Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов Советский патент 1981 года по МПК E02C3/00 

Описание патента на изобретение SU894056A2

(54) НАКЛОННЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК С ПОПЕРЕЧНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ СУДОВ

I

Изобретение относится к транспорту и предназначено для передачи судов из бьефа в бьеф на высоконапорных гидроузлах.

По основному авт. св. № 282154 известен судоподъемник с поперечным перемещением судов, где в качестве сопрягающего устройства предусмотрен передвижной щит с клапаном для прохода судов, оборудованный опорно-ходовыми устройствами и уплотнениями 1.

Недостатком известного судоподъемника является ненадежная работа уплотнений при передвижении щита, что приводит к износу уплотнений и к фильтрационным потерям воды.

Цель изобретения - повышение надежности работы судоподъемника.

Поставленная цель достигается тем, что контур уплотнения передвижного щита выполнен из нижнего донного и боковых участков бульбообразного резинового профиля, размещенных по периметру входного отверстия подходного канала, причем нижний донный участок уплотнения установлен параллельно наклонным путям, а боковые участки установлены перпендикулярно им.

Кроме того, бульбообразное уплотнение передвижного щита выполнено с компенсирующей полостью, расположенной между бульбой и примыкающей к торцу подходного канала гранью и имеющей в поперечном сечении форму ромба.

На передвижном щите могут быть выполнены пазы в виде канавок полукруглого сечения, сопрягаемые с бульбообразным уплотнением, при этом нижний наклонный паз выполнен параллельно наклонным путям

fQ и сопряжен с донным участком уплотнения, а боковые пазы, сопряженные с боковыми участками, расположены перпендикулярно наклонным путям и выполнены из ряда отдельных параллельных канавок.

На фиг. 1 изображен судоподъемник,

15 план; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. I; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - узел I на фиг. 1.

Наклонный судоподъемник состоит из наклонных судовозных путей 1, судовозной камеры 2, канатных механизмов 3 для подъема камеры 2 с судном 4, сопрягающих устройств с верхнего и нижнего бьефа.

Сопрягающее устройство состоит из подходного канала 5, ограниченного стенками 6,

и бетонной головы с устоями 7, оборудованной пазами ремонтного заграждения 8 и уплотнениями 9. К бетонной голове с устоями 7 примыкает передвижной плоский щит 10 трапецеидальной или треугольной формы, установленный на наклонные пути 11 и оборудованный полушлюзом 12, закрытым затвором 13, а также уплотнениями 14. Уплотнение 9 состоит из трех участков, обрамляющих входное отверстие канала; два участка, размещенные по торцу устоев 7, смонтированы перпендикулярно судовозным путям 1 и путям 11, а нижний участок уплотнения 9, обрамляющий днище полушлюза, выполнен параллельно как судовозным путям 1, так и путям 11.

Плоский передвижной щит со стороны подходного канала выполнен с пазами, сопрягаемыми с уплотнением 9, нижнему наклонному участку уплотнения соответствует наклонный паз, выполненный в виде канавок 15 полукруглого сечения, а боковым участкам уплотнения 9 соответствуют пазы в виде ряда канавок 16 того же сечения, расположенных перпендикулярно к путям 1.

Уплотнение 9 бульбообразного профиля состоит из круглой бульбы 17, плоской грани 18, закрепленной на бетонных устоях и днище подходного канала, а также компенсатора 19 с полостью 20, расположенного между бульбой 17 и гранью 18. Компенсатор 19 может иметь прямоугольную или ромбовидную форму, а полость 20 заполняется воздухом и сопряжена с атмосферой. Судовозная камера 2 имеет в торцах затворы 21 (затвор с другого торца камеры не показан).

Судоподъемник работает следующим образом.

Плоский щит 10 перемещается по наклонным путям 11 и устанавливается так, чтобы глубина воды в полушлюзе 12 равнялась глубине воды в камере 2 и была достаточной для прохода судна 4 из камеры в бьеф и обратно. При перемещении щита 10 нижний участок уплотнения 9 скользит поверхностью бульбы 17 по канавке 15, а боковые участки уплотнения скользят по поверхности щита 10. При остановке щита боковые участки уплотнения попадают в канавки 16 на щите 10.

