Устройство для измерения рельефаМЕСТНОСТи Советский патент 1981 года по МПК G01C7/04 

Описание патента на изобретение SU847035A2

1

Изобретение относится к информационным системам об окружающих условиях эксплуатации транспортных машин, может быть использовано для измерения рельефа местности в процессе движения этих машин.

По основному авт. св. № 735918 известно устройство для измерения рельефа местности, включающее в себя подвижную платформу с эластичными колесами, измеритель-преобразователь, выход которого соединен с датчиком пути через интегратор, а на входы.подключены выходы датчиков деформации-эластичного колеса, горизонта по крену и дифференту и один из выходов датчика хода подвески, другой выход которого связан со входом датчика деформации эластичного колеса, датчики вертикальных ускорений и усилий подвески и сумматор, причем датчик усилий подвески и сумматор последовательно включены между датчиком хода подвески и датчиком деформации эластичного колеса, датчик вертикального ускорения автономно подключен к одному из входов сумматора. Указанное устройство измеряет- рельеф местности с учетом деформации эластичного колеса как в

вертикально-продольной, так и в вер тикально-поперечной плоскостях 1.

Однако датчик деформации эластичного колеса измеряет деформацию солеса, обусловленную только инерционной силой,-приложенной к центру тяжести колеса, и нагрузкой, которая передается на колесо от подвижной платформы через упругую

подвеску, т.е. через рессору. Однако, если в подвеске подвижной платформы имеется еще и амортизатор, то кроме перечисленных выше сил на

15 колесо будет действовать еще и усилие от амортизатора, связанного с колесом. Величина усилия в амортизаторе зависит от скорости движения подвижной платформы, ее конструктивных параметров и скорости деформации подвески. Так как с целью повышения скорости движения практически все современные машины снабжаются амортизаторами, то при движении по

25 пересеченной местности неизбежно будут возникать усилия в амортизаторах величина которых может оказат1 ся соизмеримой с усилиями, возникающими в рессорах. Поэтому измерение рельефа с помощью известного устройства

неизбежно будет ,производиться с погрешностью .

Цель изобретения - повышение точности измерения рельефа.

Эта цель достигается тем, что устройство снабжено датчиком усилия в амортизаторе, подключенным выхо дом к одному из входов сумматора, и дополнительным интегратором, вход котсчрого соединен с выходом датчика вертикальных ускорений, а выход со входом датчика усилия в амортизаторе .

На фиг. 1 показана подвижная платформа с установленными на ней элементами измерения рельефа местности общий вид; на фиг. 2 - то же с элементами информации, вид сбоку; на фиг. 3 - блок-схема устройства для измерения рельефа местности; на фиг. 4 - характеристика упругого элемента i-ro эластичного колеса.

Устройство для измерения рельефа местности, установленное на подвижной платформе 1 с эластичными колесами 2, состоит из датчиков 2.и 3, регистрирующих ход подвески, 4 - деформацию эластичного колеса, 5 пройденный путь, 6 - вертикальное ускорение колеса, 7 - усилие рессоры, датчиков 8 горизонта по крену и 9 - горизонта по дифференту, а таже интегратора 10, дополнительного интегратора 11, датчика 12 усилия в амортизаторе, сумматора 13, измерителя-преобразователя и регистрирующе го прибора 15,

.Датчики 3 служат для измерения хода подвески относительно подвижной платформы и устанавливаются на подвесках средних колес многоопорной подвижной платформы (с целью уменьшения влияния отрыва колес от грунта) и на всех колесах, если подвижная платформа двухосная. В качестве датчиков хода -подвесок могут быть применены, например,стандартные вращаияциеся трансформаторы типа 5МВТ или сельсины типа БС-7, Датчики 4 определяют деформацию эластичного колеса через усилие подвески и вертикальное ускорение соответствующего колеса. Конструктивно датчик деформации эластичного колеса может бtгтъ выполнен в виде электронного блока нелинейностей, воспроизводящего упругую характеристику данного колеса. В качестве такого блока нелянейностей может быть использована, например, стандартная вставка функционального преобразователя (ВФП), входящая в комплект набора блока нелинейнрстей серии НВН-1. Датчик 5 пути служит для измерения пройденного расстояния и может быть выполнен, например, в виде свободнокатягцегося колеса со счеягчиком оборотов. Датчик 6 вертикального ускорения предназначен

