(54) НАКЛОННЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК С ПОПЕРЕЧНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ СУДОВ
I
Изобретение относится к транспорту и предназначено для передачи судов из бьефа в бьеф на высоконапорных гидроузлах.
По основному авт. св. № 282154 известен судоподъемник с поперечным перемещением судов, где в качестве сопрягающего устройства предусмотрен передвижной щит с клапаном для прохода судов, оборудованный опорно-ходовыми устройствами и уплотнениями 1.
Недостатком известного судоподъемника является ненадежная работа уплотнений при передвижении щита, что приводит к износу уплотнений и к фильтрационным потерям воды.
Цель изобретения - повышение надежности работы судоподъемника.
Поставленная цель достигается тем, что контур уплотнения передвижного щита выполнен из нижнего донного и боковых участков бульбообразного резинового профиля, размещенных по периметру входного отверстия подходного канала, причем нижний донный участок уплотнения установлен параллельно наклонным путям, а боковые участки установлены перпендикулярно им.
Кроме того, бульбообразное уплотнение передвижного щита выполнено с компенсирующей полостью, расположенной между бульбой и примыкающей к торцу подходного канала гранью и имеющей в поперечном сечении форму ромба.
На передвижном щите могут быть выполнены пазы в виде канавок полукруглого сечения, сопрягаемые с бульбообразным уплотнением, при этом нижний наклонный паз выполнен параллельно наклонным путям
fQ и сопряжен с донным участком уплотнения, а боковые пазы, сопряженные с боковыми участками, расположены перпендикулярно наклонным путям и выполнены из ряда отдельных параллельных канавок.
На фиг. 1 изображен судоподъемник,
15 план; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. I; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - узел I на фиг. 1.
Наклонный судоподъемник состоит из наклонных судовозных путей 1, судовозной камеры 2, канатных механизмов 3 для подъема камеры 2 с судном 4, сопрягающих устройств с верхнего и нижнего бьефа.
Сопрягающее устройство состоит из подходного канала 5, ограниченного стенками 6,
и бетонной головы с устоями 7, оборудованной пазами ремонтного заграждения 8 и уплотнениями 9. К бетонной голове с устоями 7 примыкает передвижной плоский щит 10 трапецеидальной или треугольной формы, установленный на наклонные пути 11 и оборудованный полушлюзом 12, закрытым затвором 13, а также уплотнениями 14. Уплотнение 9 состоит из трех участков, обрамляющих входное отверстие канала; два участка, размещенные по торцу устоев 7, смонтированы перпендикулярно судовозным путям 1 и путям 11, а нижний участок уплотнения 9, обрамляющий днище полушлюза, выполнен параллельно как судовозным путям 1, так и путям 11.
Плоский передвижной щит со стороны подходного канала выполнен с пазами, сопрягаемыми с уплотнением 9, нижнему наклонному участку уплотнения соответствует наклонный паз, выполненный в виде канавок 15 полукруглого сечения, а боковым участкам уплотнения 9 соответствуют пазы в виде ряда канавок 16 того же сечения, расположенных перпендикулярно к путям 1.
Уплотнение 9 бульбообразного профиля состоит из круглой бульбы 17, плоской грани 18, закрепленной на бетонных устоях и днище подходного канала, а также компенсатора 19 с полостью 20, расположенного между бульбой 17 и гранью 18. Компенсатор 19 может иметь прямоугольную или ромбовидную форму, а полость 20 заполняется воздухом и сопряжена с атмосферой. Судовозная камера 2 имеет в торцах затворы 21 (затвор с другого торца камеры не показан).
Судоподъемник работает следующим образом.
Плоский щит 10 перемещается по наклонным путям 11 и устанавливается так, чтобы глубина воды в полушлюзе 12 равнялась глубине воды в камере 2 и была достаточной для прохода судна 4 из камеры в бьеф и обратно. При перемещении щита 10 нижний участок уплотнения 9 скользит поверхностью бульбы 17 по канавке 15, а боковые участки уплотнения скользят по поверхности щита 10. При остановке щита боковые участки уплотнения попадают в канавки 16 на щите 10.
Судно 4 перемещается в камере 2 по путям 1 механизмами 3 или от нижнего бьефа к верхнему или наоборот.
Камера подходит к полушлюзу 12 щита 10 и останавливается, при этом уровень воды в бьефе и камере 2 должен быть на одной отметке. Это достигается тем, что пролет полущлюза 12, перекрытый затвором 13, выполнен больще судоходного пролета камеры 2 на величину щага перемещения щита, определяемого расстоянием между канавками 16.
После остановки камеры 2 между ее торцом и полущлюзом устанавливается уплотнение 14. Пространство между затворами 13 и 21 заполняется водой, а затворы поднимаются. Судно 4 выходит из камеры 2 в бьеф, а на его место устанавливается другое судно.
Передача судна через полушлюз в нижнем бьефе происходит в таком же порядке.
Изобретение повышает эксплуатационную надежность судоподъемника, так как снижение износа и сокращение потерь воды, особенно при перемещении полущлюза, увеличивает срок службы уплотнений, исключает из сооружения водосбросные лотки большого сечения, улучшает условия эксплуатации всех конструкций.
20
Формула изобретения
1.Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов по авт. ев № 282154, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности его работы, контур уплотнения передвижного щита выполнен из нижнего донного и боковых участков бульбообразного резинового профиля, размещенных по периметру входного отверстия подходного канала, причем нижний донный участок
уплотнения установлен параллельно наклонным путям, а боковые участки установлены перпендикулярно им.
2.Наклонный судоподъемник по п. 1, отличающийся тем, что бульбообразное уплотнение передвижного щита выполнено
с компенсирующей полостью, расположенной между бульбой и примыкающей к торцу подходного канала гранью и имеющей в поперечном сечении форму ромба.
3.Наклонный судоподъемник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что на передвижном
щите выполнены пазы в виде канавок полукруглого сечения, сопрягаемые с бульбообразным уплотнением, при этом нижний наклонный паз выполнен параллельно наклонным путям и сопряжен с донным участком уплотнения, а боковые пазы, сопряженные с боковыми участками, расположены перпендикулярно наклонным путям и выполнены из ряда отдельных параллельных канавок.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 282154, кл. Е 02 С 3/00, 1970.
Фuг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАКЛОННЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК С ПОПЕРЕЧНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ СУДОВ | 1970 |
|
SU282154A1 |
Передвижной полушлюз судоподъемника | 1979 |
|
SU819262A2 |
Направляющее устройство для ввода судов через полушлюз в судовозную камеру поперечного наклонного судоподъемника | 1979 |
|
SU861470A1 |
Наклонный судоподъемник | 1980 |
|
SU954553A2 |
Наклонный судоподъемник | 1980 |
|
SU920100A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1978 |
|
SU749974A1 |
Наклонный судоподъемник | 1985 |
|
SU1285111A1 |
Наклонный судоподъемник | 1986 |
|
SU1350245A1 |
Наклонный судоподъемник | 1982 |
|
SU1046417A1 |
Наклонный поперечный судоподъемник | 1981 |
|
SU1023027A2 |
-A
-.-|1
: -- I : i;J|-vij;.
6-ь
-Я
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1980-03-04—Подача