Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес Советский патент 1993 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1836451A3

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес.

Задача изобретения заключается в разработке способа изготовления железнодорожных цельнокатаных колес, обеспечивающего возможность их эксплуатации при нагрузке на ось до 25 т.е.

Согласно изобретению поставленная задача решается тем. что в способе, включающем прокатку колес с охлаждением рабочих валков, термоупрочнение обода водой, отпуск, я также испытание ни прочностные

и пластические свойства металла их обода и диска, в процессе прокатки охлаждение рабочих валков начинают по завершении разгона и заканчивают перед его торможением, а термоупрочнение обода осуществляют через 15-35 ч после прокатки, при этом нагретое до температуры аустенитизации колесо предварительно по всем элементам подстуживают на воздухе в течение 30-70 с. а охлаждение обода водой производят со средней интенсивностью 3,0-5.0°Г/о п течение 100-200 с.

При реализации этого спосоГчл игпыга ние на свойства металла обода и .,и- кл ко00

СА О

сл

леса следует вести через 24-36 часов после завершения их отпуска.

Способ заключается в следующем. Колесную заготовку с температурой металла более 1000°С подают на колесопрокатный стан и устанавливают в межвалковое пространство. После сведения валков в рабочее положение и включения приводов заготовка начинает еращаться с ускорением. По достижении скорости вращения заготовки постоянной величины включают охлаждение валков. С окончанием прокатки колеса, перед началом его торможения, охлаждающую валки воду отключают. Таким образом, вода на валки, и соответственно на обод и диск прокатываемого колеса, поступает только при установившейся (постоянной) скорости вращения этого колеса. Таким образом исключается неравномерное поступление воды на обод и диск, не-. равномерное снижение температуры по периметру обода и диска, неравномерные обжатия и искажения размеров и профилей элементов колеса, что при мехобработке колес исключает неравномерный съем металла и нарушение сплошности его текстуры. Прокатанное и охлажденное колесо после его механической обработки через 15-35 час после окончания прокатки подвергают нагреву до температуры аустени- тизацим, которая зависит от содержания в металле углерода и легирующих элементов, подстуживают его в течение 30-70 секунд и подают на термоупрочнение обода. Термоупрочнение обода ведут водой со средней интенсивностью охлаждения 3,Q-5,f)dC/c в течение 100-200 с, а испытание металла обода и диска - по прошествии 24-36 ч после отпуска.

Срок 15-35 ч между окончанием прокатки и нагревом под термоупрочнение обусловлен следующим.

Установлено, что при критическом содержании водорода флСкены в колесной стали образуются в холодном состоянии по истечении определенного периода времени, называемого инкубационным, Продолжительность этого периода зависит (при обычном для колесной стали химсоставе и содержании водорода) от сечения массовых элементов колеса. Для колес, изготавливаемых по способу-прототипу, этот период составляет обычно 3-5 сут, и выдержка колес после пресс-прокатки в охлажденном состоянии до нагрева под упрочняющую термическую обработку в течение этого периода не приводит к образованию флоке- нов - недопустимых требованиями стандарта дефектов.

При производстве колес для работы в условиях повышенных нагрузок, имеющих увеличенное сечение элементов, в особенности ступицы, максимально возможная

продолжительность выдержки ограничивается временем 35 часов, по истечении которого возможно образование флокенов. Нижний предел выдержки 15 часов определяется необходимостью охлаждения до температуры цеха и механической обработки партии колес.

Время подстуживания после нагревало температуры аустенитизации в течение 30- 70 с определено экспериментально и в этом

промежутке оказалось достаточным, чтобы постепенно понизить температуру поверхности элементов колеса насталькр, чтобы избежать их коробление npTi последующем резком, с большой скоростью, охлаждении

колеса. При этом интервал в 70 с ограничивает время дальнейшего подстуживания необходимостью гарантировать аустенитное : состояние металла.

Время охлаждения обода водой 100.200 с и его интенсивность 3,0-5,0°С/с установлены также экспериментально. Они взаимосвязаны с содержанием углерода в колесной стали для обеспечения свойств металла обода и диска, соответствующих

требованиям к колесам повышенной грузоподъемности, а именно: твердость 280- 300 НВ, временное сопротивление 100- 115 кгс/мм , относительное удлинение 10- 15%, относительное сужение 15-25%, ударная вязкость - 3 кгс-м/см2.

При этом верхний предел времени охлаждения (200 с) интенсивности 5°С/с) соответствует стали с минимальным содержанием углерода - 0,55%, а нижние их пределы (100 с и 3°С/с) - стали с максимальным содержанием углерода - 0,65%.

Последующие после отпуска испытания на свойства металла обода и диска колеса ведут через 24-36 часов. Здесь 24 часа минимальное время для гарантированного обеспечения среднего уровня свойств металла колеса; 36 часов - максимальная величина времени выдержки колеса, обусловленная необходимостью обеспечения

требуемой производительности и уровня свойств для колес повышенной грузоподъемности.

Пример реализации способа. При изготовлении цельнокатаных вагонных колес

диаметром 957 мм из стали с содержанием углерода 0,63% в процессе прокатки на стане охлаждения валков включали через 1,9 сек после начала вращения заготовки. Это то время, за которое заготовка выходит на равномерную скорость вращения,

равную 1 об/с. Скорость вращения прокатываемой заготовки на колесопрокатных станах в мире принята одна и та же. Отключение подачи воды на валки производили одновременно с началом торможения валков в конце прокатки.

