Способ восстановления зубчатыхКОлЕС Советский патент 1981 года по МПК C21D1/78 

Описание патента на изобретение SU800211A1

1

Изобретение относится к методам восстановления зубчатых колес, прошедших при изготовлении процесс химико-термической и термической обработки и имеющих наработку 40-50% расчетного ресурса выносливости.

Известен способ восстановления зубчатых колес, по которому в зубьях зубчатых колес в процессе наработки на границе диффузионного слоя и прилегающего к нему материала сердцевины зуба зубчатого колеса происходит зарождение подповерхностных усталостных трещин pQ.

Недостаток способа состоит в том, что накопление усталостных напряжений приводит к образованию дефектов, а в дальнейшем и к разрушениям в виде подповерхностных усталостных трещин.

Известен способ восстановления деталей, включающий химико-термическую обработку поверхности или ее пластическое деформирование 2 .

Однако этот способ не дозволяет получить требуемую структуру и эксплуатационные свойства.

Известен также способ восстановления зубчатых колес, включающий цементацию и термическую обработку и

применяемый для обработки при изготовлении зубчатых колес.

Этот способ также не позволяет восстановить требуемые эксплуатационные свойства зубчатых колес, прошедших определенный ресурс наработки.

Цель изобретения - повышение долговечности зубчатых колес.

ЦеЛь достигается тем, что в из0вестном способе восстановления зубчатых колес, включающем химико-термическую и термическую обработку, перед химико-термической обработкой производят отжиг при 750-900с и го5рячую пластическую деформацию, при этом восстановление зубчатых колес повторяют через 40-55% расчетного ресурса выносливости.

При наработке зубчатым колесом

0 40-50% расчетного ресурса выносливости происходит накопление усталостных напряжений, но они еще не достигаиот критической величины и не приводят к образованию дефектов. Именно

5 в этот период проводится предложенная последовательность операций.

При проведении отжига снимаются накопленные уСташостные напряжения, кроме того, снижается твердость по0верхностного слоя зуба (начальная

твердость порядка HRC 58-62). Это создает благоприятные условия для проведения дальнейшей операции поверхностного пластического деформирования, снижается усилие, необходимое для обкатывания зубьев.

Накопленные усталостные напряжени распределяются в структуре материала и достигает максимума в наиболее благоприятных для образования дефектов направлениях.

Проведение поверхностной пластической деформации нарушает благоприятные для образования дефектов микрообласти, залечивает их.

Проведение последукицей химико-термической обработки несколько увелич(1вает Глубину диффузионного слоя, тем самым смещается граница диффузионный слой - сердцевина в новую зону материала зуба зубчатого колеса

Проведением закалки с последукхцим отпуском достигается необходимая твердость поверхностного слоя зубьев зубчатых колес.

Способ осуществляется следукнцим образом.

Обработке повергают вал-шестерни питч А 7, число зубьев Z 17, материал.- 40Х. Отжиг производят с пймощью ТВЧ мощностью 50 квт в кольцевом индукторе 6-7 с до 890ЭОО С. Затем на этой же установке проводят поверхностный наклеп ножки и впадины между зубьев обкатыванием

зубчатым накатником, нагретым до 840-8бО С зубчатого венца. Зубчатый накатник имеет питч Р 7, число зубьев 2 75, число оборотов детали при обкатывании п 315 об/мин, время обкатывания J 60 с, охлаждение детали происходит на воздухе.

Химико-термическая обработка (нитроцементация) производится в шахтной печи в среде триэтанола при 830+10®с 100 мин с последукяцей закалкой в масле и отпуском 200®с, при этом достигается твердость HRC 58-62.

Проведены сравнительные испытания на статическую прочность зубьев.валшестерен, изготовленных на Горьковс-5 ком автомобильном заводе (ГАЗ), Оршанском трактороремонтном заводе (ОТРЗ) по известному процессу и вал шестерен,прошедиих предлагаемый процесс термомеханической обработки.

Испытания проводят на 10-титонной универсальной разрывной машине ZDM 10/51 в специальном приспособлении. Отбирают по три образца каждого вида деталей и на каждом зубчатом венце на изгибную прочность испытывают по три зуба. В результате по каждому виду деталей получено по девять показаний величин нагрузок, являющихся предельными и вызывающих излом зуба венца.

Полученные данные сведены в таблицу.

