Асинхронный электропривод Советский патент 1981 года по МПК H02P7/36 H02P7/42 

Описание патента на изобретение SU809461A1

1

Изобретение относится к частотнорегулируемым электроприводам и может быть использовано для прокатных станов, насосов, воздуходувок, шахтных подъемных машин, особенно при работе в неблагоприятных условиях среды,где требуется высококачественный, быстродействующий асинхронный электропривод с высокой перегрузной способностью и широким диапазоном регулирования скорости.

Известны электроприводы, содержащие асинхронный двигатель с фазным ротором, в котором соответствующие фазные обмотки с±атора и ротора соединены последовательно или параллельно и подключены к преобразователю частоты с непосредственной связью

1.

Однако такие электроприводы отличаются низким качеством регулирования скорости; кроме того, в них отсутствует устойчивость на некоторых частотах вращения.

Известен также электропривод,содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, в котором статор (ротор подключен к питающей сети непосредственно, а ротор (статор) - через преобразователь частоты 2.

Недостаток известного электропривода состоит в сравнительно низком диапазоне регулирования. К тому же необходимо специальное дорогостоящее пусковое устройство .цля первоначального достижения рабочих скоростей.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемо0му результату является электропривод, который содержит асинхронный двигатель с фазным ротором, а также содиненные по принципу подчиненного регулирования регуляторы потокосцепления

5 статора и намагничивающего тока ротора, регулятор скорости, регулятор активного тока ротора, блок компенсирующих связей, блоки прямого и обратного преобразований,датчики фазных токов,

0 напряжений, магнитного потока в воздушном зазоре , углового положения и скорости J.

Однако известный электропривод

5 также имеет низкое качество регулирования скорости.

