Способ термической обработки цельнокатаных колес Советский патент 1987 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1339148A1

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к способам термической обработки цельнокатаных колес.

Целью изобретения япляется увеличение производительности процесса.

Способ включает аустенизацию, охлаждение обода до среднемассовой температуры 520-570°С, ступицы - до t (,„ (0-50) С и последующий отпуск в течение 2,0-2,3 ч.

Пример 1. Цельнокатаное железнодорожное колесо 0 950 мм из стали с содержанием углерода 0,53% (низк- ний предел по ГОСТу) и марганца 0,67% нагревают до температуры аусте- низации (860 С) и помешают в установку для прерывистого упрочнения обода водой. Упрочнение ведут в течение 130 с до достижения среднемассовой температуры обода 520-550 С. Затем колесо укладывают в стопу и производят принудительное охлаждение ступицы воздухом до среднемассовой температуры 450-470 С с одновременным подсту- живанием обода до среднемассовой температуры 430-450 С, при этом средне- массовая температура всего колеса становится равной температуре отпуска. Далее стопу колес загружают в колодец шахтного типа и производят отпуск при 450 С в течение 2,0 ч.

Проведенный хронометраж показывает, что продолж 1тельность процесса термообработки сокращается на 51 мин за счет уменьшения времени закалки на 70 с, подстуживания на 20 мин и отпуска на 30 мин.

Контроль механических свойств колес показывает их соответствие требованиям ГОСТа.

Пример 2. Цельнокатаное железнодорожное колесо 0 950 мм из стали с содержанием углерода 0,65% и марганца 0,84% (верхний предел по ГОСТу) нагревают до температуры аус- тенизации (860 С) и помещают в установку прерывистого упрочнения обода водой. Упрочнение ведут в течение 120 с до достижения среднемассовой температуры обода 540-570 С. Затем колесо укладывают в стопу и производят принудительное охлаждение ступиц воздухом до среднемассовой температуры 520-550 С с одновременным под- стуживанием обода до среднемассовой температуры 470-490 С, при зтом сред немассовая температура всего колеса становится равной температуре отпус

5

5

ка. Далее стопу загружают в колодец шахтного типа и производят отпуск при 500 С в течение 2,0 ч. Продолжительность процесса терм(5обработки сокращается на 50 мин за счет уменьшения времени закалки на 30 с, подстуживания на 20 мини отпуска на ЗОмин,

Механические свойства колес соответствуют требованиям ГОСТа.

В таблице приведены данные механических и эксплуатационных свойств колес после обработки по известному и предлагаемому способам, а также по режимам, выходящим за- граничные условия обработки.

Как видно из приведенных в таблице данных, повышение температуры окончания закалки до 570 С обеспечивает сокращение продолжительности закалки на закалочных машинах, не приводя при этом к снижению уровня механических свойств. Кроме того, отмечается снижение уровня остаточных технологических напряжений по сравнению с известным способом,происходящее вероятно в результате уменьшения градиента температур между элементами колеса.

В случае окончания закалки при 580°С имеются случаи снижения харакх теристик прочности колес, глатзным образом, в случае задержек при снятии колес с закалочных машин и установке их на установку для принудительного подстуживания.

Уменьшение продолжительности отпуска до 2 ч, осуществл енное за счет исключения операции подогрева обода 0 до температуры отпуска, не ска.зыва- ется на изменении уровня механических свойств и эксплуатационных характеристик колес. В случае проведения отпуска продолжительностью 1,7 ч отмечают некоторое повышение уровня остаточных напряжений в элементах колес.

Как видно из таблицы, после обработки по известному и предлагаемому способам достигаются одинаковые механические свойства. Преимущество предлагаемого способа заключается в повышении производительности процесса термообработки колес.

Как указано в примерах 1 и 2, сокращение продолжительности термической обработки составляет не менее 50 мин, т.е. 12-20%, что весьма существенно.

0

Б

5

0

5

31

Указанное уменьшение продолжительности термообработки достигается за счет значительного сокращения операций закалки и отпуска, а также исключения отдельной операции под- стулсивания колес в стопах на полу цеха, так как подстуживание по предлагаемому способу проводится в период набора колес в стопы.

При р аботе по предлагаемому способу в условиях термоучастка колесопрокатного цеха число обрабатываемых колес за восьмичасовую смену составляет (в среднем за месяц) 378 шт. при обработке по известному способу 327 шт. Повышение производительности процесса составляет 15,6%.

