Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес Советский патент 1992 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1735395A1

Изобретение относится к области металлургии, в частности к термической обработке железнодорожных колес.

Известны способы термической обработки железнодорожных колес, включающие нагрев колеса до температуры аустенизации, выдержку при этой температуре, термоупрочнение обода колеса в горизонтальном или вертикальном положении в охлаждающем устройстве, подстуживание на воздухе и отпуск при оптимальной температуре.

Недостатком известных способов является высокая энергоемкость процессов.

Наиболее близким к предлагаемому является способ термической обработки железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенизации, прерывистое охлаждение обода, подстуживание в течение 35-45 мин на воздухе и отпуск партии

колес в отапливаемых колодцах при 450- 500°С.

Недостатком известного способа является его высокая энергоемкость. Это обусловлено тем, что после выдачи из закалочной машины элементы колеса имеют значительную разницу в температуре, так как охлаждению водой подвергается только обод, Дальнейшее подстуживание стоп колес сохраняет разницу в температуре между элементами колеса в связи с тем, что удельная поверхность обода и диска значительно больше, чем удельная поверхность ступицы. Выравнивание температуры в элементах колеса занимает значительное время, составляет 50-60% всей продолжительности отпуска и требует значительных энергозатрат.

XJ CJ

СЛ

ico

сл

Цель изобретения - снижение энергоемкости процесса без снижения служебных характеристик колес.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес, включающему нагрев до температуры аус- тенизации, прерывистое охлаждение обода и отпуск партии колес в отапливаемых колодцах охлаждение обода ведут до средне- массовой температуры 300-320°С, затем партию колес помещают в отключенный колодец с температурой 320-390°С, выдерживают 30-40 мин и осуществляют нагрев до температуры отпуска с выдержкой 60-80 мин.

Прерывистое охлаждение обода осуществляют до его среднемассовой температуры 300-320°С. Охлаждение обода до такой температуры обеспечивает получение оптимальной структуры, представляющей собой ферритоцементитную смесь с пластинчатыми карбидами, а также без всяких энергозатрат позволяет выйти партии колес на начальной стадии отпуска на технологическую температуру отпуска за счет остаточного тепла ступиц.

Охлаждение обода ниже 300°С приведет в образованию мартенсита закалки. Такая структура после отпуска имеет низкую износостойкость и сопротивление усталостному выкрашиванию по сравнению с пластинчатыми продуктами распада аустенита. Охлаждение обода выше 320°С приведет при последующем отпуске к нагреву выше технологической температуры отпуска и, как следствие, к значительному разупрочнению,

После прерывистого охлаждения в закалочной машине партию колес помещают в отключенный колодец при 320-390°С и выдерживают в нем в течение 30-40 мин, что позволяет существенно сократить разницу в температуре элементов колеса за счет перераспределения тепла. Указанную выше температуру имеет отпускной колодец в момент загрузки очередной партии колес на отпуск. Время выдержки на данной стадии выбрано равным 30-40 мин, зависит от химического состава стали, т.е. от степени перегрева ступицы колеса относительно обода после упрочнения, В этот период происходит охлаждение ступицы колеса и одновременно разогрев обода. Сокращение времени на данной стадии не позволит ступице приобрести технологическую температуру отпуска, а увеличение продолжительности выдержки приведет к остыванию ступицы ниже технологической температуры.

Отпуск партии колес на данной стадии ведется при выключенных электронагревателях, т.е. без каких-либо энергозатрат, за счет перераспределения остаточного тепла

ступиц.

Затем включают колодец на технологическую температуру отпуска в течение 60- 80 мин. В этот период происходит выравнивание температуры в элементах ко0 лес (в основном разогрев обода до технологической температуры), и колес по высоте стопы. Продолжительность выдержки на данной стадии менее 60 мин не достаточна для гарантированного завершения процес5 сов отпуска и формирования наиболее благоприятной системы остаточных напряжений. Выдержка более 80 мин нецелесообразна, так как элементы колеса и сами колеса по высоте стопы имеют

0 одинаковую температуру (главное условие, преследуемое операцией отпуска для деталей сложной конфигурации). Следовательно отпадает необходимость в расходе электроэнергии.