Цель изобретения - улучшение регулировочных свойств электропривода,

0 расширение диапазона регулируемых скоростей И повышение качества переходных процессов. Поставленная цель достигается те что Б асинхронный электропривод, содержащий асинхронный двигатель с фаз ним ротором, обмотки статора и ротора которого электрически соединены и подключены к преобразователю частоты с непосредственной связью, датчики фазных токов, напряжений, магнитного потока в воздушном зазоре, углового положения к скорости, регу ляторы скорости и потокосцепления статора, пропорциональные и интегральные регуляторы намагничивающего и активного токов ротора, сумматоры компенсирующих связей, блоки прямого и обратного преобразований координат введены два делительных устройства, первое из которых входом делимое подключено к пропорциональному регулятору намагничивающего тока ротора., второе - к пропорциональному регулятору активного тока ротора, вход устройства через сумматор и пропорционапьно-дифференцирующее звено с роге делительного устройства через другой сумматор подсоединены к выходу блока обратного преобразования координат с сигнгшоМ; пропорциональным со5(2У - х), где у - угол между соответствующими осями системы координат, связанной с обобщенным вектором потокосцепления статора, и системы координат, связанной с неподвижным статором, а X угол между соответствующими.осями координат, связанных со статором и ротором, при этом упомянутые сумматоры подсое динены также к соответствующим источникам единичных сигналов, а выходь; делительных устройств - к блоку прямого преобразования координат. Вводятся также два множительных устройства, первый вход из которых подсоединен к выходу блока обратного преобразования с сигналом, пропорцио нальным проекции обобщенного вектора напряжения ротора на ось активного тока ротора, а выход через пропорцио нально-дифференцирующее звено с замедлением - к сумматору компенсирующих связей, включенному между регуля торами намагничивающего тока ротора, первый вход другого множительного устройства подсоединен к выходу блока обратного преобразования с сигналом, пропорциональным проекции обобщенн.огоi ектора напряжения ротора на ось потокосцепления статора, а выход к сумматору компенсирующих связей, включенному между регуляторами актив го тока ротора. При этом вторые входы упомянутых множительных устройств подсоединены к выходу блока обратно|ГО преобразования с сигналом, пропор циональным sin(2 У- х) . На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого асинхронного электропривода. Регулирование тока- ротора асинхронного двигателя (АД) производится в осях ортогональной cHCTeNW координат, одна из которых направлена по Обобщенному вектору потокосцепления статора, а другая - в опережгиощем на 90 электрических градусов напряжении. Фазные обмотки А, в, С статора и Of с / с ротора электрически соединены между собой и подключены к преобразователю частоты с непосредственной связью (ПЧНС). В Фазные цепи включены датчики токов (ДТ) и напряжений (ДН). В воздушном зазоре АД установлены датчики Холла (ДХ1) и ДХ2), а на валу - датчик углового положения (ДП) и тахогенератор (ТГ). Выходы датчиков подсоединены к блоку обратного преобразования координат (БОПК). Ко входу ПЧНС подсоединен блок прямого преобразования координат (БППК). Из уравнений, и структурной схемы АД с электрическим соединением обмоток статора и ротора следует, что в АД возникают не только внутренние перекрестные связи, свойственные обычному АД, но и нелинейные перекрестные связи между внешними воздействиями (напряжениями). Кроме того, возникооот дополнитепьные нелинейности в прямых каналах. Последние обстоятельства служат серьезным препятствием для синтеза высококачественного электропривода, так как затрудняют формирования рациональных законов изменения основных величин, от которых зависит электромагнитный момент АД, а именно потокосцепления статора и активного тока ротора Линеаризация каналов управления в предлагаемом электроприводе осуществляется с помощью введенных в прямые кансшы делительных устройств Д1 и Д2, подключенных своими входаt w. делимое к выходам пропорциональных регуляторов токов РТ1 и РТ2, а своими выходами - к входам БППК. Входы делитель Д1 и Д2 формируются в виде сумм единичного сигнала и сигнала соз(2Ч - х) , где У - угол между осью обобщенного вектора потокосцеплении статора и осью оС статора (Магнитная ось фазы А), ах- угол между осью Dd статора и осью оС ротора (магнитная ось фазы о.) . При этом сигнал cos(2V- х) поступает на Д1 чеез пропорционально-дмфференцируйцее звено с замедлением ПД31. Развязка по управляющим воздействиям осуществляется с помощью множительных vcTpofiCTB МУ1 и МУ2, причем выход -МУ через пропорционально-дифференцирующее звено с замедлением ПД32 соединен со входом сумматора з блоке компенсирующих связей, включенного между интегральным регулятором намагничивающего тока РТ1 и регулятор РТ1, а выход МУ2 непосредственно соединен со входом сумматора в блоке компенсирующих связей, включенного между интегральным регулятором активного тока РТ2 и регулятором РТ2 . Включение формирующих звеньев поз воляет производить формирование коор динаты Yj в функции одной величины i(- , компенсируя вторую (нелинейную) составляющую этой координаты, в результате чего упрощается синтез регуляторов . После произведенной линеаризации и развязки по внешним воздействиям развязка каналов управления по остал ным (внутренним ) связям АД не вызывает затруднений. Вход регулятора РТ2 через делител ное устройство ДЗ связан с выходом регулятора скорости (PC) и с выходом БОПК с сигналом активного тока iar. Делительное устройство ДЗ линеаризуе подсистему регулирования момента при изменении потокосцепления статора АД На вход PC через фильтр (Ф) и задатчик интенсивности (ЗИ) подается сигнал заданной скорости ш. Кроме того, на вход PC поступает сигнал обратной связи по частоте вращения вала. Вход РТ1 связан с выходом регулятора потокосцепления (РП) и с выходом БОПК с сигналом тока намагни вания . На вход РП подается сигнал,пропор циональный заданному потокосцеплению У , а также выходной сигнал Vj БОПК. Множительные устройства МУЗ, №4 и МУ5 формируют сигналы, компенсирую щие внутренние обратные связи АД. Положительная связь по сигналу УЗ / вводимая в верхний узел компенсирующих связей, также компенсирует собственную внутреннюю связь АД в канале регулирования потокосцепления. Делительное устройство ДЗ линеаризует подсистему регулирования электромагнитного момента двигателя. Формирование рациональных законов изменения основных координатора iir производится с помощью РТ1, РТ2, РП и PC, включенных по принципу подчиненного регулирования параметров с последовательной коррекцией. Введение внутренних контуров регулирования фазных токов с пропорцио нальными регуляторами фазных токов РТ1 и РТ2 упрощает компенсацию внутренних связей АД и линеаризацию нели нейностей ПЧНС. В блоке обратного преобразования БОПК производится формирование гармонических функций sin У и cosH/onpe деление амплитуды потокосцепления статора и составляющих напряжений и токов ротора ir iir по осям-регулирования, определение частоты скольжения , формирование гармонических функций sin(24-x) и, cos(2V - х) . В блоке прямого преобразования БППК производится формирование соответствукицих напряжений управления для ПЧНС по сигналам каналов регулирования намагничивгиощего и активного токов ротора. Предлагаемой электропривод в типовом режиме работает следующим образом. При пуске на вход ЭЙ подается ступенчато постоянный сигнал OJjJi задания скорости,на входе ЗИ получаем линейно изменяющийся с требуемым темпом сигнал. Фильтр (ф) демпфирует этот сигнал, чем уменьшается перерегулирование динамического момента примерно до 8%. Далее сигнал с выхода Ф поступает на вход PC, где он алгебраически суммируется с сигналом обратной связи датчика ТГ частоты вращения. PC формирует на выходе сигнал, пропорциональный заданному моменту двигателя М , который после прохождения через ДЗ образует сигнгш установки активного тока двигателя Одновременно на вход регулятора потокосцепления (РП) подаются сигна- лы задания и обратной связи по hoтокосцеплению статора, а на его выходе получается сигнал задания намагничивающего тока двигателя i . Контуры регулирования токов формируют требуемые диаграммы пусковых токов (активного и намагничивающего), обеспечивая поддержание с малым перерегулированием постоянного динамического момента. В предлагаемом асинхронном электроприводе обеспечивается устойчивость во всех режимах работы и высокая перегрузочная способность ограничиваемая, лищь мощностью источников питания и механической прочностью двигатеЛя. В электроприводе показатели качества переходных процессов соответствуют стандартным характеристикам высокодинакмчныхлинейных прнводов с подчиненным регулированием параметров. Диапазон регулирования скорости обеспечивается не менее 10:1 при минимальной рабочей скорости 0,1, что одновременно исключает необходимость применить специальное пусковое устройство и упрощает пуск и реверс электропривода. Кроме того, электропривод прост в настройке и обеспечивает ограничения, регулируемых величин. Формула изобретения Асинхронный электропривод, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, обмотки статора и ротора ко

