1
Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим средствам.
Известна форма носовой оконечности с бульбоображным носом и носовыми шпангоутами вогнутыми по направлению диаметральной плоскости судна в районе выше грузовой ватерлин 1.
Иедостатком устройства является сложность конструкции.
Наиболее близким решением из известных является плавучее средство, содержаш,ее обтекатель 2.
Недостатком устройства является то, что оно может быть использовано только для судов, имеюш,их острые образования оконечностей и невозможность использования для судов, имеюш,их плоское (транцевое) образование оконечностей, например для доков.
Целью изобретения является уменьшение сопротивления движения плавучего средства при его длине при проводке по фарватерам с ограниченными размерами по длине, например, через шлюзы.
Цель достигается тем, что обтекатель выполнен в виде трех шарнирно укрепленных к торцевому образованию плавучего средства пластин, из которых средняя пластина нижней кромки шарнирно укреплена на горизонтальной оси, расположенной в районе
днищевой части торцевого образования плавучего средства и, снабжена механизмами подъема, опускания и фиксации пластины, а две бортовых пластины, каждая своей вертикальной кромкой шарнирно укреплена к бортовой части соответствуюш.его борта торцевого образования плавучего средства, а другая, боковая свободная ее кромка, разъемно соединена с соответствуюш,ей боковой кромкой средней пластины, при этом боковые пластины снабжены механизмом их поворота и фиксации положения, причем торцевое образование оконечности плавучего средства оборудовано нишей.
Кроме того, с целью предотвраш,ения повреждения обтекателя в сложенном его положении при прохождении по фарватерам с ограниченными размерами, например, через шлюзы, средняя и бортовые пластины укреплены в нише.
На фиг. 1 изображено устройство для уменьшения сопротивления движению плавучего средства, вид со стороны торца; на фиг. 2 - то же, в плане; на фиг. 3 - то же, вид сбоку.
Плавучее средство например дока, состоит из укрепленного к торцевому образованию оконечности корпуса плавучего средства 1 изменяемой формы обтекателя, выполненного в виде средней пластины 2 и двух бортовых пластин 3 и 4, подкрепленных ребрами жесткости 5.
Средняя пластина 2 нижней кромкой 6 шарнирно укреплена в районе днищевой части 7 плавучего средства на горизонтальной оси 8, размещенной в нише 9 торцевого образования оконечности плавучего средства. К верхней кромке 10 средней пластины 2 шарнирно укреплены тяги 11, на другом конце которых укреплены ролики 12, размещенные в вертикальных направляющих 13, смонтированных в нише 9. Тяги 11 гибкой связью 14 соединены с приводом перемещения, например с лебедкой 15. Каждая из бортовых пластин 3 и 4 своей вертикальной кромкой 16 щарнирно укреплена к бортовой части соответствующего борта торцевого образования оконечности плавучего средства. Шарнирное соединение каждой из бортовых пластин 3 и 4 выполнено в виде размещенного в нише 9 вертикального вала 17, укрепленного в подщипниках 18 и 19, к которому неподвижно вертикальной кромкой 16 укреплена бортовая пластина 3 (4). Верхний конец вала 17 соединен с механизмом перемещения 20 (21).
Свободная боковая кромка 22, каждой из бортовых пластин 3 и 4 - разъемно-соединена с соответствующей боковой кромкой 23 и 24 средней пластины 2.
Разъемное соединение боковых кромок. 22 боковых пластин 3 и 4 с боковыми кромками 23 и 24 средней пластины 2 выполнено в виде укрепленного вдоль боковой кромки 23 и 24 средней пластины - 2 паза 25 и 26, в котором размещена свободная боковая кромка 22, соответствующей бортовой пластины 3 и 4.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Для проводки плавучего средства обтекатель вь1двигают из ниш 9 оконечности судна, придавая обтекаемые обводы корпусу плавучего средства. Для этого среднюю пластину 2 путем ее поворота вокруг оси 8 вываливают из ниши 9 за пределы торцевого образования корпуса плавучего средства на угол, достаточный для размещения бортовых пластин 3 и 4 между торцевыми образованиями судна и средней пластиной 2.