5 Предлагаемый способ термической обработки позволяет значительно сократить расход электроэнергии при отпуске, так как при включенных электронагревателях партия колес находится в течение 30-50 мин, в

0 отличие от известного способа, при котором нагреватели работают в течение 70-75 мин. Благодаря выбору оптимальных темпе- ратурно-временных параметров ведения отпуска гарантируются высокие служебные

5 характеристики колес (не ниже служебных характеристик колес, обработанных по известному способу).

Использовали серийно изготовленные колеса ф 957 мм трех плавок, химический

0 состав которых приведен в табл.1.

Параметры термической обработки железнодорожных колес приведены в табл.2. Во всех группах колес определялись механические свойства и оценивался расход

5 электроэнергии при отпуске партии колес (6 шт.). Данные сведены в табл.3.

Применение предлагаемого способа обеспечивает экономию электроэнергии (30-37%) без снижения служебных характе0 ристик колес.

Формула изобретения Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенизации,

5 прерывистое охлаждение обода и отпуск партии колес в отапливаемых колодцах, о т- личающийся тем, что, с целью снижения энергоемкости процесса без снижения служебных характеристик колес, охлаждение обода ведут до среднемассовой температуры 300-320°С, затем партию колес помещают в отключенный колодец с температурой 320-390°С, выдерживают 30-40 мин и осуществляют нагрев до температуры отпуска с выдержкой 60-80 мин.

Похожие патенты SU1735395A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки цельнокатаных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Сидоренко Юрий Михайлович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Озимин Виктор Михайлович
  • Весна Александр Иванович
  • Галкин Валерий Константинович
  • Мазуркевич Валентин Семенович
SU1339148A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1982
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школа Владлен Иванович
  • Босис Злата Марковна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шевченко Павел Сидорович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Рыков Валерий Александрович
SU1087557A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1983
  • Узлов Иван Герасимович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Миронов Павел Федорович
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Козловский Альфред Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Стальнокрицкий Виктор Николаевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Сунгуров Азис Сунгурович
SU1235942A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Тарасова В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
RU2133286C1
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес 1992
  • Королев Сергей Александрович
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
SU1836451A3
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1995
  • Королев С.А.
  • Кондрушин А.И.
  • Валетов М.С.
  • Конышев А.А.
  • Антипов Б.Ф.
  • Яндимиров А.А.
  • Мазурин В.В.
RU2088678C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Ефимов И.В.
  • Солдатова Т.Е.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
RU2140997C1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Узлов Иван Герасимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
SU1425229A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТЫХ СЛИТКОВ 1997
  • Комратов Ю.С.
  • Кузовков А.Я.
  • Чернушевич А.В.
  • Петренко Ю.П.
  • Одиноков С.Ф.
  • Фетисов А.А.
  • Шегусов А.М.
  • Паршин В.А.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
RU2119841C1

Реферат патента 1992 года Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к прокатному производству, и может быть использовано при производстве железнодорожных колес. Целью изобретения является снижение энергоемкости процесса без снижения служебных характеристик. Колесо нагревают до 850°С. После аустенизации прерывистое охлаждение обода осуществляют в течение 200 с до его среднемассовой температуры 300°С. Затем партию колес помещают в отключенный колодец при 390°С, выдерживают в нем колеса в течение 40 мин, затем включают колодец на технологическую температуру отпуска 470°С и выдерживают их дополнительно в течение 60-80 мин. 3 табл. сл

Формула изобретения SU 1 735 395 A1

Т а б л и ц а 1

Табпи ца2

Табл.ицаЗ

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1735395A1

Способ термической обработки железнодорожных колес 1975
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Перков Олег Николаевич
SU549485A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 735 395 A1

Авторы

Мирошниченко Николай Григорьевич

Пирогов Виталий Александрович

Лисняк Александр Григорьевич

Кузьмичев Михаил Васильевич

Шаповал Евгений Андреевич

Староселецкий Михаил Ильич

Озимина Валентина Васильевна

Пахомов Геннадий Ефимович

Толстопят Владислав Алексеевич

Дюбченко Василий Григорьевич

Шкапров Виктор Павлович

Завадский Александр Ефимович

Даты

1992-05-23Публикация

1990-01-22Подача