ти азимутальных углов величины рассогласования положения оборудования относительйо базовой диаметральной плоскости судна. Естественной базой отсчета азимутальных углов в данном способе является линия наибольшего ската основной плоскоети (плоскости, перпендикулярной диаметральной и проходящей через килевую линию) накрененного судна. Электрические уровни при получении равных отсчетов устанавливаются по этой линии 4. Недостатками этого способа являются низкая точность и большая трудоемкость -1г1..ерений. Погрешности измерения в этом способе обусловлены качкой судна, которая всегда имеет место при нахождении его на плаву. Погрешности увеличиваются с увеличением частоты, амплитуды и удаления уровня от центра качания судна. Цель изобретения - повышение точности и снижение трудоемкости измерений. Поставленная цель достигается тем, что в способе определения и согласования положения оборудования относительно базовой-диаметральной плоскости судна на плаву с помощью двух теодолитов, снабженных электрическими уровнями, путем установки одного из теодолитов по базовой плоскости судна, а второго теодолита по базовой линии согласуемого оборудования, поворота теодолитов и измерения посредством электрических уровней углов наклона теодолитов относительно вертикали, измерения азимутальных углов поворота теодолитов и определения по их разности искомой величины, до измерения теодолитами углов наклона определяют частоты колебаний электрических сигналов уровней, соответствующих килевой и бортовой качке судна, а затем поворачивают теодолиты до исключения в показаниях электрических уровней составляющих, соответствующих одной из частот.X Известно, что качка судна на тихой воде определяется уравнениями ,Strico,t , i-AiSLh.uJit, где а - мгновенные углы килевой и бортовой качки; А, и AI. - амплитуда килевой и бортовой качки; (1 и - частоты килевой и бортовой качки. Частоты JC| и со. различны (поскольку различны ширина и длина судна) и могут быть выделены из показаний электрических уровней. При произвольном положении уровня в его показаниях присутствуют составляющие обеих частот ot A1Sinu) AгSLnc)iЬ&.rv, где о и - углы поворота уровня относительно осей качания судна. При повороте уровня до параллельности одной из осей качания судна составляющая качки вокруг этой оси ь показаниях уровня исчезает. Составляющая качки вокруг второй оси в это время максимальная. Таким образом, с помощью электрического уровня определяется направление осей качания судна, являющихся в предложенном способе естественной базой отсчета азимутальных углов. Погрешность определения направления оси качания зависит от чувствительности V уровня и амплитуды А качки: Существующие электрические уровни имеют чувствительность до 0,1. При амплитуде качки А 5, погрещность не превышает 1,2 При увеличении амплитуды качки и чувствительности уровня погрешность способа уменьшается. На чертеже показана схема выверки гироприбора. Теодолит 1, снабженный электрическим уровнем 2, выверяют в створ по базовой линии диаметральной плоскости (ДП) судна 3. В этом положении на горизонтальном лимбе теодолита I устанавливают нулевой отсчет. Теодолит 4, снабженный электрическим уровнем 5, выверяют перпендикулярно зеркалу 6 на базовой оси гироприбора 7 и устанавливают в этом положении на горизонтальном лимбе теодолита 4 нулевой отсчет. Поворачивают теодолит 1 приблизительно на 45° к диаметральной плоскости судна и по показаниям уровня 2 определяют частоты качки судна 3 вокруг осей X и У. Разворачивают теЬдолиты 1 и 4 вокруг их главных осей до исключения в показаниях уровней 2 и 5 составляющих качки вокруг оси X. Измеряют азимутальные углы поворота теодолитов и по разности последних судят о параллельности базовой оси гироприбора 7 относительно диаметральной плоскости судна 3. Предлагаемый способ позволяет упростить схемы согласования, исключить обработку большого числа площадок под теодолиты, а также не требует вскрытия отверстий в корпусных конструкциях судна и прокладки световых каналов для визирных лучей; позволяет исключить трудоемкую операцию кренования судна и тем самым сократить сроки постройки судна. Точность способа с увеличением амплитуды качки увеличивается, а частота качки и расстояние между местом установки теодолита и центром качания не оказывают практически влияния на точность согласования оборудования. Уменьщение динамических погрешностей позволяет уменьшить число измерений и тем самым снизить их трудоемкость. Формула изобретения Способ определения и согласования положения оборудования относительно базовой диаметральной плоскости судна на плаву с помощью двух теодолитов, снабженных электрическими уровнями, путем установки одного из теодолитов по базовой плоскости судна, а второго теодолита - по базовой линии согласуемого оборудования, поворота теодолитов и измерения посредством электрических уровней углов наклона теодолитов относительио вертикали, измерения азимутальных углов поворота теодолитов и определения по их разности искомой величины, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и снижению трудоемкости измерений, до измерения теодолитами углов наклона определяют частоты колебаний электрических сигналов уровней, соответствующих килевой и бортовой качке судна, а затем поворачивают теодолиты до исключения в показаниях электрических уровней составляющих,соответствующих одной из частот.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Гаврилюк Л. П. и Марченко С. И. Применение теодолитов для судовых проверочных работ на плаву. Труды Николаевского кораблестроительного института, вып. 80, Николаев, 1974.
2.Патент США.№ 3709608, кл. 356-152, опублик. 1973.
3.Авторское свидетельство СССР № 431056, кл. В 63 В 9/06, 03.03.69.
4.Заявка Великобритании № 1321025, кл. G 1 N (G 01 С 9/06), 20.06.73 (прототип).
7
Авторы
Даты
1981-05-23—Публикация
1979-07-09—Подача