Изобретение относится к судостроению и касается макетов клюзовых устройств с нишами. Известен макет клюзового устройства с нишей, содержащий каркас со съем ными боковыми стенками из органического стекла, якорный клюз, состоящий из бортового и палубного клюзов, соединенных телескопической клюзовой трубой и установленных на каркасе с возможностью перемещения параллельно его боковым стенкам, обшивку, якорь и механизм его перемещения f 1 . Недостаток данного устройства заключается в том, что оно не может быть применено для макетирования якор ных шин, рабочая поверхность которых выполнена, например, в виде усеченного прямого кругового конуса или в виде ломаной поверхности. Цель изобретения - повышение универсальности устройства. 4- 2. Поставленная цель достигается тем, что макет снабжен рамой с направляющими, жестко закрепленной одной стороной к каркасу,в другой - к бортовому клюзу, и закрепленными на направляющих упомянутой рамы съемными лекалами, к которым прикреплена обшивка. Кроме того, съемные лекала закреплены на направляющих рамы фиксирующими элементами, а на боковой стенке палубного клюза нанесена шкала углов наклона телескопической клюзовой трубы к горизонту. На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 - го ж, вид сбоку; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2. Макет .содержит каркас 1 рамной конструкции с горизонтальными 2 и вертикальными 3 направляющими, якорный клюз, состоящий из палубного клюза t, телескопической клюзовой трубы 5 и бортового клюза 6, раму 7 с направляющими и съемными лекалами 8 г.
обшивкой 9, якорь 10 с цепью 11 и грузом 12, механизм 13 перемещения якоря 10 и направляющий ролик 14.
Клюз 4 выполнен в виде четверти шкива с диаметром ручья, соответст- 5 вующим диаметру трубы 5 и смонтирован на оси 15 с возможностью вращения. Ось 15 имеет фиксирующие элементы 16, позволяющие закрепить клюз k на горизонтальных направляющих 2 карка- са 1 в заданной точке. На боковой стенке палубного клюза нанесена шкала 17 при помощи которой определяется угол между трубой 5 и горизонтальной плоскостью. Клюз 6 представляет 15 собой масштабную или упрощенную модель натурного бортового клюза, жестко соединенную с рамой 7- Труба 5 состоит из двух труб близкого диаметра, входящих одна в другую. Одна из 20 труб жестко соединена с палубочным клюзом , другая - с бортовым . Рама 7 снабжена .фиксирующими элементами 18 для крепления ее в нужном положении к вертик альным 3 и горизонтальным 25 2 направляющим каркаса 1, а также для крепления на ней лекал 8 с обшивкой 9. На каркасе 1 смонтирован механизм 13 перемещения якоря 10, включающий звездочку (не показан), размещенную зо на опоре 19 с возможностью вращения, и приводную рукоятку 20. Цепь 11, соединяющая якорь 10 с грузом 12, проведена через якорный клюз, ролик 14
и звездочку механизма 13. Ролик ,. предназначен для обеспечения подобия направления цепи 11 с клюза 4 на звездочку механизма 13 и закрепляется в заданной точке на направляющих 3 каркаса 1. Груз 12 соединен со свободным концом цепи 11 и выполняет функцию противовеса, уравновешивающего якорь 10 и обеспечивающего надежный контакт цепи 11 со звездочкой механизма 13.45
Для возможности контроля за формой ниши каркас 1 выполнен со сЬемными боковыми стенками 21. На них перед началом макетирования вычерчивается задаваемая форма ниши и положение О клюза, а в процессе макетирования на эти же стенки обчерчиваниём обшивки 9 легко могут быть пе ренесёны любые изменения исходной формы. Для удобства наблюдения за поведением якоря 10 55 во время его вываливания из клюза 6 или втягивания одна или обестенки 21 выполняются из прозрачного материала, например из органического стекла, а механизм 13 перемещения якоря 10 смонтирован впереди ниши.
Макет клюзового устройства рабо-. тает следующим образом.
