установлен на каркасе с возможностью перемешения в напревлении, перпендшсулярнс плоскости перегородки, причем посладня я установлена подвижно относительно боковых стенок каркаса, а клюзе ая труба выполнена телескопической. Кроме того, макет снабжен регулируемыми по длине тягами, установленными между каркасом и перегородкой, а боковые стенки каркаса изготовлены из органического стекла и в них выполнены для крепления перегородки отверстия, расположенные в горизонтальном и вертикальном направлениях на равном другот друга расстоянии. Макет также снабжен направляющим блоком, установленным, на кронштейне, который закреплен на каркасе, а перегородка снабжена ребрами жесткости, закрепленными на ее поверхности в горизонтальной плоскости. На фиг. 1 изображен макет клюзсеого устройства, общий вид, на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг.З. Макет содержит каркас 1 в виде ящика, в которс установлена перегородка, выполненная подвижной и установленная со смещением внутрь ящика, образуя нишу. Эта перегородка имитирует судовую поверхность 2, т.е. наружную поверхность корпу са судна, к которой прилегает якорь 3. Перегородка (поверхность) 2 выполнена КЗ гибкого материала, например из тонкого стального листа, и снабжена ребрами 4 жесткости, закрепленными на внутренней стороне, расположеннымив горизонтальной плоскости, и посредством книц 5 на концах может крепиться к боковым саенкам 6, в которых выполнены отверстия, расположенные в горизонталь ном и вертикальном направлениях на равном друг от друга расстоянии. В отверстия книц 5 и стенок 6 вставляются болты, на которые снаружи наворачиваются гайки-барашки 7. Для наблюдения и конт роля за поведением якоря 3 В момент его вываливания из бортового клюза 8 или втягивания в него, стенки 6 макета выполнены из прозрачного материала, например органического стакла толщиной 10-15 мм. Сверху каркаса 1 укреплены направляющие 9, на которых под вижно установлен палубный клюз 10, соединенный клюзовой трубой 11с клюзом 8. Труба 11 выполнена телескопической в вице входящих одна в другую двух отрезков труб. Якорь 3 соединен с якорным канатом 12, который заведен на направляющий блок 13, укрепленный на кронштейне 14. Кронщтейн 14 на своей нижней части имеет ряд вертикально рас положенных отверстий, что дает возмож ность менять его положение относительно каркаса 1 по вертикали. Канат 12 связан с тяговым механизмом (не показан), которым может быть ручная лебед ка или груз-противовес. Для придания необходимой формы и жесткости поверхности 2 макет снабжен регулируемыми по длине тягами 15, а закрепленные на ней ребра 4 жесткости имеют отверстия посредством которых к ним крепятся тяги 15. Вторые концы тяг 15 имеют длинную нарезанную часть, пропущенную через заднюю стенку каркаса 1, на кото рую снаружи навернуты гайки-барашки 16. Изменяя длину тяг 15, фиксируют поверхность 2 в различных положениях, соответствующих форме отводов корпуса судна. Устройство работает следующим обра зом. Предварительно изгогавливают модел испытуемого якоря 3 из стали, чтобы обеспечить подобие натурным условиям (по массе якоря и коэффициентам трения) . 214 Зная предельный угол отклонения лап якоря от веретена, определяют угол в между верхней частью псжерхности 2 и осью трубы 11, чтобы обеспечить хорошее прилегание лап втянутого якоря 3. 1Ъменяя положение палубного клюза .10, на направляющих 9 и верхней частиповерхности 2 устанавливают требуемый угол ci. , Посредством тяг 15 придают требуемую форму (вогнутую или выпуклую) нижней части поверхности 2 и закрепляют ее на стенках б с помощью болтов и гаек-баращек 7. Переставляя кронштейн 14 с блоком 13 относительно каркаса 1, изменяют направление каната 12 относительно тягового механизма, которым втягивают якорь 3 и затем, освобождая канат 12, отдают якорь 3. Наблюдая за якорем 3, устанавливают границы возможных положений клюза 10, угол наклона оси трубы 11 к вертикали, который определяет беспрег(ятственное вываривание якоря 3 из клюза 8, уточняет форму поверхности 2 ниже клюза 8, которая определяет безударную укладку якоря 3, обеспечивают прилегание якоря 3 в трех точках, а также определяют оптимальное направление каната 12 относительно тягового механизма. После этого снимают полученные размеры и переносят их в теоретический чертеж якорного клюза. Наличие прозрачных стенок 6 и отверст1ш на них позволяет упростить эту задачу до минимума. Таким образом, макет клюзового устройства позволяет производить на нем испытания различных якорей и имитировать различные формы судовой поверхности. Универсальность устройства дает возожность в целом уменьшить время и сократить стоимость выбора оптимальных условий втягивания и самовываливания якоря из клюза, так как отпадает необходимость зготовления каждый раз нового макета, формула изобретения 1. Макет клюзового устройства, содержащий каркас с боковыми стенкам, между которыми установлена перегородка из гибкого материала, палубный и бортсжой клюзы, соединенные между собой клюзовой трубой, и механизм перемещения якоря, отл ичающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости макетирсеания и обеспечения у1гаверсальности устройства, палубный клюз установлен на каркасе с возможностью перй ещения в направлении, перпендикупярнсчу плоскости перегородки, причем последняя ус58тансжпена подвижно относительно боковых стенок каркаса, а клюзовая труба выполнена телескопической. 2.Макет по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен регулируемы- ми по длине тягами, установленными между каркасом и перегородкой, 3,Макет по п. 1, отличающийся тем, что боковые стенки изготовлены из органического стекла и в них выполнены для крепления перегородки отверстия, расположенные в горизонтальном и вертикальнее направл 1иях на равн(Ж1 друг от друга расстоянии.
13
14
10 1 4.Макет по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен направляюпп м блоком, установленным на кронштейне, который закреплен на каркасе. 5,Макет по п. 1, отличающийся тем, что перегородка снабжена ребрами жесткости, закрепленными на ее поверхности в горизонтальной плоскости Источники информации принятые во внимание при экспертизе 1. Лейзерман В. Ю. Макетирование устройств в малом масштабе.Технология судостроения , № 2, Л., Судостроение, 1973, с. 47-49.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Макет клюзового устройства с нишей | 1981 |
|
SU965878A1 |
Макет клюзового устройства | 1984 |
|
SU1174321A1 |
Автоматическое якорное устройство для безэкипажного катера | 2022 |
|
RU2777140C1 |
Якорный клюз | 1980 |
|
SU882820A1 |
Устройство для закрывания клюза якоря | 1971 |
|
SU407476A1 |
Устройство для монтажа якорного клюза в корпусе судна | 1982 |
|
SU1058822A1 |
Якорное устройство | 1978 |
|
SU766952A1 |
Клюз | 1979 |
|
SU808352A1 |
ПОДКРЕПЛЕНИЕ ПАЛУБЫ | 2008 |
|
RU2375240C1 |
ЯКОРНАЯ СИСТЕМА | 2009 |
|
RU2517634C2 |
Авторы
Даты
1981-01-30—Публикация
1979-04-05—Подача