1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидроприводу транспортных средств, и может быть применено в гидрообъемных трансмиссиях многоосных транспортных средств различного назначения.
Известна гидрообъемная трансмиссия полноприводного транспортного средства, выполненная по бортовой схеме, содержащая приводной двигатель, механически соединенный с двумя бортовыми реверсивными регулируемыми гидронасосами, каждый из которых через электроуправляемый клапан гидравлически соединен с параллельно установленными на ведущих колесах каждого борта нерегулируемыми гидромоторами, причем механизм изменения рабочего объема каждого из двухбортовых гидронасосов кинематически связан с подвижным элементом двухщтокового гидроцилиндра управления, и вспомогательный источник давления 1.
Недостатком известной трансмиссии является невозможность воздействия на механизм изменения рабочего объема насоса для изменения скорости вращения валов гидромоторов при постоянном числе последних.
Цель изобретения - повыщение эффективности гидрообъемной трансмиссии.
Указанная цель достигается тем, что гидрообъемная трансмиссия снабжена системой управления изменением рабочего объема каждого из упомянутых бортовых гидронасосов, выполненной в виде двух- следящих гидрораспределителей, золотник первого из которых механически соединен с органом управления скоростью транспортного средства, а золотник второго - кинематически связан с приводом щагового электродвигателя, электрически соединенного с электроуправляемьши клапанами, причем каждый следящий гидрораспределитель гидравлически связан с вспомогательным источником давления и полостями соответствующего двухштокового гидроцилиндра.
На чертеже показана гидрокинематмческая схема гидрообъемной трансмиссии.
Гидронасосы 1 регулируемой производительности, приводимые в действие двигателем 2, соединены по бортовой схеме с гидромоторами 3, которые подключены параллельно к магистралям 4 и 5. На подводящих к гидромоторам 3 магистралях 6 и 7 установлены дистанционно управляемые запорные устройства 8. К механизму 9 изменения рабочего объема гидронасоса 1 присоединены гидроцилиндры 10, полости 11 и 12 которых подключены через следящие золотниковые гидрораспределители 13 и 14 к источнику 15 давления, приводимому в действие от вала гидронасоса 1. Золотники следящих золотниковых гидрораспределителей 14 соединены тягами 16 с коромыслом 17. Последнее по оси поворота соединено щарнирами с карданным валом 18 редуктора 19 рулевого колеса 20 и с тягой 21 рычага 22 скорости. Золотники следящих золотниковых гидрораспределителей 13 соединены с выходными валами шаговых электродвигателей 23. Управление гидрообъемной трансмиссией, выполненной по бортовой схеме у1ногоколесного транспортного средства с колесной формулой пХп осуществляется комбинированным способом, сочетающим плавное регулирование за счет рабочих объемов гидронасосов 1 и ступенчатое регулирование за счет количества включенных в гидросистему гидромоторов 3. Управление гидрообъемной трансмиссией с постоянным числом подключенных к гидросистеме гидромоторов осуществляется плавно рычагом 22 скорости и рулевым колесом 20. Отклонение рычага 22 скорости сообщает через тягу 21 перемещение коро.мыслу 17, которое воздействует тягами 16 на золотники следящих золотниковых гидрораспределителей 14. При этом поток рабочей жидкости от источника 15 давления направляется в полость 11 гидроцилиндров 10. Происходящее при перемещении поршней гидроцилиндров 10 синхронное измене ние рабочих объемов гидронасосов 1 обуславливает подачу равных потоков рабочей жидкости к гидромоторам 3 через запорные устройства 8. Гидромоторы обоих бортов транспортного средства, вращаясь с одинаковой скоростью, сообщают последнему прямолинейное движение вперед. Отклонение рычага 22 скорости в противоположном направлении соединяет напорные линии источников 15 давления с полостями 12 гидроцилиндров 10. При этом происходит прямолинейное движение транспортного средства назад. Поворот рулевого колеса 20 сообщает через карданный вал 18 и коромысло 17 разнонаправленное перемещение тягам 16. Последние, воздействуя на золотники следящих золотниковых гидрораспределителей 14, сообщают с источниками 15 давления полость 11 одного гидроцилиндра 10 и полость 12 другЬго. При этом происходит разнозначное изменение рабочих объемов гидронасосов 1, т.е. рабочие объемы насовов разнозначно изменяются относительно рабочего объема, имевщего место до поворота рулевого колеса 20. К гидромоторам бортов транспортного средства поступает разное количество рабочей жидкости, вследствие чего выходные валы одного борта вращаются быстрее, а другого - медленнее. Происходит поворот транспортного средства в сторону отстающего борта. Наличие электрической обратной связи между механизмами 9 и следящими золотниковыми гидрораспределителями 14 осуществляет пропорциональное изменение рабочих объемов насосов 1 от угла наклона рычага 22 скорости и угла поворота рулевого колеса 20. Ступенчатое регулирование осуществляется дистанционно управляемыми запорными устройствами 8, которые включают и отключают от гидросистемы гидромоторы 3. Сигнал к запорным устройствам 8 поступает с пульта управления, на котором водитель может включить или отключить любое число из имеющихся пар гидромоторов. Кроме внутреннего контура управления запорными устройствами 8 существует внещний. Под внещним контуром подразумевается автоматическое отключение последних при изменении дорожных условий, вызывающих буксование колеса или колес. Сигнал о переключениях запорных устройств 8 поступает на пульт управления, с которого автоматически подается сигнал рассогласования к щаговым электродвигателям 23 следящих золотниковых гидрораспределителей 13. Электродвигатели 23, перемещая золотники, направляют потоки рабочей жидкости от источников 15 давления в полости 11 или 12 гидроцилиндров 10. При этом происходит пропорциональное количеству включенных гидромоторов изменение рабочих объемов насосов. Наличие электрической обратной связи между механизмом 9 изменения рабочего объема и пультом управления устраняет рассогласование, вводимое электродвигателями 23 по отработке гидроцилиндрами 10 сигнала о переключении запорных устройств 8. Подключение каждого гидроцилиндра к источнику давления, установленному на борту, через два следящих золотниковых распределителя, золотник i одного из которых снабжен щаговым двигателем, а другой механически соединен с органами управления, позволяет тем самым повысить эффективность гидрообъемной трансмиссии за, счет обеспечения плавного и ступенчатого регулирования органами управления. Формула изобретения Гидрообъемная трансмиссия полноприводного транспортного средства, выполнен
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАШИНЫ С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2013 |
|
RU2529111C1 |
Малогабаритный трактор | 1990 |
|
SU1717458A1 |
Устройство поворота транспортного средства | 1990 |
|
SU1733280A1 |
Транспортное средство | 1986 |
|
SU1402444A1 |
ЛЕСНАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2118262C1 |
Система управления транспортного средства | 1985 |
|
SU1311954A1 |
Гидравлическая система транспортного средства с гидрообъемной трансмиссией | 1983 |
|
SU1150139A1 |
Гидрообъемная трансмиссия много-ОСНОгО ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU819460A1 |
КОЛЕСНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2220856C2 |
ГИДРОПРИВОД САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2037434C1 |
Авторы
Даты
1981-04-23—Публикация
1976-06-16—Подача