Судно 4 перемещается в камере 2 по путям 1 механизмами 3 или от нижнего бьефа к верхнему или наоборот.

Камера подходит к полушлюзу 12 щита 10 и останавливается, при этом уровень воды в бьефе и камере 2 должен быть на одной отметке. Это достигается тем, что пролет полущлюза 12, перекрытый затвором 13, выполнен больще судоходного пролета камеры 2 на величину щага перемещения щита, определяемого расстоянием между канавками 16.

После остановки камеры 2 между ее торцом и полущлюзом устанавливается уплотнение 14. Пространство между затворами 13 и 21 заполняется водой, а затворы поднимаются. Судно 4 выходит из камеры 2 в бьеф, а на его место устанавливается другое судно.

Передача судна через полушлюз в нижнем бьефе происходит в таком же порядке.

Изобретение повышает эксплуатационную надежность судоподъемника, так как снижение износа и сокращение потерь воды, особенно при перемещении полущлюза, увеличивает срок службы уплотнений, исключает из сооружения водосбросные лотки большого сечения, улучшает условия эксплуатации всех конструкций.

20

Формула изобретения

1.Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов по авт. ев № 282154, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности его работы, контур уплотнения передвижного щита выполнен из нижнего донного и боковых участков бульбообразного резинового профиля, размещенных по периметру входного отверстия подходного канала, причем нижний донный участок

уплотнения установлен параллельно наклонным путям, а боковые участки установлены перпендикулярно им.

2.Наклонный судоподъемник по п. 1, отличающийся тем, что бульбообразное уплотнение передвижного щита выполнено

с компенсирующей полостью, расположенной между бульбой и примыкающей к торцу подходного канала гранью и имеющей в поперечном сечении форму ромба.

3.Наклонный судоподъемник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что на передвижном

щите выполнены пазы в виде канавок полукруглого сечения, сопрягаемые с бульбообразным уплотнением, при этом нижний наклонный паз выполнен параллельно наклонным путям и сопряжен с донным участком уплотнения, а боковые пазы, сопряженные с боковыми участками, расположены перпендикулярно наклонным путям и выполнены из ряда отдельных параллельных канавок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 282154, кл. Е 02 С 3/00, 1970.

Фuг.

Похожие патенты SU894056A2

название год авторы номер документа
НАКЛОННЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК С ПОПЕРЕЧНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ СУДОВ 1970
SU282154A1
Передвижной полушлюз судоподъемника 1979
  • Колосов Михаил Александрович
SU819262A2
Направляющее устройство для ввода судов через полушлюз в судовозную камеру поперечного наклонного судоподъемника 1979
  • Кустанович Лев Соломонович
  • Ларионов Сергей Владимирович
SU861470A1
Наклонный судоподъемник 1980
  • Колосов Михаил Александрович
  • Еремеев Борис Васильевич
SU954553A2
Наклонный судоподъемник 1980
  • Ларионов Сергей Владимирович
SU920100A1
Наклонный бескамерный судоподъемник 1978
  • Кошкин Вячеслав Яковлевич
  • Еремеев Борис Васильевич
  • Симаков Генрих Васильевич
  • Мошков Александр Борисович
  • Клюев Вадим Владимирович
SU749974A1
Наклонный судоподъемник 1985
  • Колосов Михаил Александрович
  • Шулькин Семен Эйзерович
SU1285111A1
Наклонный судоподъемник 1986
  • Колосов Михаил Александрович
  • Шулькин Семен Эйзерович
SU1350245A1
Наклонный судоподъемник 1982
  • Колосов Михаил Александрович
  • Сапцин Валерий Петрович
SU1046417A1
Наклонный поперечный судоподъемник 1981
  • Ларионов Сергей Владимирович
SU1023027A2

Иллюстрации к изобретению SU 894 056 A2

Реферат патента 1981 года Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов

Формула изобретения SU 894 056 A2

-A

-.-|1

: -- I : i;J|-vij;.

6-ь

SU 894 056 A2

Авторы

Колосов Михаил Александрович

Ларионов Сергей Владимирович

Даты

1981-12-30Публикация

1980-03-04Подача