1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным транспортным средствам.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее вертикальный шарнир, закрепленный на одной из полурам, и горизонтальный продольный шарнир, ось которого .соединена с вертикальным шарниром и расположена в цапфе, рад мещенной в гнезде второй полурамы fl
Недостатком этого устройства является большая сложность, следовательно, и трудоемкость сборки и разборки вертикального шарнира, которая возникает при соединении или рассоединения тягача и полуприцепа. Перекос или смещение осей сопрягаемых деталей вертикального шарнира вызывает заклинивание пальцев и создает- трудности при установке опорных шайб, предназначенных:для компенсаций зазора между проушинами вертикального шарнира.
Сборку или разборку вертикального шарнира сцепного устройства можно выполнять только в ремонтных
мастерских и при наличии з узоподъемных средстй.
Цель изобретения - снижение трудоемкости сцепления и расцепления полурам.
Поставленная цель достигается тем, что сцепное устройство снабжено закрепленными на указанной цапфе проушинами с шарнирно закрепленными на них стяжными винтами и размещенными на второй полураме упорами, в которых выполнены пазы под упомянутые стяжные винты, при этом последние имеют гайки для взаимодействия с указанными упорами, а сопряженные поверхности гнезда второй полурамы и цапфы выполнены коническими.
На фиг. 1 изображено сцепное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху.
Сцепное устройство соединяет полураму i с полурамой 2 шарнирным узлом, выполненным в виде вертикального и горизонтального шарниров.
Вертикальный шарнир образован жестко связанными с полург мой 1 проушинами 3, соединительными пальцами 4 и проушинами 5.
Горизонтальный шарнир образован осью 6, подшипниками скольжения 7,
конической втулкой 8 и закрепленной на второй полураме цапфой 9, внутренняя поверхность которой выполнена конической, а наружная - снабжена упорами 10 с пазами под стяжные винты 11, соединенньош шарнирно посредством пальцев 12 с проушинами 13, закрепленными на конической втулк.е 8. На стяжных винтах 11 расположены гайки 14 и 15. Коническая втулка 8 удерживается на оси горизонтального шарнира с помощью шайбы 16 и болтов 17. Для компенсации зазора между проушинами вертикального шарнира уст новлены опорные шайбы 18, а поворот полурам одна относительно другой вокруг пальцев 4 осуществляется силовыми цилиндрами 19. Внутренняя поверхность оси горизонтального шарнира выполнена полой для размещения карданного вала.
Сцепное устройство работает следукяцим образом.
Для рассоединения полурам отпускают гайки 14 и завинчивгиот гайки 15 до тех пор, пока они, взаимодействуя с упорами 10 и стяжнЕлми винтами 11, не вытолкнут вместе с осью горизонтального шарнира коническую втулку 8 из цапфы 9. После этого извлекают стяжные винты 11 из пазов (на чертеже не обозначены) упоров 10
Для соединения полурам гайки 15 отвинч ивалот в крайнее пол&жение, стяжные винты устанавливают в пазы упоров 10 и, затягивая гайки 14, сопрягают коническую втулку 8 с цапфой 9.
Таким образом, монтаж и демонтаж сцепного устройства полурам сочлененного транспортного средства не требует сборки и разборки вертикального шарнира, которые сопровождаются большими трудозатратами.
Формула изобретения
Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее вертикальный шарнир, закрепленный на одной из полурам, и горизонтёшьный ПРОДОЛЬНЫЙ шарнир, ось которого соединена с вертикальным шарниром и расположена в цапфе, размещенной в гнезде второй полурамы, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости сцепления и расцепления полурам, оно снабжено закрепленными на указанной цапфе проушинами с шарнирно закрепленными на них стяжными винтами и размещенными на второй полураме упорами, в которых выполнены пазы под упомянутые стяжные винты, при этом последние имеют гайки для взаимодействия с указанными упорами, а сопряженные поверхности гнезда второй полурамы и цапфы выполнены коническими.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР №631379, кл. .В 62 О 53/02, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сцепное устройство двухосного сочлененного транспортного средства | 1983 |
|
SU1122524A1 |
СЕЯЛКА ЗЕРНОТУКОВАЯ ШИРОКОЗАХВАТНАЯ МОБИЛЬНАЯ | 2010 |
|
RU2485750C2 |
Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства | 1980 |
|
SU935321A1 |
Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства | 1980 |
|
SU912583A1 |
Сцепное устройство полурам сочленного транспортного средства | 1980 |
|
SU912582A1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПОЛУРАМ СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2083415C1 |
Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства | 1980 |
|
SU965865A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2008 |
|
RU2372240C2 |
Сцепное устройство полурам сочлененногоТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU835870A1 |
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1990 |
|
SU1771997A1 |
12 15 10 Ц 8 7 Л Фиг. 2 9
Авторы
Даты
1981-05-23—Публикация
1979-07-04—Подача