Похожие патенты SU809461A1

название год авторы номер документа
Электропривод с асинхронной короткозамкнутой машиной 1975
  • Тарасенко Леонид Михайлович
SU647828A1
Электропривод с асинхронным короткозамкнутым двигателем 1976
  • Тарасенко Леонид Михайлович
  • Жильцов Игорь Витальевич
SU615584A1
Электропривод с асинхронным двигателем с массивным обмотанным ротором 1976
  • Тарасенко Леонид Михайлович
SU610276A1
Устройство для управления асинхронным двигателем 1976
  • Онищенко Георгий Борисович
  • Локтева Ирина Львовна
  • Шакарян Юрий Гевондович
  • Плотникова Татьяна Васильевна
SU657559A1
Устройство управления электроприводом переменного тока 1976
  • Онищенко Георгий Борисович
  • Локтева Ирина Львовна
  • Шакарян Юрий Гевондович
  • Плотникова Татьяна Васильевна
SU657558A1
Электропривод с асинхронным короткозамкнутым двигателем 1975
  • Тарасенко Леонид Михайлович
SU611282A1
Электропривод с асинхронной машиной с фазным ротором 1973
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Тарасенко Леонид Михайлович
  • Локтева Ирина Львовна
  • Кузнецов Иван Семенович
SU517126A1
Электропривод с машиной переменного тока 1976
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Тарасенко Леонид Михайлович
  • Пикус Юрий Григорьевич
SU649114A1
Способ управления электроприводом переменного тока и устройство для его осуществления 1976
  • Онищенко Георгий Борисович
  • Локтева Ирина Львовна
  • Шакарян Юрий Гевондович
  • Плотникова Татьяна Васильевна
SU656175A1
Устройство для управления электроприводом переменного тока 1977
  • Онищенко Георгий Борисович
  • Локтева Ирина Львовна
SU738090A1

Реферат патента 1981 года Асинхронный электропривод

Формула изобретения SU 809 461 A1

SU 809 461 A1

Авторы

Дацковский Лев Ханинович

Тарасенко Леонид Михайлович

Пикус Юрий Григорьевич

Шакарян Юрий Гевондович

Бабичев Юрий Егорович

Андриенко Петр Дмитриевич

Даты

1981-02-28Публикация

1975-06-02Подача