Похожие патенты SU800211A1

название год авторы номер документа
Сталь 1990
  • Янцен Гарри Иванович
  • Меньшикова Тамара Яковлевна
  • Повар Владимир Иосипович
  • Лапытько Владимир Иванович
  • Козлов Виталий Григорьевич
  • Астащенко Владимир Иванович
SU1740485A1
СПОСОБ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1988
  • Сусин А.А.
  • Валько А.Л.
  • Мосунов Е.И.
  • Руденко С.П.
  • Клышников С.Т.
  • Кирнос И.В.
  • Наумчик А.А.
  • Ладанов В.А.
  • Гайдук С.С.
  • Туяхов В.Н.
SU1831886A3
Способ изготовления тяжелонагруженных шестерен 1983
  • Кальнер Вениамин Давыдович
  • Белянинов Валерий Константинович
  • Гришуткин Василий Иванович
  • Муконин Василий Федорович
  • Седунов Виктор Константинович
  • Горюшин Вадим Вячеславович
SU1135778A1
Способ восстановления зубчатых колес 1988
  • Савин Владлен Иванович
  • Бочаров Василий Васильевич
  • Гавриш Николай Григорьевич
  • Агафонов Владимир Михайлович
  • Пущин Леонид Егорович
  • Лесняк Владимир Николаевич
SU1586870A1
Способ упрочнения стальных изделий 1982
  • Пегишева Светлана Алексеевна
  • Семенова Лидия Михайловна
  • Пожарский Аркадий Владимирович
  • Розина Ольга Наумовна
  • Короткий Владимир Владимирович
  • Романов Виталий Алексеевич
  • Мамонов Григорий Иосифович
SU1057574A1
Способ восстановления изношенного профиля зубчатого колеса 1977
  • Лысов Дмитрий Степанович
  • Челышев Артур Петрович
  • Кузменков Олег Игоревич
SU722642A1
СПОСОБ ХИМИКО-МЕХАНИЧЕСКОЙ И ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Мичод Марк Д.
  • Срока Гари
  • Уинкелманн Лэйн Уилльям
RU2290291C2
Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев 1986
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Куколко Юрий Степанович
  • Шевчук Наталья Эдуардовна
SU1435982A1
Способ изготовления зубчатых колес из высокопрочного чугуна 1990
  • Дудецкая Лариса Романовна
  • Покровский Артур Игоревич
  • Тиманюк Валерий Андреевич
  • Леках Семен Наумович
  • Бестужев Николай Иванович
SU1748912A1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ 2008
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Соловьев Дмитрий Львович
  • Силантьев Сергей Александрович
  • Баринов Сергей Владимирович
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Тарасов Дмитрий Евгеньевич
  • Фомин Дмитрий Сергеевич
RU2357228C1

Реферат патента 1981 года Способ восстановления зубчатыхКОлЕС

Формула изобретения SU 800 211 A1

Образцы деталей, изготовленных на ГАЗе 7500 8000 7800 6500 6900 Образцы деталей, изготовг ленных на ОТРЗ 6500 5500 6000 6200 5700 Образца деталей , прошедших предлагаемый процесс термомехани, ческой обработки8300 8000 7800 8400 8100

Применение предлагаемого способа термомеханической обработки позволит увеличить долговечность вал-шестерни КПП ГАЗ- 51 на 30-40%.

Процесс обработки зубчатых колес повторяется при наработке/ составлякицей 40-55% от расчетной выносливости зубчатого колеса, что соответствует, (для наиболее нaгpyжeнн -v

7180

6070

8030

зубчатых передач КПП автомобилей) межремонтному пробегу.

Периодичность обработки зубчатых колес предлагаемьл способом принята на основании результатов испытаний зубчатой пары конечной передачи трактора МТЗ-80. Испытаниям подвергают шестерни, изготовленные из стали 20ХНР (ГОСТ 4543-61) m 6,5; Z 13 7200 6600 6800 7400 . 6400 6100 6500 5800 8000 7600 7900 8200 в паре с сопряженными кoлecaIvIи, изготовленными из стали 20ХНР, m 6,5; Z 69. Термообработка шестере цементация на глубину 1,2-1,7 мм, твердость поверхности зубьев HRC 56 63, сердцевины зубьев HRC 30-45. И пытания проводят в форсированном ре жиме. Зубчатую пару нагружают крутя щим моментом, равным 250. кг/м. Шестерню № 3 испытывают 122 ч, что. составляет ЗЮ циклов. Начало питти га через 1,22-10 циклов. Испытания закончены вследствие прогрессирующе го выкрашивания с потерей работоспо собности передачи. Шестерню 12 испытывают 178 ч, что составляет 4,3. X 1.0 циклов. Начало образования пит тинга наблюдалось через 1,61«1-0 цик лов. Испытания прекращают вследствие прогрессирующего выкрашивания и усталостного излома зуба. Шестерню № 11 испытывают в течение 160 ч, что составляет 3/9-10° циклов. Начало образования питтинга через 1,0210 циклов. Испытания прекращены вследствие прогрессирующего выкрашивания и потери работоспособности передачи Средняя долговечность шестерен по результатам испытаний N + N2 + N3 Среднее число циклов до начала появления питтинга N мо. + Nn-b (1,22 + 1,6 + 1,02) . 10 3 1,26- 10 цикл. .Наработка до.появления питтинга составляетF - lot 106 от общей наработки в условиях ij cKOренных испытаний и при коэффициенте концентрации нагрузки, составляющем О 1,14. Для нормальных условий эксплуатации, исходя из вышеизложенного, наработка до зарождения питтинга составит Р.©,К 40.1,14.1,2 54,7%, где К - коэффициент, учитывающий форсированный режим испытаний. Таким образом, периодичность повторной обработки зубчатых колес предлагаелолм способом составляет 4055% от расчетной выносливости зубчатого колеса. Формула изобретения 1.Способ восстановления зубчатых колес, вкгаочающий химико-термическую и термическую обработку, о т л и у чающийся тем, что, с целью повышения их долгов.ечности, перед химико-термической обработкой производят отжиг при 750-900С и горячую пластическую деформащию. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что восстановление зубчатых колес повторяют через 4055%. расчетного ресурса выносливости. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Костецкий Б.Н. Поверхностная прочность материалов при трении, Киев, Наукова думка, 1976. 2.Упрочнение и восстановление детёшей металлургического оборудования. Экспресс-информация, серия 17, вып. 4, 1976, 3.Шубин Р.П. и др. Нитроцементация деталей машин. М., Машиностроение, 1975,. с. 128-155.

SU 800 211 A1

Авторы

Дубовский Вячеслав Константинович

Кузьменков Олег Игоревич

Шпаковский Борис Андреевич

Янков Иван Иванович

Даты

1981-01-30Публикация

1978-07-20Подача