Изобретение относится к устройствам, облегчающим эксплуатацию и техническое .обслуживание самоходных машин. Во время работы тракторов и други самоходных машин возможны ситуации, приводящие к их опрокидыванию. К этому явлению может привести как сильный статический крен машины, так и высокий уровень ее угловых колебаний. Известны сигнальные устройства реагирующие на наклоны трактора, вкл чающие элемент чувствительности к уг лу наклона трактора и устройство подачи предупреждающего сигнала. Основной деталью указанного устро ства является маятник, замыкающий контакты сигнальной цепи UJИзвестны также устройства, включающие элемент, чувствительный к углу статического накпона трактора, ус литель сигнала наклона, устройство подачи предупреждающего сигнала, которое включает сигнал тревоги или какой-нибудь исполнительньй механизм, предотвращающий усугубление опасной ситуации, например, глушение двигателя или торможение машины fz. Недостатком известных устройств является их низкая эффективность, так как большинство случаев опрокидывания связано с .динамическими явлениями. Во время работы тракторов и других самоходных машин угроза опрокидывания может возникнуть не только от большого статического крена, превышающего углы продольной и поперечной устойчивости, но и вследствие значительного уровня как продольных, так и поперечных угловых колебаний. Эти колебаний особенно опасны, когда машина уже имеет определенный статический крен. В этом случае они могут вызвать опрокидывание, хотя статический угол наклона еще далек от критической величины.
Наиболее близким к предлагаемому является сигнализатор, содержащий элемент, чувствительный к углу статического наклона трактора, усилитель сигнала наклона, устройство подачи предупреждающего Сигнала. В устройстве имеется взаимосвязь между угловыми и вертикальными колебаниями его центра тяжести, которая может быть выражена аналитически и постоян ная для данного типа агрегата. Таким образом, используя характеристики случайного процесса ускорений трактора в вертикальном направлении, можно судить о его угловых колебаниях и вносить дополнительную поправку к сигналу от элемента чуЗвствительного к статическому наклону трактора, которая поможет предупредить оператора .о возможности его опрокидывания, при этом предупреждающий сигнал подается тем раньше, чем выше уровень вертикальных, а следовательно, и угловых колебаний трактора з.
Цель изобретения - повышение эффективности определения опасной ситуации.
Указанная цель достигается тем, что сигнализатор динамического опрокидывания трактора, содержащий элемент; чувствительный к углу статического наклона трактора, усилитель сигнала наклона, устройство подачи предупреждающего сигнала, снабжен датчиком вертикальных ускорений цент ра тяжести трактора, усилителем сигнала вертикальных ускорений, сумматором и пороговым устройством, при этом выход датчика вертикальных ускорений соединен со входом усилителя вертикальных ускорений, выход которого соединен с первым входом сумматора, ко второму входу которого присоединен выход усилителя сигнала наклона, а выход сумматора соединен со входом порогового устройства, к выходу которого подсоединено устройство подачи предупреждающего сигнала.
На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит элемент 1 чувствительности к углу статического наклона трактора, к выходу которого подключен усилитель 2 сигнала наклона, соединенный со вторым входом сумматора 3, к первому входу сумматора 3 присоединен выход усилителя 4 вертикальных ускорений, вход которого подключен к датчику 5 вертикальных ускорений центра тяжести трактора, выход сумматора 3 соединен со входом пороговогоустройства 6, выход которого соединен с устройством 7 подачи предупреждающего сигнала .
Принцип действия устройства заключается в следующем.
Сигналы от элемента 1.чувствительно го к статическому наклону трактора, и от датчика 5 вертикальных ускорений, пройдя соответственно усилитель 2 сигнала наклона и усилитель 4 сигнала вертикальных ускорений, поступают на первый и второй входь сумматора 3, на выходе которого образуется общий сигнал, представляющий собой сумму поступающих на его вход сигналов. Общий сигнал поступает на вход порогового устройства 6, уровень срабатывания которого устанавливается в зависимости от параметров трактора. В случае, если об.щий сигнал на входе порогового устройства 6 превышает уровень срабатывания, то оно включает устройство 7 подачи предупреждающего сигнала.
Таким образом, предлагаемое устройство в отличие от известных сие- . тем позволяет повысить определение опасных ситуаций, связанных не только со статическим наклоном трактора, но и с его УГЛОВЫМИ колебаниями.
Формула изобретения
Сигнализатор динамического опрокидывания трактора, содержащий элемент, чувствительный к углу статического наклона трактора, усилитель сигнала наклона, устройство подачи предупреждающего сигнала, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности определения опасной ситуации, он снабжен датчиком вертика,г1ьных ускорений центра тяжести трактора, усилителем сигнала вертикальных ускорений, сумматором и пороговым устройством, при этом выход датчика вертикальных ускорений соединен со входом усилителя вертикальных ускорений, выход которого соединен с первым входом сумматора, ко второму входу которого присоединен выход усилителя сигнала наклона, а выход сумматора соединен со входом порогового устройства, к выходу
дачи предупреждающего сигнала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
. 1. Патент США № 3671933, кл. 340-52 Н, 1970.
кл. В 7 Н, 1970.
3. Анилович В.Я., Барский И.Б,, 5 Кутанов Г.М. Динамика трактора. Машиностроение, 1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сигнализатор бокового опрокиды-ВАНия ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU846347A1 |
Устройство для предотвращения опрокидывания мобильной машины | 1983 |
|
SU1098857A1 |
Устройство для предотвращения опрокидывания мобильной машины | 1984 |
|
SU1191318A1 |
Устройство для предотвращения опрокидывания мобильной машины | 1988 |
|
SU1659280A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2423280C1 |
Способ управления антиблокировочной системой, противобуксовочной системой и системой курсовой устойчивости транспортного средства и устройство для его осуществления | 2020 |
|
RU2751471C1 |
Система поперечной устойчивости транспортного средства с гидропневматической подвеской | 1988 |
|
SU1551566A1 |
Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства | 1976 |
|
SU770857A1 |
Устройство для измерения рельефаМЕСТНОСТи | 1979 |
|
SU847035A2 |
Устройство для предотвращения опрокидывания мобильной машины | 1988 |
|
SU1562207A1 |
Авторы
Даты
1981-05-30—Публикация
1978-12-25—Подача