По соотношению массы якорей определенного для проектируемого судна и имеемого на макете определяется масштаб макетирования. В этом масштабе . на стенки 21 каркаса 1 наносятся контуры якорной ниши с клюзом, полученные предварительными расчетами и проработками. В соответствии с этой разметкой на каркасе 1 закрепляются рама 7 с клюзом 6, клюз k и ролик 14. По шкале 17 на боковой стенке клюза 4 проверяется угол трубы 5 к горизонту. По разметке на стенках 21 и положению рамы 7 определяется форма, в соответствии с которой изготавливаются и устанавливаются на раму 7 лекала 8. На лекалах 8 крепится обшивка 9- После этого проводится проверка втягиваемости, правильности укладки и вываливания якоря 10: цепь 11, соединенная одним концом с якорем 10, провод1 ся через якорный клюз, ролик- 14, звездочку механизма 13 И соединяется с грузом 12. Вращением рукоятки 20 якорь 10 перемещают в нужном направлении. За перемещением якоря 10 наблюдают со стороны груза 12 и сбоку через стенки 21 из органического стекла.
Размещение механизма 13 перемещения якоря 10 впереди ниши позволяет выполнять макетирование одному человеку. В случае неудовлетворительных результатов макетирования может быть изменено место положения лекал, 8 или подобрана новая их форма. В случае стесненных обводов судна на раму 7 могут быть установлены объемные формы, например конические или ломаные поверхности. Добившись формы ниши, обеспечивающей удовлетворительные втягивания, прилегани е и вываливание якоря 10, контуры ее переносят обчерчиваниём на стенки 21 каркаса 1, после чего и снимают и в удобном положении определяют окончательные координаты Формы якорной .ниш
Устройство просто по конструкции, позволяет выполнять макетирование и отработку различных форм якорных ниш включая ниши как с ломаными профилями, так и с объемными поверхностями нецилиндрической формы.
Формула изобретения
1. Макет клюзового устройства с нишей, содержащий каркас со съёмными боковыми стенками из органического стекла, якорный клюз, состоящий из бортовогр и палубного клюзов, соединенных телескопической клюзоврй трубой и установленных на каркасе с возможностью перемещения параллельно его боковым стенкам, обшивку, якорь и механизм его перемещения, отличаю.щи йся тем, что, с целью повышения универсальности устройства/ макет снабжен рамой с на правляющими, жестко прикрепленной од ной стороной к каркасу, а другой к бортовому клюзу, и закрепленными
на направляющих рамы съёмными лекалами, к которым прикреплена обшивка.
2.Макет клюзового устройства по П.1, отличающийся тем,
что съемные лекала закреплены на направляющих рамы фиксирующими элементами.
3.Макет клюзового устройства по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем,
что на боковой стенке палубного клюза нанесена шкала углов наклона телескопической клюзовой трубы к горизонту.
Источники информации, .
1принятыв во внимание при экспертизе. 1. Авторское свидетепьство СССР
№ 800021, кл. В 63 В 21/U, 1979 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Макет клюзового устройства | 1979 |
|
SU800021A1 |
Макет клюзового устройства | 1984 |
|
SU1174321A1 |
Устройство для монтажа якорного клюза в корпусе судна | 1982 |
|
SU1058822A1 |
Автоматическое якорное устройство для безэкипажного катера | 2022 |
|
RU2777140C1 |
ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА | 2014 |
|
RU2566797C1 |
Якорный клюз | 1980 |
|
SU882820A1 |
БОРТОВОЙ ЯКОРНЫЙ КЛЮЗВСЕСО:ОсНАЯn^Trp^'i^r/: '"'if'^z-~-(ji^ ::/, i-LП • Г:Li :: лi::! ;'. ПкГ>&|'ЕКА | 1972 |
|
SU330997A1 |
СУДОВОЕ ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИРЛЯНДНОГО ТИПА | 2020 |
|
RU2742667C1 |
Якорный клюз | 1983 |
|
SU1100191A1 |
Бортовой якорный клюз | 1971 |
|
SU437651A1 |
Авторы
Даты
1982-10-15—Публикация
1981-02-27—Подача