Как обычно по существующей технологии колеса калибровали на прессе усилием 3500 т.е., подвергали изотермической выдержке при 600°С в конвейерной печи, охлаждали на складе, производили осмотр, ремонт и механическую обработку обода и ступицы. Через 30 час после прокатки осуществляли нагрев колес до 860°С, после этого подстуживали каждое из них в течение 45 с на воздухе, а затем охлаждали обод водой на спрейерной установке в течение 120 с со средней интенсивностью 3,4°С/с. После отпуска при 520°С и охлаждения, спустя 31 час, производили испытание металла на свойства. При этом достигнута равномерность свойств по периметру ав - 105кгс/мм2, , V 21%. твердость 293едНВ.

Искажение профиля элементов колес после охлаждения практически отсутствовало, при механической обработке осуществлялся равномерный съем металла, не нарушалась сплошность текстура.

Все эти показатели обеспечивают эксплуатационную надежность цельнокатйных

колес с нагрузкой на ось в 25 т.е.

Формула изобретения 1, Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес для вагонов повышенной грузоподъемности, включающий

прокатку с охлаждением рабочих валкое, термоупрочнение обода водой, отпуск и испытание на прочностные и пластические свойства металла обода и диска, отличающийся тем, что в процессе прокатки

охлаждение рабочих валков начинают по завершении разгона колеса и оканчивают перед его торможением, а термоупрочнение осуществляют через 15-35 ч после прокатки, при этом нагретое до температуры аустенизации колесо предварительно по всем элементам подстуживают на воздухе в течение 30-70 с, И охлаждр -. обод зодсй производят со средней интенсивностью 3,0-5.0°С/с в течение 100-2000 с.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что испытание на свойства металла обода и диска колеса ведут через 24-36 ч после завершения отпуска.

Похожие патенты SU1836451A3

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ КОЛЕС 1998
  • Кузовков А.Я.
  • Петренко Ю.П.
  • Шегусов А.М.
  • Хафизуллин И.С.
  • Валетов М.С.
  • Комратов Ю.С.
RU2140996C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Тарасова В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
RU2133286C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1992
  • Баринова Г.П.
  • Узлов И.Г.
  • Мирошниченко Н.Г.
  • Валетов М.С.
  • Королев С.А.
  • Конышев А.А.
  • Антипов Б.Ф.
RU2049585C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТЫХ СЛИТКОВ 1997
  • Комратов Ю.С.
  • Кузовков А.Я.
  • Чернушевич А.В.
  • Петренко Ю.П.
  • Одиноков С.Ф.
  • Фетисов А.А.
  • Шегусов А.М.
  • Паршин В.А.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
RU2119841C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1995
  • Королев С.А.
  • Кондрушин А.И.
  • Валетов М.С.
  • Конышев А.А.
  • Антипов Б.Ф.
  • Яндимиров А.А.
  • Мазурин В.В.
RU2088678C1
Способ изготовления цельнокатаныхжЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Бабушкин Анатолий Павлович
SU829697A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1993
  • Узлов И.Г.
  • Тарасова В.А.
  • Валетов М.С.
  • Конышев А.А.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
RU2049588C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛЬНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Калинин А.Б.
  • Баринова Г.П.
  • Мазурин В.В.
  • Королев С.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Пашолок И.Л.
  • Волков А.М.
  • Седышев И.А.
  • Ефимов И.В.
  • Цюренко В.Н.
  • Харитонов В.Б.
RU2124056C1

Реферат патента 1993 года Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес

Использование: изобретение относится к термической обработке прокатных изделий, в частности к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Сущность: техническая задача по стабилизации технологического процесса изготовления цельнокатаных железнодорожных колес для вагоуов повышенной грузоподъемности с обеспечением нагрузки на ось до 25 т.е. решается за счет того, что в процессе прокатки охлаждение рабочих валков начинают по завершении разгона колеса и оканчивают перед его торможением, а термоупрочнение осуществляют через 15-35 ч после прокатки, при этом нагретое до температуры аустенитизации колесо предварительно по всем элементам подстуживают на воздухе в течение 30-70 с. а охлаждение обода водой производят со средней интенсивностью 3,0-5,0°С/с в сечение 100-200 с, после, чего испытание на свойства металла обода и диска колеса ведут через 24-36 ч после завершения отпуска. fe

Формула изобретения SU 1 836 451 A3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1836451A3

Бибин Г.А
и др
Производство железнодорожных колес, М.: Металлургия, 82
стр
Соломорезка 1918
  • Ногин В.Ф.
SU157A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1975
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Перков Олег Николаевич
SU549485A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1975
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Морозова Галина Степановна
  • Босис Злата Марковна
  • Стеценко Алексей Миронович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Стальнокрицкий Виктор Николаевич
SU615140A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Способ изготовления цельнокатаныхжЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Бабушкин Анатолий Павлович
SU829697A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
К.Ф.Стэродубов и др
Вертикальная прерывистая закалка цельнокатаных колес, Сталь, №8, 1970.

SU 1 836 451 A3

Авторы

Королев Сергей Александрович

Конышев Аркадий Андреевич

Антипов Борис Федорович

Валетов Михаил Серафимович

Мирошниченко Николай Григорьевич

Кузьмичев Геннадий Михайлович

Парышев Юрий Михайлович

Цюренко Владимир Николаевич

Даты

1993-08-23Публикация

1992-04-15Подача