1
Изобретение относится к области гидротехники и касается плавучих полушлюзов судоподъемников.
По основному авт. ев № 331153 известен передвижной полушлюз судоподъемника, включаюш,ий плоский П1.ит с уплотнением и опорами в образованных в судоподъемниках пазах, клапан с рабочими затворами, причем он выполнен плавучим с воздушными полостями, образованными в его продольных стенках, при этом продольные стенки имеют форму направляюш,их пал 1.
Недостаток конструкции заключается в следуюш,ем. Из-за различных значений динамического и статического коэффициентов трения в опорах и уплотнениях плоского щита перемещение полушлюза по мере изменения уровней в бьефе происходит не плавно, а скачками. Этот недостаток требует увеличения величины запаса глубины в клапане полушлюза, кроме того вся подвижная конструкция полушлюза подвергается динамическим нагрузкам при каждом перемещении.
Целью изобретения является обеспечение плавного перемещения полушлюза.
Указанная цель достигается тем, что каждая продольная стенка полушлюза выполнена, по крайней мере, с одним поперечным пазом в днище, высота которого равна
величине углуоления стенки под уровень воды, а основание паза выполнено плоским. Кроме того, поперечные пазы в продольных стенках имеют П-образную форму,
продольные кромки основания паза оборудованы жесткими стенками.
На фиг. 1 изображен передвижной полушлюз в продольном разрезе; на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - сечение А-
А фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б фиг. 2.
Г1ередвижной полушлюз судоподъемника
состоит из плоского щита 1, боковых стенок
2, оборудованных воздушными полостями 3.
Плоский щит 1 входит в боковые пазы 4 и
донный паз 5 бетонного устоя 6, а стенки 2 входят в ниши 7 устоя 6. Плоский щит 1 оборудован опорами 8 и уплотнениями 9. Стенки 2 соединены между собою балками 10. Каждая стенка 2 имеет в днище поперечный паз 11. Стенки 2 могут иметь и несколько пазов. В поперечном разрезе паз И имеет П-образную форму. Основание паза совпадает с уровнем воды в бьефе, а глубина паза равна осадке стенки. Продольные кромки паза 11 оборудованы жесткими стенками 12, создающими между основанием паза и уровнем воды воздущную подушку. В верхней части щита 1 между стенками
2 имеется клапан, перекрытый затвором 13,
С торцевой стороны полушлюза по контуру клапана имеется выдвижное уплотнение 14.
Судовозная камера 15 имеет торцевой затвор 16. В камере размещается судно 17.
Работа полушлюза.
При колебаниях уровня в бьефе (подъеме или опускании) полушлюз перемещается вслед за уровнем. Плавное перемещение полушлюза (вслед за уровнем) обеспечивается установкой его в такое положение, чтобы заглубление стенок 2 было равно глубине паза 11, при этом основание нара 11 совпадает с уровнем воды, при этом между уровнем воды и основанием паза создается воздушная прослойка. Достигнуть такой установки баластировкой воздушных полостей 3, например, заполняя их водой или загружая любым грузом (чугунными чушками, песком и т. д.).
При подъеме уровня в бьефе установленный таким образом полушлюз не задерживается в пазах 4 и 5, а тотчас же следует за уровнем воды, что обусловлено значительным увеличением подъемных усилий, так как включается дополнительная подъемная сила, обусловленная дополнительной площадью полостей 3, включающая площадь основания паза 11. При спаде уровня воды в бьефе полушлюз одновременно перемещается вниз, поскольку включается дополнительная пригрузка стенок 2, а кроме того действует на полушлюз сила «прилипания плоского основания паза 11 к уровню воды. Воздушная прослойка увеличивает силу прилипания. Передача судна
17 из камеры 15 в бьеф происходит обычным образом. Между камерой 15 и щитом 1 устанавливается уплотнение 14. Пространство меледу затворами 13 и 16 заполняется водой, а затем затворы 13 и 16 открываются и судно 17 переходит из камеры 15 в бьеф. В камеру заходит судно из бьефа, после чего ставятся затворы 14 и 16, сбрасывается в нижний бьеф вода из межзатворного пространства, а уплотнение 14 снимается. Камера 15 судоподъемника перемещается к полущлюзу другого бьефа.
Формула изобретения
1.Передвижной полущлюз судоподъемника по авт. св. № 331153, отличающийся тем, что, с целью обеспечения плавного перемещения полущлюза, каждая продольная стенка полущлюза выполнена, по крайней мере, с одним поперечным пазом в днище, высота которого равна величине углубления стенки под уровень воды, а основание паза выполнено плоским.
2.Полушлюз по п. 1, отличающийся тем, что поперечные пазы в продольных стенках имеют П-образную форму.
3.Полушлюз по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что продольные кромки основания паза оборудованы жесткими стенками.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство
СССР № 331153, кл. Е 02С 3/00, 1966.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов | 1980 |
|
SU894056A2 |
Передвижной полушлюз продольного наклонного судоподъемника | 1973 |
|
SU552385A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1980 |
|
SU907154A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1980 |
|
SU1079746A1 |
Передвижной полушлюз судоподъемника | 1976 |
|
SU589333A2 |
Наклонный судоподъемник | 1980 |
|
SU954553A2 |
Направляющее устройство для ввода судов через полушлюз в судовозную камеру поперечного наклонного судоподъемника | 1979 |
|
SU861470A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1978 |
|
SU749974A1 |
НАКЛОННЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК С ПОПЕРЕЧНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ СУДОВ | 1970 |
|
SU282154A1 |
Передвижной полушлюз поперечного наклонного судоподъемника | 1971 |
|
SU604899A1 |
/iaxc. .W / / Еэ-
,0/ а /f |,
.ур
///- /////////////////7//// В
I tZ Щу&.З
z f /z /г
fpr/z.
Авторы
Даты
1981-04-07—Публикация
1979-02-07—Подача