(54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС
и ступицу значительно изменяются. Это связанос тем, что диск колеса при охлаждении на воздухе охлаждается значительно быстрее чем обод. В результате этого в ободе сжимающие напряжения уменьшаются, что отрицательно сказывается на пластических характеристиках в условиях существования концентраторов и дефектов. Быстрое охлаждение (150-200 град/час) затрудняет также выделение водорода из массивного обода колеса.
Целью настоящего изобретения является повышение пластических свойств колес. Эта цель достигается тем, что в предложенном способе термической обработки железнодорожных колес колеса после отпуска охлаждают до 150-200°С со скоростью 15-20 град/ч.
Данное решение технической задачи дает возможность снизить остаточное содержание водорода в колесах до 2см /100г металла, сохранить сжимающие напряжения в ободе на уровне, созданном в процессе термоупрочн« 1ия и,- тем самым, практически устранить влияние описанных дефектов как концентраторов напряжений. Это обеспечивает в колесах, изготовленных из такой стали, повышение пластических характерис-. тик до значений, превышающих требования ГОСТ на колеса.
Сущность способа заключается в следующем.
Колесо нагревают до температуры аустенизации +(30-50)°С, помещают в охлаждающее устройство, в котором осуществляют упрочнение его обода из спрейерных устройств в течение 90-200 с при враще НИИ колеса. После этого колесо подстуживают на воздухе в течение 35-45 мин и помещают в печь с температурой 500 С, где производится отпуск. После отпуска колеса охлаждают до температуры 150-200° С со скоростью 15-20 град/ч.
Параметры охлаждения при термоупрочнении, подстуживании и охлаждении после отпуска определяются химическим составом колесной стали.
Охлаждение при термоупрочнении в течение 90 с предназначено для сталей с содержанием углерода плюс 1/4 марганца 084-0,87;S.a 200с -для сталей с содержанием углерода плюс 1/4 марганца - 0,62-0,630/0.
Выдержка на воздухе в течение 35 мин соответствует охлаждению обода при упрочнении в течение 200 с, а выдержка 45 мин соответствует охлаждению обода 90с.
Охлаждение после отпуска со скоростью 20 град/ч до температуры 200° соответствует стали с содержанием углерода 1/4 марганца - 0,62-0,63%, а 15 град/ч до температуры 150-0,84-0,87%,
При охлаждении после отпуска до температуры 150-200°С снижается содержание остаточного водорода и обеспечивается требуемая система остаточных напряжений. В результате этого повышаются пластические свойства колес.
Пример. Опробование способа было осуществлено в промышленных условиях колесопрокатного цеха завода HNJU К. Либкнехта. Колеса после отпуска охлаждались в теплоизолированных термосах. Параметры охлаждения и уровень пластических свойств приведены в таблице.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес | 1992 |
|
SU1836451A3 |
Способ термической обработки железнодорожных колес | 1975 |
|
SU549485A1 |
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали | 2016 |
|
RU2616756C1 |
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес | 1990 |
|
SU1735395A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС | 1997 |
|
RU2133286C1 |
Способ изготовления цельнокатаныхжЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС | 1979 |
|
SU829697A1 |
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес | 2016 |
|
RU2632507C1 |
Способ термической обработки цельнокатаных колес | 1985 |
|
SU1339148A1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС | 2007 |
|
RU2353672C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС | 1998 |
|
RU2140997C1 |
0,62-0,63470-480
0,72-0,73500-520
0,84-0,87500-520
0,62-0,63470-480
0,72-0,73500-520
0,84-0,87500-520
14 час
16,032,0 4,01,8
20 час
14,028,0 3,52,.О
25 час
12,025,0 3,02,0
13,525,0 3,84,0
не рег12,020,0 3,34,2
-ламентировано
10,017,0 2,84,3
Полученные результаты показывают, что описываемый способ позволяет получить более высокий уровень пластических свойств, и тем самым устранить брак колес по этим свойствам.
Формула изобретения
Способ термической обработки железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенизации, прерывистую
закалку обода, подстуживание на воздухе в течение 35-45 мин и отпуск при 450-500°С, отличающийся тем, целью повышения пластических свойств, колеса после отпуска охлаждают до 150-200°С со скоростью 15.-20 град/ч.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1981-06-07—Публикация
1979-03-29—Подача