для измерения вертикального ускорения, действующего на колесо в процессе его перемещения по поверхности. В качестве такого датчика может быть использован стандартный датчик линейных ускорений типа МП-68. 5 Датчик 7 усилия в рессоре служит для измерения усилия, которое передается от подвижной платформы на колесо через рессору. Это усилие датчиком 7 определяется по информации, которая в него поступает от датчика 3 хода подвески. В качестве датчика 7, также как и в качестве датчика 4 деформации эластичного колеса, могут быть использованы вставки функ 5 циональных преобразователей, входящие в комплект блоков нелинейностей серии НБН-1, которые воспроизводят упругую характеристику подвески. Датчик 8 и 9 горизонта соответственQ но по крену и дифференту служат для измерения углов наклона подвижной платформы в поперечной и продольной плоскостях. Б качестве .этих датчиков может быть применен датчик для измерения угловых перемещений типа ДК-6МТ или гироскоп, снабженный маятниковой коррекцией.

Интегратор 10 определяет высоты (координаты) рельефа местности под колесами подвижной платформы правого, а также левого бортов и может быть выполнен в виде катодного повторителя с переменной емкостью. Управление процессом интегрирования в интеграторе осуществляется по сигналам, поступающим от датчика 5 пути. I

Дополнительный интегратор 11 предназначен для определения скорости деформации подвески,которая необходима для определения усилия в амортизаторе. Этот интегратор также может быть выполнен в виде катодного повторителя с переменной емкостью, в котором процесс суммирования производится дао времени. Датчик 12 усилия

5 в амортизаторе предназначен для определения усилия, которое передается от подвижной платформы на колесо через амортизатор. Усилие в амортизаторе определяется по инфорQ мадии, которая в него поступает от дополнительного интегратора 11. В качестве этого датчика могут использоваться вставки функциональных пре- образователей, входящих в комплект

f блока нелинейностей серии НБН-1 и воспроизводящие диссипативную характеристику амортизатора. Сумматор 13 предназначен для определения суммарного усилия на колесе, которое складывается от нагрузок, передаваемых

0 от подвижной платформы через рессо, ру и амортизатор, а также инерционной силы, действующих на это колесо. Передаваемая от подвижной платформы нагрузка определяется с помощью датчиков усилия в рессоре 7 и амортизаторе 12, а инерционная сила с помощью датчика б вертикального ускорения. Сумматор 13 может быть выполнен, например на операционном усилителе типа 1УТ402. Измерительпреобразователь 14 определяет перепада) высот неровностей рельефа местности под колесами подвижной плат формы вертикально-продольной и вертикально-поперечной плоскости в темпе ее движения. Регистрирующий прибор 15 предназначен для регистрации координат проф ля под колесами правого и левого бор тов а также перепада высот рельефа местности между правым и левым борта ми. Регистр ирукдций прибор связан с ин тегратором, измерителем-преобразовате лем и датчиком пути.В :качестве регис рирующего устройства может быть прим нен осциллограф типа К-2021 с запись времени от электрочасов ЭЧ-64. На фиг. 1 и 2 обозначены: сГр,сд,сГ| перепад высот неровностей рельефа под колесами соответственно правого левого бортов и правого борта относительно левого; колея подвижной платформы расстояние между колесами в вертикально-продольной плоскости; соответственноуглы наклона подвижной платформы в вертикально-продольной и вертикально-поперечной плоскостях; расстояние от уровня заделки подвесок до центра их колес, измеренное в статическом положении подвижной платформы; радиусы колес с учетом их деформации; высота неровности рельефа местности под колесами правого борта. Устройство для измерения рельефа местности работает следующим образом При движении подвижной платформы по местности сигнал с первого выход датчика 3 хода подвески поступает- н вход датчика 7 усилий в подвеске, в котором воспроизводится упругая характеристика рессоры. Поэтому в зависимости от величины сигнала й, , поступившего с датчика хода подвески 3, с выхода датчика 7 усилий сни мается сигнал пропорциональный величине усилия Fp. (л h) , которое воздействует на колесо через подвес Кроме того, в процессе движения под вижной платформы с одного из выходов датчика б вертикального ускорен колеса поступает сигнал на вход доп нительного интегратора lj,c выхода которого снимается сигнал, пропорциональный скорости деформации подвески Ix; , который поступает на вход датчика 12 усилия в амортизаторе. в датчике 12 усилия воспроизводится диссипатив ая характеристика амортизатора. Поэтому в зависимости от величины скорости деформации подвески Ah; , поступившей с интегратора, с выхода датчика 12 усилия в амортизаторе снимается сигнал, пропорциональный усилию FO,- (Д ) , передающемуся от подвижной платформы через амортизатор. Затем сигналы с выходов датчиков 7, 6 и вертикального ускорения колеса, датчика 12 усилия в амортизаторе поступают на соответствующие входы сумматора 13.В сумматоре 13происходит вычисление суммарного усилия, действукяцего на колесо. С выхода cyNOTaxopa 13 сигнал поступает на, вход датчика 4 деформации эластичного колеса, в котором воспроизводится упругая характеристика этого колеса., в зависимости от значения суммарного усилия N,,- ( ) с выхода датчика 4 снимается сигнал, пропорциональный деформации эластичного колеса Ьг; (фиг. 4). Сигналы с выходов датчика 4 - деформации эластичного колеса, хода подвески 3, а также с выходов датчика 8 горизонта по крену и дифференту 9 поступают в измеритель-преобразователь 14, в котором производится вычисление перепадов высот неровностей рельефа сЯ, и (Д , а также перепадов высот рельефа правого борта относительно левого. Сигналы с выходов измерителя-преобразователя 14и датчика 5 пути поступают в интегратор 10, в котором происходит вычисление высот рельефа местности под колесами правого Нр и левого Нд бортов. Сигналы с выхода измерителяпреобразователя 14, интегратора 10 и датчика 5 пути поступают на регистрирующий прибор 15, в котором перечисленные параметры записываются на чувствительную пленку. Использование устройства позволяет повысить точность измерения рельефа за счет учета составляющих, влияющих на величину деформации колеса, что особенно важно при движении в труднопроходимых ситуациях. Формула изобретения Устройство для.измерения рельефа местности по авт. св. 735918, о тличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения, оно снабжено датчиком усилия в амортизаторе, подключенным выходом к одному из входов сумматора, и дополнительHbw интегратором, вход которого соединен с выходом датчика вертикальноускорений, а выход - со входом датчика усилия в амортизаторе. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке №2523737/10, кл.С 01 С 7/04, 1977 (прототип).