Продолжительность

отпуска, ч

Содержание,%:

углерода

марганца

Временное сопротивление, МПа

Относительное удлинение,%

Относительное сужение

Ударная вязкость, МДЖ/м

Уровень остаточных напряжений: на поверхности обода (сжимающие) в переходах из диска

в обод (растягивающие) в ступицу

в ободе на глубине 30 мм

Сопротивляемость выкрашиванию на глубине 30 мм, кг/мм

Износ на 10 оборотов образца на глубине 30 мм, г

Примечание: способ 5а - прототип, способы 36 и 46 - заявляем1)1е, способы За, Зв, 4а, 4в - по режимам, выходящим за граничные условия.

391484

Формула изобретения

Способ термической обработки цельнокатаных колес, включающий на- грев до температуры аустер(изации, охлаждение обода и ступицы с последующим отпуском, отличающийся тем, что, с целью увеличения производительности процесса,

1Q охлаждение обода ведут до среднемас- совой температуры 520-570 с, после чего производят охлаждение ступицы воздухом до среднемассовой температуры, равной t +(0-50)°С, с одно15 временным подстуживанием обода до среднемассовой температуры, равной t - (0-30) С, а отпуск проводят в течение 2,0-2,3 ч.

2,5

0,53 0,67

950

12,0 20,0

0,40

2,01,72,5

0,530,530,53

0,670,670,67

960950940

12,012,012,0

22,022,022,0

0,420,420,37

17 12

16

11

15

14

18 19

14 15

45

46

46

45 45

1,3 1,2

1,2

1,1 1,2 1,3

Похожие патенты SU1339148A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1990
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Лисняк Александр Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Толстопят Владислав Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шкапров Виктор Павлович
  • Завадский Александр Ефимович
SU1735395A1
Способ термической обработки колес 1990
  • Ващенко Александр Константинович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Рыков Валерий Александрович
  • Коваленко Виктор Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Озимин Виктор Михайлович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
SU1788046A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1982
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школа Владлен Иванович
  • Босис Злата Марковна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шевченко Павел Сидорович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Рыков Валерий Александрович
SU1087557A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Узлов Иван Герасимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
SU1425229A1
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес 1992
  • Королев Сергей Александрович
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
SU1836451A3
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТЫХ СЛИТКОВ 1997
  • Комратов Ю.С.
  • Кузовков А.Я.
  • Чернушевич А.В.
  • Петренко Ю.П.
  • Одиноков С.Ф.
  • Фетисов А.А.
  • Шегусов А.М.
  • Паршин В.А.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
RU2119841C1
Способ изготовления цельнокатаныхжЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Бабушкин Анатолий Павлович
SU829697A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1987
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Миронов Павел Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Чуприна Любовь Владимировна
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Лысогор Игорь Александрович
SU1497242A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1

Реферат патента 1987 года Способ термической обработки цельнокатаных колес

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к способам термической обработки цельнокатаных колес. Целью изобретения является увеличение производительности процесса. Способ включает аустенизацию, охлаждение обода до среднемассовой температуры 520-570 С, ступицы до t + (0-50)С и последующий отпуск ПТ в течение 2,0-2,3 ч. Использование способа позволяет сократить продолжительность термической обработки на 12-20% и повысить производительность процесса на 15% при сохранении требуемого уровня механических свойств. 1 табл. (Л 00 00 со 00

Формула изобретения SU 1 339 148 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1339148A1

Устройство для перемещения труб в нагревательных печах 1975
  • Богрец Герман Николаевич
  • Дудкин Вячеслав Федорович
SU549483A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1982
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школа Владлен Иванович
  • Босис Злата Марковна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шевченко Павел Сидорович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Рыков Валерий Александрович
SU1087557A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 339 148 A1

Авторы

Есаулов Александр Трофимович

Староселецкий Михаил Ильич

Башнин Юрий Алексеевич

Озимина Валентина Васильевна

Сидоренко Юрий Михайлович

Дюбченко Василий Григорьевич

Кузьмичев Михаил Васильевич

Озимин Виктор Михайлович

Весна Александр Иванович

Галкин Валерий Константинович

Мазуркевич Валентин Семенович

Даты

1987-09-23Публикация

1985-04-30Подача