По мере поворота средней пластины 2 гибкую связь 14 вытравливают, при этом тяги 11, поворачиваясь вокруг их шарнирного сочленения со средней пластиной 2, занимают наклонное положение, а ролики 12 перекатываются по направляющим 13. Далее приводами перемещения 20 и 21 бортовые пластины 3 и 4 поворачивают на угол, обеспечивающий размещение их свободных боковых кромок 22 в пазах 25 и 26 средней пластины. После этого среднюю пластину 2 приводами перемещения 15 через гибкие связи 13 и тяги 11 поворачивают до размещения свободных боковых кромок 22 бортовых пластин в соответствующих им пазах 25 и 26, затем гибкие связи 14 натягивают (набивают), вследствие чего средняя 2 и бортовая 3 и 4 пластины фиксируются между собой в определенном положении между собой и относительно торцевого образования оконечности плавучего средства.
При проводке плавучего средства по водным путям с ограниченной длиной, например через шлюзы, среднюю 2 и бортовые пластины 3 и 4 убирают в нишу 9 в порядке обратной вышеизложенному. В убранном
в нишу 9 положение пластины 2, 3 и 4 фиксируют, например, с помошью талрена (па чертеже не показан).
Предлагаемое устройство обеспечивает уменьшение сопротивления воды движению
плавучего средства, имеюших прямостенные обводы, например доков, при их проводке по водным магистралям.
Кроме того, оно будучи убранным в пишу, позволяетпроводить плавучее средство по водным путям с ограниченной длиной, например, через шлюзы при с;нижении трудоемкости, необходимой для его складывания и образования обтекателя при проводке по водным путям.
Формула изобретения
1.Плавучее средство, например док, содержашее обтекатель, отличаюшееся
тем, что, с целью уменьшения сопротивления движению плавучего средства при его проводке и уменьшения габаритов по его длине, при проводке по фарватерам с ограниченными размерами по длине, например, через шлюзы, обтекатель выполнен в виде трех шарнирно-укрепленных к торцевому образованию плавучего средства пластин, из которых средняя пластина нижней
кромки шарнирно укреплена на горизонталь ной оси, расположенной в районе днищевой части торцевого образования плавучего средства и, снабжена механизмами подъема, опускания и фиксации пластины, а две
бортовых пластины, каждая своей вертикальной кромкой шарнирно укреплена к бортовой части соответствующего борта торцевого образования плавучего средства, а другая, боковая свободная ее кромка,
разъемно соединена с соответствующей боковой кромкой средней пластины, при этом бортовые пластины снабжены механизмом их поворота и фиксации положения, причем торцевое образование оконечности
плавучего средства оборудовано нищей.
2.Плавучее средство по п. 1, отличаюшееся тем, что, с целью предотвращения повреждения обтекателя в сложенном его положении при прохождении по фарватерам с ограниченными размерами, например, через шлюзы, средняя и бортовые пластины укреплены в нише.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 227116, кл. В 63В 1/00, 11.05.65.
2.Патент США № 3540400, кл. 114/56, опублик. 1970 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Плавучий транспортный док | 1980 |
|
SU906788A1 |
ПЛАВУЧИЙ ДОК И СПОСОБ ЕГО САМОДОКОВАНИЯ | 2001 |
|
RU2197407C1 |
Кессон-док | 1990 |
|
SU1759725A1 |
СУДНО-ШЛЮЗ ДЛЯ ПРОВОДКИ СУДОВ ПОД МОСТАМИ | 1971 |
|
SU424763A1 |
Плавучий док и способ докования в нем судов | 1983 |
|
SU1104053A1 |
ДЕСАНТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ | 2005 |
|
RU2296078C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ | 2009 |
|
RU2390460C1 |
Устройство для защиты плавучего дока от атмосферных осадков | 1981 |
|
SU1011455A1 |
Док-кессон | 1991 |
|
SU1794798A1 |
Устройство для проводки плавсредств | 1975 |
|
SU649783A1 |
ZI, 26
/J
Фиг. 2
fc.i7
Авторы
Даты
1981-04-07—Публикация
1978-02-22—Подача