Похожие патенты SU847035A2

название год авторы номер документа
Устройство для измерения рельефа местности 1986
  • Сергеев Сергей Алексеевич
SU1339395A2
Устройство для измерения рельефа местности 1977
  • Авотин Евгений Викторович
  • Кемурджиан Александр Леонович
SU735918A2
Устройство для измерения рельефа 1976
  • Авотин Евгений Викторович
  • Бумагин Борис Евсеевич
  • Хаханов Юрий Александрович
SU649950A1
Устройство для измерения профиля местности 1986
  • Сергеев Сергей Алексеевич
  • Попов Алексей Геннадьевич
  • Пантелеев Владимир Александрович
SU1483259A1
Устройство для измерения рельефа местности 1982
  • Авотин Евгений Викторович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Кузьмин Михаил Михайлович
  • Сологуб Павел Степанович
SU1089414A2
Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства 1976
  • Авотин Евгений Викторович
  • Антонов Виталий Владимирович
  • Каширин Вячеслав Николаевич
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Коноплянник Дмитрий Иванович
  • Кузнецов Василий Григорьевич
  • Мишкинюк Вячеслав Константинович
  • Поляков Лев Николаевич
SU770857A1
Способ определения динамического взаимодействия транспортного средства с опорной поверхностью и устройство для его осуществления 1988
  • Авотин Евгений Викторович
  • Кузьмин Михаил Михайлович
  • Федосеев Сергей Валентинович
SU1622794A1
Устройство для измерения профиля местности 1976
  • Авотин Евгений Викторович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Кузнецов Василий Григорьевич
  • Поляков Лев Николаевич
  • Сологуб Павел Степанович
SU661235A1
Устройство прогнозирования положения транспортного средства при движении по пересеченной местности 1980
  • Авотин Евгений Викторович
  • Мишкинюк Вячеслав Константинович
  • Поляков Лев Николаевич
SU893595A1
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА 2001
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Буряков В.М.
  • Рогинский Е.Б.
RU2223460C2

Иллюстрации к изобретению SU 847 035 A2

Реферат патента 1981 года Устройство для измерения рельефаМЕСТНОСТи

Формула изобретения SU 847 035 A2

SU 847 035 A2

Авторы

Авотин Евгений Викторович

Жендаев Степан Георгиевич

Валяжонков Владимир Дмитриевич

Даты

1981-07-15Публикация

1979-10-15Подача